«У каждого свой театр...» в Дальневосточном художественном музееВыставка живописи, графики, скульптуры и произведений декоративно-прикладного искусства, открывшаяся в Дальневосточном художественном музее, посвящена 200-летию со дня рождения выдающегося русского драматурга А. Н. Островского, чьи пьесы не сходят с театральных подмостков и в любые времена звучат остро и современно. Отдавая дань памяти «отцу русской сцены», устроители акцентируют внимание на отдельных вехах в развитии отечественного театра, определяя важную роль в этом творческом процессе авторов сценографического решения постановок. Выставка «У каждого свой театр...» представила работы из фондов ДВХМ, многие из которых ранее не выставлялись, давая тем самым редкий шанс познакомиться с произведениями известных российских и дальневосточных мастеров. Организаторы отмечают, что театрально-декорационное искусство — яркая и содержательная страница советской художественной культуры, по ней можно проследить творческий путь мастеров в поисках новых средств театральной выразительности, увидеть, как рождались синтетические сценические образы, почувствовать их созвучие с современностью. В экспозицию вошли живописные эскизы декораций таких известных советских театральных художников, как Маргарита Мукосеева, творившая в драматических и оперных театрах Москвы, Ленинграда, Перми, Саратова, Волгограда, Свердловска; ученик легендарного Н. П. Акимова Владимир Кордубайло, в разные годы работавший главным художником театра Балтийского флота в Лиепае и Большого концертного зала «Октябрьский» в Ленинграде; Ольга Твардовская и Владимир Макушенко, в творческом тандеме которых рождались визуальные образы спектаклей в Липецком государственном академическом театре драмы имени Л. Н. Толстого, Ленкоме, «Современнике», Московском театре «Et cetera», а также в Малом театре, где они создали эскизы декораций к «Женитьбе Бальзаминова» А. Н. Островского. Кроме того, Владимир Макушенко, оформивший в общей сложности около 100 спектаклей в различных театрах России, служил главным художником в Московском театре имени М. Н. Ермоловой, работал с Марком Захаровым, Леонидом Хейфецем, Галиной Волчек, Валерием Фокиным и другими известными режиссерами. Особый интерес представляют работы, посвященные людям театра — это портреты драматических актеров, среди которых Любовь Добржанская и Ирина Жданович, артистов балета. В числе авторов один из самых известных сценографов Большого театра Борис Успенский, писавший еще и жизнь театрального закулисья, Макс Бирштейн, запечатлевший великого Александра Вертинского. Отдельный зал отдан творчеству дальневосточников Галины Кабановой и Михаила Сергиенко — выпускников театрального отделения Владивостокского художественного училища. Дипломной работой Галины Ивановны стали эскизы к оформлению оперы «Иван Сусанин». Приехав в Хабаровск в 1951 году, она работала в театре музыкальной комедии заведующей поделочным цехом, а Михаил Евлампиевич — вторым художником в театре драмы. В экспозиции эскизы к театральным костюмам, созданные Михаилом Сергиенко, и эскизы декораций Галины Кабановой. У истоков театрального искусства на Дальнем Востоке России стоял и Василий Евтропович Романов, в 1950-е годы главный художник Амурского драматического театра в Благовещенске, а затем главный художник хабаровской оперетты. Созданные им эскизы декораций и костюмов к балету «Спящая красавица» в свое время были отмечены на конкурсе в Москве в числе лучших. На выставке можно увидеть портрет его жены, актрисы Хабаровского театра драмы Татьяны Проняковой-Романовой, написанный дочерью художника, известным дальневосточным живописцем Викторией Романовой. Анна МОРОЗОВА |
|||
|