Книга жизни чешского скульптора Франтишека ВинклераСтатья о Франтишеке Винклере написана на основе документальных источников, воспоминаний родственников, друзей, знакомых, очевидцев. Наша цель — исправить ошибки, неточности (пока время ушло не так далеко, и это можно сделать), чтобы воссоздать подлинный портрет скульптора, подарившего миру удивительные художественные образы — грандиозные, волнующие, прекрасные, иногда пугающие, но предельно реалистичные. Как, например, запомнившаяся владивостокцам монументальная скульптура молотобойца на привокзальной площади. Авторы не теряют надежды, что их творческие усилия не пройдут даром, и эта публикация, возможно, разбудит интерес неравнодушного исследователя, способного рассказать современному миру о талантливом мастере из Чехии. В книге жизни чешского скульптора Франтишека Винклера 72 страницы. По документам из личного дела солдата Чехословацкий армии в России, полученным из Vojensky historicky archiv (Прага), Франтишек Винклер родился 1 июня 1885 г. (со слов сына Игоря Владимировича указан 1884 г.) в Моравии в г. Пршеров округа Оломоуц (в то время Чехия находилась в составе Австро-Венгеркой империи). Трудно сказать, каким было его детство, потому что Франтишек Винклер незаконнорожденный и носил фамилию деда — меховщика Яна Винклера. Его мать Каролина впервые вышла замуж в 1893 г. за кровельщика Драбека, умершего через пять лет брака от туберкулеза. Вскоре она стала женой (и многодетной матерью, в этом союзе родилось много общих детей) помощника плотника Яна Влчека (по семейной легенде, мебельщика). Каким отчимом для подростка оказался Ян Влчек, история умалчивает, известно только, что после окончания городской школы 15-летний Франтишек уехал учиться в Прагу в Школу прикладного искусства, тогда единственную государственную художественную школу в Чехии. Ее миссия в то время — «воспитать кадры для художественной промышленности и подготовить педагогические кадры для преподавания прикладного искусства и для преподавания рисования в средних школах». «Школа была разделена на трехлетнюю общеобразовательную и последующие трех-, пятилетние профессиональные и специальные школы с дисциплинами архитектуры, скульптуры, рисунка, живописи, кино-и телевизионной графики, металлообработки, резьбы по дереву, флористики и текстиля». Франтишек учился по классу скульптуры. Чешская праправнучка Винклера Ольга Меличарова в письме к нам сообщила, что, к сожалению, «хроника Школы прикладного искусства в Праге не оцифрована». В карточке учета военнослужащего (копия личного дела из Военного исторического архива Праги) Winkler, в графе «профессия» четко написано: «академический скульптор, образование: городская школа и Школа прикладного искусства (ныне Академия искусств, архитектуры и дизайна)». В 1908 г., со слов биографа — омского художника Виктора Касьянова, Франтишека Винклера как перспективного выпускника академия отправила в Италию на стажировку. Документальных подтверждений его работы над оформлением красивейшего здания театра на Виноградах, а также преподавательской деятельности в Праге до Первой мировой войны пока не нашлось. «Я не могу найти упоминания о нем нигде в Чешской Республике», — написала Ольга Меличарова. Возможно, информация пока не оцифрована, и со временем (все может быть!) мы узнаем больше о его жизни на родине. 6 февраля 1909 г. (по копии выписки из церковной книги) 24-летний Франтишек Винклер женился на 23-летней Анежке Марешовой. В этом же году у них родилась дочь Власта. Это давняя романтическая история, потому что до свадьбы у пары уже был и умер в двухлетнем возрасте сын Ярослав. Третий ребенок, сын Святоплук, появился в 1912 г. Как и отец, он был очень одарен: автопутешественник, репортер, фотограф, бас-гитарист, актер-любитель, режиссер, основавший в Mohelnici, где жил, любительский театр, в котором играла одна из его дочерей Сватава (бабушка О. Меличаровой). Работал Святоплук в мэрии, позже руководил магазином «Электра». Прожил 96 лет. А Франтишек Винклер до войны обосновался по адресу: Пршеров, Велка Длажка, 33а. Профессиональная и семейная жизнь его была насыщенной и полноценной, появилась мастерская, где он занимался любимым делом. Ольга Меличарова нашла и прислала объявление из местной газеты за 1908 г. Мастерская выполняла «все декоративные скульптурные, фигурные, орнаментальные работы как на месте, так и по модели для отливок из бронзы, гипса и цемента, выполнение целых фасадов и внутренних украшений по собственному или предоставленному эскизу». 28 июля 1914 г. началась Первая мировая война, и 29-летней Франтишек Винклер был отправлен на Восточный фронт военным фотографом. 30 марта 1915 г. в Карпатах он попал в плен и вскоре оказался в Омске. Прожил здесь более трех лет, оставив сибирскому городу после себя такое великолепное культурное наследие, что омичи будут с благодарностью вспоминать его вечно. Омский период мастера подробно освещен в книге В. П. Касьянова «Одиссея скульптора Винклера». На службе в Чехословацкой армии (легионе) Франтишек Винклер находился всего месяц (подтверждение: документы, полученные из Военного исторического архива Праги): 23.07.1918 г. — зачислен в призывной пункт 2-го Омского пехотного полка. 26.07.1918 г. — зачислен в отдел чехословацкого народного совета — ОЧСНР (собственноручная подпись Винклера отсутствует). 12.08.1918 г. — решением военно-полевого суда № 247 Чехословацкой армии от 12.08.1918 г. назначено наказание — арест сроком на 1 месяц с 27.07.1918 г. за то, что опорочил Чехословацкую армию тем, что 23.07.1918 г. в присутствии большого количества людей использовал выражения о том, что Чехословацкая армия осуществляет мобилизацию путем террора и насилия, еще более сурового, чем старая власть, и в армию шли люди, которым нечего было защищать. Амнистирован. 01.09.1918 г. — зачислен стрелком для небоевого использования. 07.09.1918 г. — переведен в 1-й Омский стрелковый резервный полк для небоевого использования. 29.09.1918 г. — отправлен в командировку по делам Отдела Чехословацкого народного совета (ОЧНСР) в г. Екатеринбург. 29.09.1918 г. — переведен из резервного полка в штаб для прохождения службы. Есть еще один любопытный документ. Звание легионера присваивалось военнослужащим Чехословацкой армии в зависимости от времени нахождения в легионе и порядка прохождения службы. Винклер был легионером недолго, поэтому решением комиссии № 809.908 от 4.03.1924 г. на заявлении о признании его легионером стоит короткая резолюция: «отказано». На штампе, в нижней части документа: «...не является легионером согласно закону № 462/1919 сборника законов». Кто ходатайствовал о присвоении ему статуса легионера, неужели сам? Известно, что его чешская супруга Анежка Винклерова в 1921, 1923 и 1937 гг. обращалась в Министерство народной обороны (Ministerstvo Narodni Obrany) с заявлением о признании его легионером, подписывалась она так: Anezka Vinklerova, vdova po nezvestnem legionary (хотя в 1921 г. уже имела внебрачного сына Враня). В Министерстве она узнала, что он был зачислен в легион под русским именем Владимир (Vladimir), но в своих прошениях продолжала называть его Франтишеком. Анежка предполагала, что муж погиб, поскольку был принят в легион и не уволен. Женщиной она оказалась энергичной, мужественной и деловой. Вырастила троих детей, хлебнув горя в суровые годы Первой и Второй мировых войн. Мужнину мастерскую за неуплату аренды у нее отобрали, конфисковав все имущество, однако в 1930-е гг. она владела табачной лавкой в Mohelnici на Мораве, у Браны, 3. В 1937 г. Анежка вновь обращается в Министерство народной обороны за подтверждением о признании «memi muzi» Франтишека Винклера легионером, это нужно было для взрослого сына, служившего в Чехословацкой армии «jako deleslouzici desantnik instructor u cyklistickeho praporu 2, II rota ve Frydku». Легионеры пользовались в Чехословакии особым почетом и многими привилегиями, но такой статус получали не все. Винклер его не получил. В 1938 г. чешская семья узнала, что отец семейства жив, потому что Владимир Францевич через посольство Чехии в Харбине получил от старшего сына Святоплука известие. Во Владивосток Владимир (Франтишек) и Елена Винклеры приехали поездом, похоже, в чехословацком эшелоне. Хотя известно, что легион пассажиров не брал, только бойцов, так как при необходимости нужно было дать отпор союзникам, недолюбливавшему их местному населению, партизанам, красным, просто бандитам. Выехали они весной 1918 г., а прибыли в 1919-м, трудно сказать, в какое время, но, если первенец Владимир родился 17 августа, возможно, молодая семья прибыла во Владивосток зимой или в начале весны 1919 г. В предыдущих статьях мы писали, что Франтишек Винклер, оказавшись во Владивостоке, почти сразу включился в работу над мемориальным комплексом чехословацким легионерам — соотечественникам, нашедшим последний приют в Приморье. Так ли это? Историк Военного исторического института Праги Томаш Якл называет авторами памятника совсем других людей: «Проект общего оформления братской могилы разработал лейтенант инженер Шабацкий. Памятник проектировал скульптор стрелок Ян Странский». Есть свидетельство покойного профессора Обертаса, видевшего в основании памятника собственноручное клеймо Винклера. Приведем цитату из его неопубликованной статьи «О работах скульптора В. Винклера»: «В художественном отношении наиболее значимым является мемориальный ансамбль на кладбище. Крестообразная в плане его территория ограждена бетонной декоративной решеткой с характерным для модерна орнаментом. Металлические кованые створки ворот, заоваленные в верхней части, имеют рисунок в виде тянущихся вверх стеблей каких-то растений со склоненными головками. В центре кладбища расположена архитектурно-скульптурная композиция-памятник, состоящая из ступенчатого стилобата, четырехгранного пьедестала и водруженного на нем обелиска в виде узкой восьмигранной пирамиды, увенчанной скульптурой летящего сокола. У подножья обелиска размещена скульптура — фигура легионера в длинном плаще со склоненной головой и опущенным мечом в правой руке. Интересно то, что при определенном освещении (вечером) обелиск кажется лучом света, нисходящим из-под лап сокола. Традиционные художественные приемы модерна пронизывают весь ансамбль вплоть до формы каждого отдельного надгробья». Есть еще свидетельство. В 2001 г. музеем Коменского в Пршерове издан уникальный сборник «Земляки и граждане округа Пршеров в чехословацкой легионерской армии 1914–1920 гг.». Книга содержит исчерпывающий материал о Первой мировой войне глазами чехов, общую информацию о легионе, историю музея легионеров в Пршерове, воспоминания легионеров, списки погибших, умерших и без вести пропавших солдат из Пршерова, служивших в легионе. В этой книге имя Винклера упоминается трижды: на с. 16 четко написано: «Некоторые памятники погибшим братьям (брашкам по-чешски) проектировал Владимир Винклер — скульптор из Пршерова»; на с. 89 имя Винклера упоминается в списке легионеров по областям; на с. 105 — в общем списке легионеров. Франтишек Винклер, а с Омска — Владимир Францевич, вместе с русским другом художником А. Н. Клементьевым оформил в стиле романтического модерна зал ресторана «Золотой Рог». Эта работа канула в Лету, но мы нашли редкий снимок советского «Золотого Рога», дающий общее представление о былой его роскоши (ресторан успел пережить несколько ремонтов и один из них капитальный). Двухъярусный ресторанный зал, разделенный аркой в форме эллипса, когда-то был богато декорирован лепниной в форме цветочных венков и других причудливых элементов, выпуклые белые балконы до ремонта 1950-х тоже украшены изящным растительным орнаментом. Также имелись витражи, деревянный паркет, шелковые обои, роскошная люстра и множество круглых матово-белых светильников на разных уровнях, создававших атмосферу уюта, покоя и праздника. Владивостокский «Новый театр» построили к 1921 г. Его декором занимался В. Ф. Винклер (вместе с итальянским художником Ростичели): плоские и полукруглые пилястры с ионическими капителями, скульптурные рельефы, лепнина на фризе, выполнены в стиле романтического модерна, несохранившиеся бюсты и картуши на центральном фасаде, две элегантные, слегка вытянутые музы в неглубоких нишах, с маской и лирой, задрапированные в струящиеся туники, по сей день радуют приморцев. В интерьерах фойе и зала видны следы изысканного растительного узора, рассыпанного по стенам, полу, потолку. В центре потолка зрительного зала, там, где сейчас находятся люстры, парила, летела полуобнаженная богиня или муза в лентах, цветах, окруженная крылатыми путти. «Венский скульптор Винклер немало потрудился над отделкой художественно выполненных маскарано на колоннах и лицевой стороне лож, украшающих зал», — писала бойкая «Вечерняя газета» в 1921 г. А это ностальгирующий интернет-отклик из XXI в.: «Часть гипсовых барельефов на фасаде и внутри утрачена... В зрительном зале полуголую женщину-музу с потолка убрали в конце 80-х, якобы в целях безопасности...». После ленинского Декрета о памятниках республики, подписанного 12 апреля 1918 г., искусство превращалось в действенную силу, грозное оружие, выразителя духовных убеждений советских граждан. Таким произведением стала винклеровская монументальная композиция «Пролетарий, разбивающий цепи рабства на земном шаре» на здании бывшего «Гранд-отеля» по 1-й Морской, 2. Появилась она в 1926 г. До 7 ноября 1928 г., пока не открыли на Привокзальной площади памятник В. И. Ленину, непосредственно возле нее проводились митинги, демонстрации, городские праздники. Бывший пленный, чешский скульптор В. Ф. Винклер так здорово изобразил пролетария с молотом, безжалостно громящим толстые, выкрашенные в черный цвет цепи рабства, опутавшие макет голубого земного шара, что композиция стала чем-то вроде городской эмблемы. Иностранные моряки, крестьяне из приморской глубинки, задрав подбородки, подолгу смотрели на грозного молотобойца. Отрывок из автобиографической повести приморского писателя А. С. Якушева «Корешок»: «Они вышли на привокзальную площадь. Федя и глазам не поверил. Ночью проходил — ничего не заметил. А тут, оказывается, такой вид: прямо — огромный памятник Ленину, направо на плоской крыше здания, чем-то похожего на нос парохода, трепетало красное полотнище знамени. Под ним лежал земной шар, опутанный цепью. Над шаром стояла фигура мускулистого рабочего, который размахнулся кузнечным молотом. Федя невольно зажмурился. Ему представилось, что рабочий сейчас так трахнет молотом по цепи, что вдрызг рассыпется». Есть еще свидетель-современник — дальневосточный писатель Вадим Павчинский. Юный Семен из «Орлиного гнезда» признал в каменном кряжистом великане с чернокудрой головой и лихими усами родственную душу и горячо его зауважал. Между вторым и третьем этажами, над балконом, Винклер пристроил два гипсовых бюста с изображением К. Маркса и В. Ленина. Через 30 лет к зданию пристроили два этажа и демонтировали молотобойца. На фотодокументе начала 1960-х видны только надбалконные рельефы Маркса и Ленина. Запомнились владивостокцам еще одна уникальная работа Винклера. В 1923 г. сразу после установления советской власти партийное начальство устроило народу грандиозный политический праздник — постановочную мистерию «Интервенция в Приморье». В семи картинах были представлены серебрянорясные батюшки подшофе, кланяющиеся чешским легионерам, зверски расстрелянные рабочие и крестьяне. Апофеозом, под музыку и красные знамена, в город стремительно и триумфально вошла Красная армия — победительница. На фотодокументах отчетливо видно, как на грузовом «форде» по Алеутской и Светланской везут огромную статую, различимую до пояса. В конце праздника ненавистных героев старого мира, выполненных по заказу руководителей города В. Ф. Винклером, — три карикатурные гигантские гипсовые фигуры царя, богача и попа — безжалостно расстреляли. Трудно сказать, где обретались Винклеры во Владивостоке. В памяти сына Владимира, родившегося в 1919 г., остались очень скромная жизнь и скудный достаток. В 1928 г. В. Ф. Винклер при содействии посла Чехии Гейна уехал в Харбин, где тихо прожил с семьей 28 лет. Со слов биографа Виктора Касьянова, он не занимался политикой, растил детей, тяжело и много трудился. Одна из его харбинских работ — декоративные маски на здании Политехнического института — жива до сих пор. В 1941 г. трагически погибла Елена Павловна — любимая, друг, советчик, жена, подарившая ему девятерых детей, шесть из которых выжили и выросли достойными людьми. Страшное горе глубоко ранило художника, но не сразило. Надо было заботиться о детях, спасала работа: статуи, памятники, обелиски, белые ангелы, мраморные цветочные гирлянды, венки, «всевозможные работы из гранита, бетона, настоящего и искусственного мрамора». И равных ему в этом не было: только Винклер умел делать статуи, изображающие людей и ангелов. Кроме Иверской часовни в Харбине скульптор принял участие еще в одном значимом культовом проекте — создании часовни-памятника Венценосным Мученикам российским и югославскому королю Александру I Карагеоргиевичу. По словам строителя часовни архиепископа Нестора, внутренним украшением часовни и отделкой ее наружных деталей под руководством К. А. Караулова занимался художник-скульптор В. Ф. Винклер. За эту работу художник получил 628,55 гоби. Находилась часовня на Батальонной улице, 24 при храме Всех Скорбящих Радость. Часовня стояла за красивой чугунной оградой, украшенной художественными литыми медными двуглавыми орлами. Над ее выходом простирал царственные крылья величавый двуглавый орел. Слева и справа от входа возвышались императорская и королевская короны — убиенных Николая II и Александра I Карагеоргиевича. Внутри дивной красоты иконостас, на нем опять двуглавые орлы и короны. Перед иконостасом на колонном пьедестале — серебряная доска с именами царственных убиенных. Кругом лампады, ордена, медали, литые изваяния самих мученика-царя и мученика-короля, возможно, тоже работы В. Ф. Винклера. После разрушения в период культурной революции на этом месте построили семиэтажный дом. В 2014 г. из Государственного архива Хабаровского края удалось получить несколько документов (1939 и 1943 гг.), дающих некоторое представление о харбинском периоде жизни В. Ф. Винклера. Это очень краткие биографические справки из личного дела Винклера и членов его семьи. Анкет и фотографий нет, или они не сохранились. Скульптор Владимир Францевич Винклер, православного вероисповедания, владелец мастерской памятников, с семьей проживал на Большом проспекте, 8а «близ Нового кладбища», при мастерской находилась квартира, где жила семья. Его супруга Елена Павловна (1903 года рождения) — чешка в документе (она ведь русская — по фамилии Мусатова, или есть что-то, что мы не знаем?) занималась домашним хозяйством, на ее попечении было шестеро детей, сыновья Владимир, Георгий (по-семейному Юра), Игорь помогали отцу в мастерской, дочери Елена, Вера, крошка Мила (Марионилла) — по дому матери, младшие дети учились в Народной русской школе. Доход семьи в 1939 г. составлял 800 гоби, в 1943 г. вдвое меньше — 400–500. Одна из дочерей, Вера, вспоминала о трудном военном сиротском детстве: «Маму убило током, росли без материнской ласки; приходилось много работать, чтобы прокормить себя». В 1939 г. закрылось Чехословацкое консульство, и вся администрация перешла в консульство Германии в протекторатный отдел Богемия — Морава. Некоторое время художник был беспаспортным, в анкете 1943 г. В. Ф. Винклер указан германским подданным. В архиве Виктора Петровича Касьянова есть редкий фотодокумент. На послевоенном снимке немолодой Владимир Францевич на фоне пышной июльской листвы, совсем по Окуджаве: «Мы будем счастливы (благодаренье снимку!). Пусть жизнь короткая проносится и тает. На веки вечные мы все теперь в обнимку...», снимается со своим дружным семейством. Пройдет немного времени, русский Харбин начнет медленно угасать. В 1955 г. город и КВЖД вернули под юрисдикцию Китая, рушились семьи, родственники, друзья уезжали в Австралию, США, Южную Америку, Европу. Каждый член большой винклеровской семьи принял самостоятельное решение: Елена уехала в Австралию, Владимир, Георгий и Вера — в Советский Союз, Игорь и Марионилла в Чехословакию. Владимир Францевич остался в Харбине ждать визу на родину. Художник болел, переживал за детей, с их отъездом для него померк свет и почти угас смысл жизни. В июне 1956 г. ваятель, чей явный талант был недооценен при жизни и почти забыт после смерти, тихо умер на руках третьей жены Лидии Федоровны Бушковой-Новицкой и погребен на Успенском кладбище. На его могильном памятнике выбит православный крест. Марина АНДРЕЕВА Авторы статьи признательны чешской праправнучке скульптора В. Ф. Винклера Ольге Меличаровой за эксклюзивную информацию о нем, а также благодарят за участие и помощь председателя совета ЗРОО «Чешское общество «Незабудка» Татьяну Николаевну Ковалевскую (Чита). Огромное спасибо сотрудникам Государственного архива Хабаровского края за биографические сведения о харбинском периоде жизни семьи Винклер, низкий поклон художнику, исследователю, популяризатору творчества В. Ф. Винклера Виктору Петровичу Касьянову.
Литература и источники
|
|||
|