Способность творить обычно считается даром избранных или же приписывается едва ли не каждому человеку. Во всяком случае, детское творчество подтверждает именно второе предположение. Ведь нигде не увидишь столько фантазии и безудержно плещущего цвета, как на выставках маленьких художников. Побываешь на них, и кажется, в профессиональный творческий союз художников должно идти все подрастающее поколение. Однако с течением времени эта естественная свобода, как и постоянное желание детей рисовать, безвозвратно исчезают. Лишь немногие в своей дальнейшей жизни сделают карандаш и кисть с палитрой любимым рабочим инструментом. Раннее детство Валентины Муратовой прошло в уютном селе Кругликово, где было много бревенчатых, осанистых, украшенных резными наличниками домов. Во дворах и сарайчиках всегда суетилась проворная живность. Ей хорошо запомнилось, как ходили по грибы и ягоды с бабушкой. Тайга не только щедро делилась с ними своими дарами, но и открывала свою изменчивую красоту. Принесенные из леса цветы и веточки со спелыми ягодами порой становились терпеливыми натурщиками. Многоцветный осенний наряд дальневосточной природы стал для Валентины любимым временем года. Сколько помнит себя, с карандашами и красками в детстве она не расставалась. Часто рисовали вдвоем с сестрой-близнецом Галей, оставаясь одни, пока родители были на работе. До поступления в институт она окончила две художественные школы. В стенах вуза тоже все складывалось как нельзя лучше. Выразительные рисунки и наброски Валентины Муратовой были замечены преподавателями, и тогда же на худграфе состоялись ее две персональные выставки. Прошли замечательные и беззаботные годы студенчества с друзьями, жаркими и солнечными пленэрами и, конечно, пугающими просмотрами заданий по специальным дисциплинам во время каждой сессии. Педагоги факультета члены Союза художников России А. Д. Блажнов, Е. В. Бурлов, Е. И. Вольгушев, Е. М. Фентисов оставили о себе в душе Валентины благодарную память на долгие годы. И улыбчивая, всегда приветливая девушка, настроенная на творчество, тоже запомнилась преподавателям. Порой на худграф к Валентине заглядывала ее родная душа — сестра Галина. Не раз повторялась забавная ситуация, когда доцент Е. И. Вольгушев, не терпевший ленивых студентов, принимая Галину за Валентину, назидательно напоминал о необходимости идти в мастерскую дописывать постановку. После окончания вуза, когда выпадали свободные минуты, она рисовала просто для себя. В перестроечные 1980-е наступил катастрофический демонтаж всей страны. Ниша, многие десятилетия кормившая художников-оформителей, в одночасье обрушилась. Их труд и художественные навыки в новых условиях оказались никому не нужны. Бурное развитие цифровых технологий, судя по всему, окончательно похоронило эту рукодельную сферу профессиональной деятельности. Валентине пришлось выживать с тремя детьми на руках. О творчестве в тяжкие 1990-е годы жизнь просто заставила забыть. Надо было одной кормить и поднимать детей. Жизнь, наполненная материнскими хлопотами, волнениями и ежечасным трудом продолжалась. Прошло время, подросли дети и стали надежной опорой. И как только чуть свободнее задышалось, к Валентине вернулось забытое желание рисовать. В композициях Муратовой нет ошеломляющих цветовых эффектов, шокирующей провокационности, в них не рушится пространство и не деформируется форма. Одним словом, они лишены какого-то нарочитого эпатажа и не изумляют зрителя неожиданными художественными приемами. Графические листы обладают особым свойством, освежая наше внимание к тому повседневному, что нас всегда окружает. Валентина Муратова наделена редким даром видеть красивое и интересное, а порой и сказочное, в примелькавшемся и обыденном. В этом проявляется ее творческое начало художника. Тематика и жанры графических листов Муратовой разные. Ее душа и руки могут вдохнуть настроение покоя и гармонии в ничем не примечательный городской мотив старого Хабаровска, а в скромном букете полевых цветов и трав показать мир и дыхание природы. Удаются ей и детские портреты. Как художник-график она отдает предпочтение обычным материалам: белой и тонированной бумаге, простым и цветным карандашам, гелевой ручке. Иногда для акцента вводит в композиции гуашь. Из скромного набора материалов и инструментов Валентине удалось создать свой собственный, искренний мир, невероятно теплый и уютный. Каким-то образом она переливает естественное состояние неброской красоты непритязательных житейских мотивов в небольшие листы. В каждой графической работе она старается разнообразить линию, стремясь выявить особенности фактуры, подчеркнуть движение или характер строения формы. Мелкая вязь переплетений линии может иметь легкую, неопределенную воздушность, но при необходимости рождающаяся линия обретает геометрически отмеренную четкость. На краевой выставке в ноябре 2022 года в Картинной галерее имени А. С. Федотова можно было видеть несколько небольших зимних пейзажей Хабаровска Валентины Муратовой. От изображения таких знакомых, стареньких, заснеженных и неказистых домиков, которых совсем немного осталось в нашем городе, веяло тихой стариной. Некоторые были просто окутаны морозной дымкой, рядом с другими в снегу неутомимо возились дети («Тишина», 2019; «31 декабря», 2021). Городские пейзажи Муратовой порой наполнены множеством деталей, и наблюдательный зритель этого не упустит. Самая разная дворовая живность включена в среду ее композиций. В малом пространстве заброшенных городских двориков кипит жизнь. О чем-то хлопочут озабоченные птицы, а за ними с интересом наблюдают уличные коты. Им, задиристым и печальным, пушистым и побитым непростой жизнью свободным бродягам, посвящен даже «групповой портрет» («Дворовые коты», 2019). Графика Валентины притягательна своей камерностью, в которой соразмерность масштаба листа находится в гармонии и с темой, и с его лирическим наполнением. Старые домики и дворы Хабаровска могут быть созвучны зрительскому восприятию. Исходящий от листов визуальный импульс может соотноситься с бескрайней памятью детства или какими-то событиями жизни, а также ностальгическими нотами постепенно уходящего в небытие образа старого Хабаровска («Под снос», 2021). Погружает в теплые воспоминания о детстве графический лист «Вероникины сказки» (2020). Скрупулезная работа линией передает настроение покоя и трогательную погруженность ребенка в игру. Автор убедительно выявляет линией фактурные особенности предметного мира, избегая при этом перегруженности. Муратовой удалось передать не только задумчивое состояние внучки, но и по-матерински чуткое, трогательное восхищение хрупким и недолгим миром беззаботного детства. Обращаясь к жанру натюрморта, Валентина часто рисует цветы. В непритязательном сборе полевых цветов и трав всегда кипит жизнь. Располагая букет на переднем плане и максимально приближая его к зрителю, она делает заметным то, что доступно лишь наблюдательному взгляду художника. Среди стеблей и листьев снуют букашки, оставляя разрушительные и созидательные следы своей безостановочной деятельности. Этот прием использован в композиции «Облепиха» (2018). Ветка облепихи спелой пышностью ягод словно соперничает своей яркостью с соцветиями подсолнухов. Подсолнухи — частые и любимые модели композиций Муратовой. Некоторые, словно часовые, продолжают горделиво выситься на огороде, хотя порывистый ветер и птицы уже изрядно подточили их стать («Осень. На даче», 2018). Другие, изображенные в натюрморте, приближают к зрителю свои солнечные, угасающие или уже истлевшие лепестки, шепчут о приближении зимы («Осень. Подсолнухи», 2018). Простым графическим приемом введения локального цвета одним или двумя пятнами Валентина создает выразительные эмоциональные эффекты. Горячий, солнечный цвет абрикосов на тарелке освежает в сознании мысль о пришедшей осени («Абрикосы», 2022). Нельзя сказать, что в графике Валентины Муратовой ощутимо лишь абсолютное внимание к передаче натуры. В некоторые произведения она непринужденно и естественно вводит фантазийные детали. В вазе с полевыми цветами, стоящей на берегу, словно в реке, плавает стайка рыбешек («На рыбалке», 2022). Превратившись в сказочный теремок, выстроились в причудливую пирамиду фрагменты домиков в листе «Яблоки на снегу» (2010), а в облаках, словно новогодняя гирлянда с огоньками, висят елочные звезды. Некоторым графическим листам Валентины отчасти присущи черты иллюстративности. Особенно это заметно в композициях анималистической тематики. Мохнатые и полосатые герои всегда узнаваемы и доброжелательны. Автор видит и изображает их с легким юмором, а то и с искренним состраданием. При этом в ее композициях нет ни натужной, грубой стилизации, ни отвлеченной условности цвета. Наблюдательными людьми давно замечено, что в творчестве художников обычно прочитывается характер и настроение создателей. Всей графике Валентины Муратовой присущи лирическое начало и легкая улыбка, безоблачное настроение и непринужденная естественность. Душа Валентины Анатольевны, как и в давно минувшие молодые годы, выражена в ее композициях во всей полноте. Валентина и сейчас такая же улыбчивая и эмоциональная, открытая людям и миру, как и в давние студенческие годы. Виктория ШИШКИНА Валентина Анатольевна Муратова |
|||
|