- Научить главному
- Меняющие мир
- Единое пространство культуры
- «Арсеньев LIVE» – осеннее посвящение
- На профессиональной волне
- Рукотворная красота
- Владимир Торгашин. Образы времени
- Этнические сюжеты Натальи Дигор
- Елена Левандовская. Играть с восторгом
- Путь к себе
- Лариса Михайленко. Свой музыкальный мир
- Вечный бой скульптора Мильчина
- Маленькая городская история
- Волшебными тропами
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Инна Владимировна ЗОСИМОВА
Село Кондон Солнечного района Хабаровского края всегда славилось своими мастерами, сказителями, сильными шаманами. Наталья Дигор — член Союза художников России, достойная преемница традиций. В нынешнем году в Хабаровском краевом музее им. Н. И. Гродекова состоялась ее персональная выставка «Там, где спит Дракон». Наталья Мамоджоновна Дигор родилась в Кондоне, и вся ее жизнь связана с этим древним местом, наполненным мифами, легендами, сказками. Впервые оно упоминается в русских летописях 1651 года, но археологические раскопки А. П. Окладникова 1960-х подтвердили, что люди жили здесь более пяти тысяч лет назад. Село расположилось у подножия гряды сопок, называемой местными жителями Кайласо — спящий дракон. Их силуэт напоминает голову, туловище, хвост дракона. У основания сопок проводят ритуальные моления, во время которых божеству приносят угощение. Обращаться к Кайласо по имени было не принято, его уважительно называли Даи Сэвэ — «Великий Сэвэн». О кондонской сопке-драконе ходит много легенд, рассказывающих о силе, мощи и справедливости крылатого гиганта и о неотвратимости наказания для тех, кто проявил по отношению к нему непочтительность. Дракон — самый значительный и могущественный образ в нанайской мифологии. Он существует в разных формах. Например, костюм невесты служил воплощением образа этого грандиозного по силе и космического по масштабу мифологического существа. С драконом у нанайцев ассоциируется и великая река Амур. Ее русло, могучее течение воспринимаются ими как тело дракона, устье — его голова, а многочисленные притоки — грива. В Новый год, который нанайцы празднуют по восточному календарю, к праздничному столу готовят угощения, связанные с символикой дракона: макароны называют усами дракона, блины и лепешки — чешуей, а пельмени — ушами. В традиционных представлениях этого народа существуют драконы трех видов: Мудур, Пуймур и Сиймур. Мудур — земной дракон, живет в горах, выходит на свет из высоких сопок или кратеров вулканов, тянет хвост по земле, отчего остается след — просеки на склонах, где никогда больше не растут деревья. Пуймур — водный дракон. В грозовую погоду он выходит из озер, в которых живет, и в это время люди слышат звон его длинных усов. Вода в таких озерах черная, как и тело Пуймура, похожего на сома. Сиймур — небесный дракон. Он значительно меньше Мудура и похож на ящера. Когда летит по небу, сверкает чешуей, ослепляя людей. Эти и другие мифологические образы Наталья Дигор включает в сюжеты своих произведений. Получив профессиональное художественное образование, она сохраняет в творчестве прочную связь с духовной культурой и традиционным искусством своего народа. Так же, как сотни лет назад нанайские мастерицы вырезали орнаментальное кружево для своих изделий, Наталья придумывает собственные этнические узоры. Только это не трафареты из бересты и кожи рыбы, а бумажные картины. На них портреты жителей Кондона, сцены камлания шаманов, фрагменты древних мифов. Сложная, кропотливая техника не мешает автору передать динамику шаманского танца, узнаваемость лиц. В густом хитросплетении традиционного спирально-ленточного орнамента зритель должен найти изображения птиц, лягушек, змей, дракона и прочитать послание, зашифрованное в нем. Вторым смысловым акцентом и творчества художницы, и нынешней выставки в Гродековском музее помимо дракона стал образ Древа жизни, очень важного для мировоззрения всей первобытной культуры и приамурской в том числе. Это древо присутствует в большинстве работ Натальи Дигор и определенно связывает творчество художницы с древним искусством ее народа. В 2022 году вышла книга нанайских сказок «Легенды и сказки нашего детства». Выразительные и лаконичные иллюстрации к ним придумала и вырезала Наталья Дигор. Для вырезки художница применяет тонированную бумагу, маникюрные и хирургические ножницы. Начиная произведение, делает только предварительные эскизы, без подробных деталей, которые появляются в процессе работы. В своем творчестве она использует также и рыбью кожу, делает из этого природного материала различные современные аксессуары — сумочки, пояса, украшения. Наталья Мамоджоновна Дигор — участница многих региональных, международных и зарубежных выставок. Ее персоналии проходили в Хабаровском краеведческом музее им. Н. И. Гродекова («Легенды Кондонского дракона», 2007), Московском музее народной графики («Ритмы далеких бубнов», 2008), Музее изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре («Невесомые узоры Натальи Дигор», 2009; «Таинственные лики», 2018). Произведения хранятся в музейных собраниях Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, в музеях и частных коллекциях Японии, Китая, США, Франции. Дважды она становилась победителем краевого конкурса «Ремесла земли Дерсу» с присвоением звания «Лучший мастер народного художественного промысла и декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края» (2006 и 2012). В 2011 году художница получила звание лауреата премии губернатора Хабаровского края в области литературы и искусства в номинации «Народное художественное творчество», а в 2019 году на международном конкурсе «Великая моя страна» в рамках проекта «КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО, ТВОРЧЕСТВО (КИТ)» в номинации «Декоративно-прикладное искусство» удостоена Гран-при. С 2000 года Наталья Дигор руководит широко известным на российском Дальнем Востоке и за его пределами народным хореографическим ансамблем «Кэку» («Цветок»), в котором занимается более 30 молодых кондонцев. Ансамбль принимал участие в фестивалях и конкурсах в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, давал концерты в Китае и Японии. Для своих подопечных Наталья Мамоджоновна не только наставница и хореограф, она пример творческого и личностного развития, ориентир в непростой сегодняшней жизни. Помимо прочих талантов Наталья, несомненно, обладает педагогическим даром. Наблюдая за репетициями и выступлениями «Кэку», понимаешь, что это единый организм, где все понимают друг друга с полуслова, им достаточно едва заметного жеста руководителя, чтобы уяснить задачу. Так вышло, что открытие выставки «Там, где спит Дракон», состоявшейся в преддверии юбилея художницы, вылилось в праздник села Кондон. Как всегда ярко выступил ансамбль «Кэку», прошла презентация книги кондонских сказок. Сама Наталья провела экскурсию и рассказала о родном селе, дала мастер-классы по изготовлению сувенира из рыбьей кожи и национальной куклы акоан, в очередной раз подтвердив многогранность своего таланта. Галина ТИТОРЕВА |
|||
|