Этнические сюжеты Натальи Дигор

Наталья ДигорСело Кондон Солнечного района Хабаровского края всегда славилось своими мастерами, сказителями, сильными шаманами. Наталья Дигор — член Союза художников России, достойная преемница традиций. В нынешнем году в Хабаровском краевом музее им. Н. И. Гродекова состоялась ее персональная выставка «Там, где спит Дракон».

Мастер-класс Н. Дигор по изготовлению сувенира из рыбьей кожи.  2023Наталья Мамоджоновна Дигор родилась в Кондоне, и вся ее жизнь связана с этим древним местом, наполненным мифами, легендами, сказками. Впервые оно упоминается в русских летописях 1651 года, но археологические раскопки А. П. Окладникова 1960-х подтвердили, что люди жили здесь более пяти тысяч лет назад. Село расположилось у подножия гряды сопок, называемой местными жителями Кайласо — спящий дракон. Их силуэт напоминает голову, туловище, хвост дракона. У основания сопок проводят ритуальные моления, во время которых божеству приносят угощение. Обращаться к Кайласо по имени было не принято, его уважительно называли Даи Сэвэ — «Великий Сэвэн». О кондонской сопке-драконе ходит много легенд, рассказывающих о силе, мощи и справедливости крылатого гиганта и о неотвратимости наказания для тех, кто проявил по отношению к нему непочтительность.

Выступление ансамбля «Кэку» на открытии выставкиДракон — самый значительный и могущественный образ в нанайской мифологии. Он существует в разных формах. Например, костюм невесты служил воплощением образа этого грандиозного по силе и космического по масштабу мифологического существа. С драконом у нанайцев ассоциируется и великая река Амур. Ее русло, могучее течение воспринимаются ими как тело дракона, устье — его голова, а многочисленные притоки — грива. В Новый год, который нанайцы празднуют по восточному календарю, к праздничному столу готовят угощения, связанные с символикой дракона: макароны называют усами дракона, блины и лепешки — чешуей, а пельмени — ушами.

Сидящий шаман с трубкой. 2022.

В традиционных представлениях этого народа существуют драконы трех видов: Мудур, Пуймур и Сиймур. Мудур — земной дракон, живет в горах, выходит на свет из высоких сопок или кратеров вулканов, тянет хвост по земле, отчего остается след — просеки на склонах, где никогда больше не растут деревья. Пуймур — водный дракон. В грозовую погоду он выходит из озер, в которых живет, и в это время люди слышат звон его длинных усов. Вода в таких озерах черная, как и тело Пуймура, похожего на сома. Сиймур — небесный дракон. Он значительно меньше Мудура и похож на ящера. Когда летит по небу, сверкает чешуей, ослепляя людей.

Сопка Кайласо. Лето. 2020Эти и другие мифологические образы Наталья Дигор включает в сюжеты своих произведений. Получив профессиональное художественное образование, она сохраняет в творчестве прочную связь с духовной культурой и традиционным искусством своего народа. Так же, как сотни лет назад нанайские мастерицы вырезали орнаментальное кружево для своих изделий, Наталья придумывает собственные этнические узоры. Только это не трафареты из бересты и кожи рыбы, а бумажные картины. На них портреты жителей Кондона, сцены камлания шаманов, фрагменты древних мифов.

Бабушка курит трубку. Портрет Ксении Ивановны Дигор. 2019Сложная, кропотливая техника не мешает автору передать динамику шаманского танца, узнаваемость лиц. В густом хитросплетении традиционного спирально-ленточного орнамента зритель должен найти изображения птиц, лягушек, змей, дракона и прочитать послание, зашифрованное в нем. Вторым смысловым акцентом и творчества художницы, и нынешней выставки в Гродековском музее помимо дракона стал образ Древа жизни, очень важного для мировоззрения всей первобытной культуры и приамурской в том числе. Это древо присутствует в большинстве работ Натальи Дигор и определенно связывает творчество художницы с древним искусством ее народа.

В 2022 году вышла книга нанайских сказок «Легенды и сказки нашего детства». Выразительные и лаконичные иллюстрации к ним придумала и вырезала Наталья Дигор. Для вырезки художница применяет тонированную бумагу, маникюрные и хирургические ножницы. Начиная произведение, делает только предварительные эскизы, без подробных деталей, которые появляются в процессе работы. В своем творчестве она использует также и рыбью кожу, делает из этого природного материала различные современные аксессуары — сумочки, пояса, украшения.

Иллюстрация к сказке  «Как Уде и Акя ходили на охоту». 2022Наталья Мамоджоновна Дигор — участница многих региональных, международных и зарубежных выставок. Ее персоналии проходили в Хабаровском краеведческом музее им. Н. И. Гродекова («Легенды Кондонского дракона», 2007), Московском музее народной графики («Ритмы далеких бубнов», 2008), Музее изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре («Невесомые узоры Натальи Дигор», 2009; «Таинственные лики», 2018). Произведения хранятся в музейных собраниях Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, в музеях и частных коллекциях Японии, Китая, США, Франции. Дважды она становилась победителем краевого конкурса «Ремесла земли Дерсу» с присвоением звания «Лучший мастер народного художественного промысла и декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края» (2006 и 2012). В 2011 году художница получила звание лауреата премии губернатора Хабаровского края в области литературы и искусства в номинации «Народное художественное творчество», а в 2019 году на международном конкурсе «Великая моя страна» в рамках проекта «КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО, ТВОРЧЕСТВО (КИТ)» в номинации «Декоративно-прикладное искусство» удостоена Гран-при.

Иллюстрация к сказке «Старик и старуха». 2022С 2000 года Наталья Дигор руководит широко известным на российском Дальнем Востоке и за его пределами народным хореографическим ансамблем «Кэку» («Цветок»), в котором занимается более 30 молодых кондонцев. Ансамбль принимал участие в фестивалях и конкурсах в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, давал концерты в Китае и Японии. Для своих подопечных Наталья Мамоджоновна не только наставница и хореограф, она пример творческого и личностного развития, ориентир в непростой сегодняшней жизни. Помимо прочих талантов Наталья, несомненно, обладает педагогическим даром. Наблюдая за репетициями и выступлениями «Кэку», понимаешь, что это единый организм, где все понимают друг друга с полуслова, им достаточно едва заметного жеста руководителя, чтобы уяснить задачу.

Так вышло, что открытие выставки «Там, где спит Дракон», состоявшейся в преддверии юбилея художницы, вылилось в праздник села Кондон. Как всегда ярко выступил ансамбль «Кэку», прошла презентация книги кондонских сказок. Сама Наталья провела экскурсию и рассказала о родном селе, дала мастер-классы по изготовлению сувенира из рыбьей кожи и национальной куклы акоан, в очередной раз подтвердив многогранность своего таланта.

Галина ТИТОРЕВА