Путь к себе

Творческие поиски театральной студии «Пилигрим»

Дмитрий Дмитриевич Баркевич

Лариса Юрьевна Гранатова

Театральной студии «Пилигрим» из Комсомольска-на-Амуре без малого 20 лет. В 2015 году в честь 10-летия и по результатам поставленных спектаклей ей присвоили звание образцового творческого коллектива Хабаровского края.

Осень 2005 года изменила жизнь актеров драматического театра Комсомольска-на-Амуре Ларисы Гранатовой и Дмитрия Баркевича. Они решили создать студию для талантливых подростков и обрели поддержку в лице тогдашнего директора театра В. И. Пушкина. Идея назвать свое детище «Пилигримом» (странник, путешественник) возникла сразу, ведь это выражает суть того, чему его создатели посвятили свой путь — путешествие по драматургии, исследуя человека в его различных проявлениях. Словом, постоянные творческие поиски.

По сути, театр — мир судеб на сцене, соприкасающийся с душой зрителя и отражающийся в творческой жизни актера. Поэтому, создавая театральную студию, Лариса Гранатова и Дмитрий Баркевич понимали меру ответственности за развитие личности в юном человеке и свое влияние на него. За каждым именем подростка начало движения к осознанности самостоятельной взрослой жизни, путь к себе, внутреннему человеку, через театр. К тому же в процессе творчества возникает тесное межличностное единение, поэтому доверие к юным актерам как к личностям существенно для взаимоотношений, а подросток, чувствуя такую взаимосвязь, учится понимать других и верить в себя.

Благодаря «Пилигриму» дети обретают опору в развитии своих талантов, получают первые профессиональные навыки. Софья Пономарева, 16 лет: «В нашем театре есть особая энергетика, которой не обладают другие студии. Когда я шла на первое занятие, то думала: вдруг я что-то сделаю не так? Но эти мысли быстро ушли. Каждый раз мы пробуем что-то новое, нас не загоняют в жесткие рамки. Театр меняет людей. Это место, в котором ты не только работаешь над дикцией и голосом, но и меняешь мировоззрение, по-новому видишь мир. У меня произошли внутренние изменения, исчезли замкнутость, чувство страха, я стала лучше разбираться в людях».

Лариса Гранатова со студийцами

Каждая постановка этого театра неожиданна для зрителя, для каждой найден особый стилистический подход. Например, публицистический спектакль «Мой город» (2018), созданный на основе исторических свидетельств о Комсомольске-на-Амуре, воспоминаний старожилов, сочинений сегодняшних школьников. Этот объемный материал органично вплетен в контекст жизни детей военного времени и сегодняшнего дня: разные музыкальные ритмы, поэзия, чтение дневников объединены эмоциональной сопричастностью с событиями в стране.

Драматическая канва постановки «Ганди молчал по субботам» (2019, режиссер Л. Гранатова) фокусируется на лейтмотиве юношеского бунта против внешнего прикрытия взрослыми семейного предательства. Спектакль начинается необычно. Студийцы импровизируют, не обращая внимания на зрителей, что-то читают, негромко переговариваются. И пришедшие на спектакль, не понимая, что происходит, тоже разговаривают, отыскивают свои места в зале. Наконец со сцены объявляется о начале, но актеры как будто просто повторяют свои роли. Оказывается, это сцена репетиции. Главный герой — подросток в исполнении А. Колясниковой — снимает обычную одежду и надевает сценический костюм. Это же делают другие участники. Начинается действие — повествование. Поначалу спокойное и неспешное, оно наполняется диалогами героев пьесы, образуя полифонию и семейных отношений, и личных судеб. На сцене будут появляться мягкие игрушки, бумаги, но сценографический лаконизм метафор не только расширяет жизненные личные смыслы, но и усиливает драматизм происходящего. Юные актеры настолько глубоко проживают внутренний мир своих персонажей, что забываешь об их возрасте. Они создают подлинную реальность происходящего, и ты понимаешь, насколько это важно для зрителей, которые, в основном, подростки. Возможно благодаря этому спектаклю они получают ответы на собственные вопросы.

Сцена из спектакля «Анна Каренина»

Каждая работа «Пилигрима» — пространство субъективного напряжения, которое обращено к зрителю, активно вовлекая его в диалог. И потому художественная задача театра — поиск новых театральных форм через интеграцию современной хореографии, искусства жеста, пантомимы, инсталляции, голоса. Вот почему требования к поступающим в студию профессиональные, аналогичные прослушиванию в театральные вузы: басня, проза, песня, танец, стихотворение. Валерия Моторная: «Больше всего на прослушивании понравилось то, что педагог задавала мне важные вопросы, например, „Для чего ты решила сюда прийти?“, „Как ты представляешь себя актрисой?“, „Готова ли ты взять на себя ответственность?“ и т. п. В тот момент я поняла, что это место, в котором нужно трудиться, только так можно добиться результатов. И самое главное, чтобы ко всему этому был интерес».

Любовь к театру, к своей профессии Лариса Гранатова и Дмитрий Баркевич передают ученикам, упорно работают с ними над поиском максимальной выразительности театрального образа: они ведут их к «телесному осознанию», содержательности движений, работе с пространством и голосом. И еще один важный, требующий пристального внимания момент — эмоции. Федор Клюев: «Я считаю, что играть роль — значит, как можно дальше уйти от самого себя. Взять отпуск от своей собственной личности. Стать другим и войти в кожу другого человека — так нам говорят наши наставники».

Сцена из спектакля «В ожидании Годо»

В детстве, юности много путей, и каждый выбирает свой уникальный путь. Ксения Шахназарова, 17 лет: «Это уникальное место, созданное профессионалами своего дела. Мне сказали, что будет сложно в „Пилигриме“, предупреждали, что у руководителей нетипичные методы преподавания, но я никого не слушала. В библиотеке имени Островского есть экземпляр книги стихов Ларисы Юрьевны Гранатовой. Все ее стихотворения неординарные, метафоричные, каждый найдет в них что-то для себя. На прослушивании я читала эмоционально сложное письмо из пьесы Нины Беленицкой „Письма к папеньке“, не играя, а проживая этот текст. Дмитрий Дмитриевич сидел с серьезным лицом и смотрел вдаль, а Лариса Юрьевна спросила, занималась ли я раньше где-нибудь. Это два ярких момента в прослушивании. А самым волнующим стал для меня период после прослушивания и до первого занятия. Осознание, что произошло то, чего ты ждал так долго и готовился с трепетом. Я и плакала, и смеялась... Первым занятием для меня стало мастерство актера с Ларисой Юрьевной, и потом вновь переполняли эмоции: я поняла, что мои ожидания оправданны... Работа над ролью и, в первую очередь, работа над собой, проработка своих страхов, пути возможных решений. Уроки актерского мастерства требуют хорошо развитого кругозора, нужно уметь мыслить нестандартно. Если тяжело, мы не сдаемся, спрашиваем, и нам все подробно объясняют. Интересна хореографическая импровизация: включается любая музыка, и нужно тут же придумать связку из хореографических элементов. Это трудно, поэтому дополнительно дома разрабатываю хореографическую импровизацию и разбираю определенные движения для спектакля... Но театр в целом не должен эмоционально влиять на жизнь актера. Нас учат, что, например, сумасшедшим ты должен быть только на сцене, а за пределами сцены мы — это мы».

Сцены из спектакля «Душа подушки»Спектакль — это художественное произведение, воспринимаемое в синтезе вербального и визуального языков. Современный театр часто выходит за границы литературного текста. Таким неожиданным для публики стал пластический спектакль «Анна Каренина» (2020) по сценарию Ларисы Гранатовой. В нем две Анны, два Вронских, два Карениных. Предельно лаконичная декорация в виде инсталляции, цвет в костюмах символичен — красный, белый, черный. В семиотическом пространстве активна роль света, который как будто настраивает зрительское восприятие. Лаконичность диалогов и сдержанная интонационная выразительность акцентирует каждое слово, подкрепленное пластическими движениями. Буквально осязаема глубина драматической выразительности, благодаря чему сконцентрирован образ Анны, и зритель как будто получает новый импульс для размышления над трагической судьбой. Но образы персонажей усложнены, потому что зрительское внимание постоянно переключается на игру актеров, а вернее, на их искреннее проживание роли.

Лариса Гранатова склонна к постановкам сложных пьес с внутренней смысловой насыщенностью. Таким стал спектакль «В ожидании Годо» (2022). Эта пьеса Сэмюэла Беккета считается вершиной постмодернизма, здесь абсурдность действий — знак бессмысленности, отчаяния человека в окружающем хаосе пустой событийности. Это мир без опоры, потому и костюмы персонажей в дырках. Только ожидание Кого-то дает надежду на смысл каждого дня. Артур Баркевич о своей роли: «... это было тяжело, постоянные внутренние переживания, у меня долго не получалось ни на репетициях, ни на прогоне. Нужно было играть старого человека. Но когда был спектакль, образ вдруг родился. В пьесе это отрицательный персонаж, у меня получился другой образ. Он не отрицательный герой, а человек с проблемами».

Сцены из спектакля «Душа подушки»Каждая роль юного человека в театре — постижение смыслов жизни, за этим большой труд развития мастерства и, более всего, духовного труда. Александра Бесщетникова: «Разбор действий по частям с трудом дается, мы разбираем каждое движение по пальчикам, суставам, это медленно происходит, а нужно делать быстро. Преподаватели с разным подходом. Лариса Юрьевна толерантна, с терпением разбирает этюды, переделывает их. Но и тренажи Дмитрия Дмитриевича люблю, хотя и жесткие, это физическая подготовка, но с каждым годом становлюсь крепче и сильнее. С ним и мастерство проходим в атмосфере заботы и юмора. Перед сном часто думаю над образами, размышляю, потому что нужно жить, а не играть. Люблю хореографию, каждый раз что-то новое. Хореографию ведет Артур Баркевич».

Неудивительно, что сын руководителей «Пилигрима» тоже стал студийцем. «С рождения ходил на спектакли театра и студии, а в семь лет возникло непреодолимое желание быть в этой студии, — рассказывает Артур. — Но я картавил, и родители поставили условие (ультиматум) — исправить. Исправил в течение недели, и это было как чудо. Мой первый дебют как актера и постановщика танца — пародия на Майкла Джексона. С 2017 года стал ставить танцы, а с сентября 2021 года как хореограф-постановщик работал с детьми помладше: учил их слушать тело. Это сложно, так как работали в современной хореографии. Наш „Пилигрим“ для меня — одна большая семья. Мы всегда единое целое».

Сцена из спектакля «И мы смеемся»В 2022 году Артур Баркевич поставил пластический эксперимент «Воспоминания» по картинам Ларисы Гранатовой, социальную драму «Душа подушки». по пьесе Олжаса Жанайдарова. В этом году он стал студентом первого курса Московской театральной школы Олега Табакова.

Нынешней весной прошел Седьмой открытый региональный фестиваль любительских театральных коллективов «Театральное Зазеркалье — 2023». Студия успешно представила две работы: пластический спектакль по пьесе О. Жанайдарова «Душа подушки» (диплом первой степени в номинации «Лучшее пластическое решение») и спектакль-шутку в одном действии по пьесе Е. Дорн «И мы смеемся» в постановке Л. Гранатовой (Гран-при фестиваля). Кроме того, отмечены актеры — за лучшую мужскую роль (А. Баркевич за роль Саши) и лучшую эпизодическую роль (В. Шестопалов за роль Родителя).

Спектакль «И мы смеемся» держит в напряжении с самого начала: жесткая музыка, агрессивные движения подростков и посмертные речи — живые картины школьной жизни, где буллинг существует как обычное жестокое развлечение. Захар Саблин, исполнитель роли жертвы: «Люблю Шекспира, мечтаю играть шекспировские роли. В этом театре у меня первая роль — путь превращения мальчика в психа. Роль Игоря, которого все обижают, а потом он становится психом... Студийцы играют драматургию психологической реальности, где агрессия окружающих и предательство близких, равнодушие взрослых приводят к трагедии. Режиссер в этой истории делает акцент на личной ответственности каждого, подчеркивая этим актуальность спектакля».

Артур Баркевич (слева) и Вячеслав Шестопалов (справа) в спектакле «И мы смеемся»Руководители «Пилигрима» верят и в талант, и в личностные качества своих подопечных, вместе с ними исследуют мир человека, ведя их по театральной стезе. Потому и материал для постановок отбирается насыщенный драматическими коллизиями современности, а стремление к поиску авангардных художественных средств еще более обостряет образную суть. Сегодня двенадцать выпускников «Пилигрима» продолжают актерский профессиональный путь. Егор Расторгуев и Евгений Бадулин окончили театральные вузы и вернулись на сцену Комсомольского-на-Амуре драматического, их работами восхищаются зрители, они получают профессиональные премии. Но именно «Пилигрим» стал для них началом начал.

Ольга ПРИВАЛОВА
Фото Владимира Куликова