Музей – учебник – и снова музей

Актуальные сюжеты для уроков по истории Дальнего Востока России

Вы задумывались о том, как пишутся школьные учебники, в частности по региональной истории? Кое-кто думает, что автор будущей книги отправляется в местный архив и переворачивает груду документов, чтобы откопать в них «правду» и перенести ее на страницы своего «объективного» труда. На сколько лет такой историк изолирует себя от реальности и когда новый учебник поступит в школы?.. К окончанию его работы в государстве не один раз обновятся образовательные стандарты и программы, вырастут новые поколения «цифровых аборигенов», обнаружатся новые источники, проливающие свет на «дела давно минувших дней» и т. д., и т. п.

Более массовой является практика переработки лекционных курсов и университетских материалов под формат школьного учебника. Это и времени занимает меньше, и доверие автору выдается авансом: «преподает в университете», «сотрудник академического института», «профессиональный историк»... Только учебники для детей получаются скучными, наукообразными, похожими один на другой.

Комплекс учебных пособий по истории Дальнего Востока России отличается от других региональных изданий многими свойствами. Отчасти я рассказала о них в своем интервью в предыдущем номере журнала «Словесница искусств» (2023, № 2). Возвращаясь к неисчерпаемой для меня теме, хочу представить читателям труд нашего авторского коллектива как результат взаимовыгодного творческого союза с музеями Хабаровска, Хабаровского края и других регионов Дальневосточного федерального округа.

«Бери лучшее, бери огонь, стряхивай пепел...»

Школьники на выставке  «Детективы истории» в музее археологии. 2021Ни один из двух выше описанных путей создания школьных учебников с самого начала не был нашим. Путеводными звездами для нас стали юные земляки-дальневосточники, их познавательные запросы и любознательность, а также историко-культурное наследие нашего региона, при грамотном педагогическом подходе воспитывающее чувства сопричастности с историей России и культурой своей малой родины.

Наш путь начался в 2018 г., когда мы с моим соавтором М. И. Романовой обратились в Хабаровский краевой музей им. Н. И. Гродекова с просьбой предоставить фотографии предметов материальной культуры из фондов археологического отдела для публикации в учебнике по истории Дальнего Востока России в древности и Средневековье. Нашу просьбу охотно выполнили, и поэтому раздел о Дальнем Востоке в первобытную эпоху щедро проиллюстрирован изображениями орудий труда, керамических изделий, предметов быта и повседневности, скульптур и предметов, о назначении которых археологи спорят (керамические шары со спиральными орнаментами, «Амурский водяной», «Тигриный предмет» и др.).

Научные загадки перекочевали в школьный учебник. Таким способом мы вводим школьников в мир исторической науки — мир открытый, творческий, размышляющий, потому что «наука всех стремится сделать сомневающимися» (Б. Брехт). Предлагаем ребятам над каждым предметом из прошлого размышлять: почему ученые не могут точно определить назначение некоторых артефактов, найденных при раскопках древних дальневосточных поселений? В чем их загадочность? Почему археологи выдвигают разные версии происхождения и функционирования этих предметов в первобытное время? Какая точка зрения кажется более интересной, а какая — более достоверной? Итогом квазинаучных дискуссий младших подростков может, например, стать творческий проект тематического зала «Загадки и ребусы древних скульпторов Дальнего Востока», подготовленный в соответствии с четкими правилами создания музейной экспозиции, но с полетом мысли и детской фантазии.

Школьники на выставке  «Детективы истории» в музее археологии. 2021Кардинальным поворотом в нашем сотрудничестве с музеем в первый же год стали уникальные документы об археологических раскопках около железнодорожного моста в районе Хабаровска в начале XX в. Музей превратился в соавтора учебного контента, в инициатора актуальных сюжетов, видов уроков и внеклассной деятельности. Извлеченные из фондов ХКМ редкие карты задали тему досье «Археологическая экспедиция В. К. Арсеньева в 1912–1913 гг.» и направления поисково-исследовательской работы самих школьников: как называются археологические объекты, указанные на схемах? Где они находятся? В каком состоянии застал В. К. Арсеньев археологические памятники на Большом Уссурийском острове в 1910-е гг.? О чем рассказали ученым найденные там предметы? В каком виде Арсеньевская коллекция пребывает в наши дни? Где она хранится? Как экспонируется?..

Ответить на последний вопрос помог сам же музей. Через год после выхода нашего учебника ХКМ подготовил выставку «Детективы истории», на стендах и витринах которой оказались некоторые предметы и те самые карты Арсеньева. Школьники, которые пришли на выставку, превратились в расследователей: по конкретному изображению в учебнике нужно было найти «свой» экспонат в одном из музейных залов; рассказать о нем, используя информационные табло, консультируясь с куратором выставки и... подглядывая в учебник. Еще через три года с экспонатами Арсеньевской коллекции школьники могли встретиться в музее на юбилейной тематической выставке «Кто вы, Арсеньев?».

Тогда же произошло «обратное движение»: из музея — в новый учебник. Прелюбопытные экспонаты — «хлеб, которым питались в пути первые переселенцы на Дальний Восток в 1869 г.» и именная этикетка, заполненная рукой В. К. Арсеньева в ноябре 1914 г., вскоре оказались на странице учебника по истории Дальнего Востока России в XIX — начале XX в., стали объектом творческого воображения и историко-критического анализа девятиклассников: «Каким образом этот хлеб мог оказаться в коллекции В. К. Арсеньева? Придумайте правдоподобную историю его обнаружения и передачи в музей Хабаровска в начале ХХ в. Обратите внимание на дату составления этикетки. Как вы думаете, почему В. К. Арсеньев превратил хлеб в музейный экспонат?» и т. д.

«Надо знать Отечество во всех его пределах!»

Фрагмент тематического разворота из учебника по истории Дальнего Востока России для 9-го класса с изображением хлеба переселенцев и этикетки, заполненной  В.К. АрсеньевымХронологические рамки второго учебного пособия — XVII–XVIII вв., а его девиз — слова Степана Петровича Крашенинникова, «Академии Наук Профессора», как было указано на титульном листе его научного сочинения «Описание земли Камчатки» (опубликованного, увы, через год после смерти автора — в 1756 г.).

XVII в. — движение русских мореходов и землепроходцев «встречь солнцу», закрепление за Россией новых территорий, а затем, в XVIII в., научные экспедиции и экономическое освоение «Колумбами росскими» (Г. Р. Державин) противоположных берегов Тихого океана. Увидеть подлинные документы и вещи В. Пояркова, И. Москвитина, Е. Хабарова и их сподвижников в залах наших музеев мы, естественно, не рассчитывали. Но музей истории города Хабаровска поделился с нами информационными и иллюстративными материалами стендовой выставки «Амурская шаманка». Сначала семиклассники могут прочитать в учебнике о загадочной находке археологов во время полевых экспедиционных работ на берегу залива Баня (ЕАО) в 1992 г., а потом погрузиться в научный процесс создания скульптурной реконструкции образа человека по его останкам, познакомиться с музейной профессией «антрополог», с конкретным специалистом и делом его умелых рук — гипсовым бюстом «шаманки».

Работая над сюжетом об Албазино — первом русском городе на Амуре (1665–1689) — мы обратились к директору Амурского областного краеведческого музея. Е. В. Иванова прислала оцифрованные изображения албазинских реликвий, в том числе фотографии бюста одного из защитников легендарной крепости. Скульптурную реконструкцию его облика ученые выполнили впервые при изучении культурно-исторического наследия Амурской области. Нашим школьникам выпал второй шанс проникнуть в лабораторию антрополога, увидеть и оценить краеведческий музей с принципиально новой для себя стороны — как научно-исследовательское учреждение, вооруженное современными информационно-коммуникационными технологиями воссоздания и демонстрации уникальных исторических и культурных памятников.

Амурский кубок – творческий проект экологического кружка школы № 3 п. Хор Хабаровского краяВ этом же плане показателен эпизод нашей работы с визуальными и информационными материалами ХКМ о корове Стеллера. От сотрудников музея мы узнали, где были найдены скелеты истребленных к середине XVIII в. редких морских животных (обратная сторона «Великих географических открытий» и коммерческих проектов освоения природных богатств Северо-Восточной Азии); как с Чукотки они были доставлены в Хабаровск. Факт приобретения в 1896 г. Приамурским отделом Императорского Русского географического общества двух скелетов вымершей стеллеровой коровы, опубликованный в печати, «произвел мировую сенсацию в ученых сферах». Из музеев Франции, Германии, Австро-Венгрии и Музея Императорской Академии наук в Петербурге пришли запросы на их приобретение. Один из скелетов был отправлен в Париж, «укупоренный в пять ящиков весом 31 пуд», но по каким-то причинам затерялся на просторах Европы или Франции. Второй скелет, как вы помните или догадываетесь, стоял на специальном подиуме в музее Хабаровска до тех пор, пока из-за строгих требований к его сохранности не отправился в фонды отдела природы ХКМ. Кое-что узнать о «естественно-исторической реликвии Гродековского музея» по подсказке в нашем учебнике современные школьники могут, обратившись к старшему научному сотруднику научно-исследовательского отдела природы Е. В. Новомодному. Почти два десятка лет ученый посвятил изучению уникального экспоната и подготовил книгу, которая быстро стала библиографическим раритетом.

«Как Художник рисует Историю?»

Амурская шаманка. Досье в учебнике по истории Дальнего Востока России для 7–8-х классов

Работа над каждым следующим учебным пособием не только расширяла географию «наших музеев», но вносила новые краски в партнерские отношения с ними. Главной особенностью третьей книги стала рубрика «Историческая живопись». Своим появлением она обязана «долгому XIX веку», то есть столетию, идейно-ценностное начало которому положила Великая французская революция, а конец — Первая мировая война. Образы исторических личностей позднего Нового времени, оставивших заметный след в изучении и освоении российского Дальнего Востока, запечатлели помимо фотографов художники. Одни были современниками персонажей и событий авторов парадных портретов и батальных полотен (К. Е. Маковский, А. А. Сахаров), другие их потомками и поэтому реконструировали образы прошлого с «оглядкой на современность» (В. Е. Романов, Г. С. Зорин, В. Д. Овчинников).

Новизна нашего историко-дидактического подхода к визуальным источникам заключалась в том, чтобы представить школьникам репродукции художественных произведений как объекты в первую очередь историко-критического исследования: «Подумайте, какими источниками мог пользоваться художник для реконструкции исторического события, ни свидетелем, ни участником которого он не был?», «Что общего и в чем отличия литературной и художественной версий одного и того же исторического события?», «Как событие 1858 г. перекликается со временем создания картины «Айгунский договор» (1947)? Почему, как вы думаете, советскому художнику разрешили нарисовать «царского генерала»? и др.

Если с «озадачиванием» картин проблем не было в силу того, что содержательную линию «История и Художник» я не один год разрабатываю с научно-методических позиций, то с разрешением дальневосточных музеев на публикацию экспонатов из своих фондов пришлось немного повозиться. Издательство «Русское слово» очень ответственно подходит к авторским правам на произведения, фрагменты которых публикуются в учебниках. Дольше всех шли розыски оригинала картины В. Д. Овчинникова «Капитан Дьяченко» (1982). Оказалось, что она экспонируется в зале Военно-исторического музея Восточного военного округа (Хабаровск). Его директор Е. А. Нищимных разрешила сделать качественную фотографию и поставить ее в нашем учебнике. Надеемся, что теперь посетители дальневосточных музеев будут дольше задерживаться около исторических портретов, батальных полотен и сюжетно-тематических картин, вступать в «диалог культур» с авторами этих произведений и своими современниками.

«Учебник продлевает жизнь музейных проектов»

Учителя истории Хабаровского края в ХКМ у картины В.Е. Романова «Айгунский договор». 2023В каком направлении развивается наше сотрудничество с музеями в работе над очередным учебным пособием? Оно посвящено истории Дальнего Востока России в первой половине ХХ в. Наше внимание привлекли научно-исследовательские проекты ХКМ, посвященные ярким историческим деятелям (Н. И. Гродеков, В. К. Арсеньев и др.), уникальным документам из его фондов (этнографические снимки П. Шимкевича, фотографии военного корреспондента Н. Шкулина, карикатуры В. Павчинского, плакаты и листовки военных лет, письма с фронтов Великой Отечественной войны и др.), а также «белым страницам» в истории Дальнего Востока (пребывание военнопленных Первой мировой войны в Приамурском крае и конкретно в Хабаровске, денежное обращение на Дальнем Востоке в годы Гражданской войны и интервенции), первые научные экспедиции по изучению клещевого энцефалита (1930-е), Хабаровский процесс (1949 г.) и др. Тематические выставки в музее когда-то заканчиваются, каталоги становятся библиографической редкостью, а подрастающие поколения оказываются вне информационно-событийного поля, важного для понимания связи региональной истории с историей страны и мира, роли личности и масс в разрушении «чужого мира», творении «нашего мира», «зигзагов» исторической памяти...

Приведу один сюжет из будущего учебника, созданный на основе каталога тематической выставки «Шкулин. Маньчжурская операция» (Хабаровск, 2020). «Итогом пребывания фотокорреспондента Н. Н. Шкулина на фронте стали более тысячи снимков, сделанных в условиях наступления советских войск, кратких затиший, освобождения жителей Северного Китая. Фотолетопись событий августа-сентября 1945 г. теперь хранится в фондах ХКМ. Только десятая часть снимков была представлена на тематической выставке в музее (2020), еще меньше вошли в ее каталог. Давайте вместе пролистаем его страницы. Вопросы и задания: 1. На карте (с....) с помощью географических и хронологических указателей в подписях к фотографиям найдите места, где были сделаны эти снимки. 2. Какие аспекты маньчжурской операции освещают фотографии Н. Н. Шкулина? Что нового они вносят в представления о советско-японской войне на территории Северного Китая? 3. К каким видам относятся эти фотографии: постановочным, репортажным или спонтанным? Свой ответ объясните. 4. Что привлекает ваше внимание на конкретных снимках? С помощью дополнительных источников найдите ответы на возникшие вопросы».

Чем сотрудничество авторского коллектива с региональными музеями выгодно обоим? Отвечу от имени авторов. Музей — фактор актуализации содержания школьных учебников, интеграции региональной истории в историю своей страны и связи с историей семьи, рода, этнокультурного сообщества и т. п. Музейный фонды, экспонаты, каталоги выставок — источники организации творческой, поисково-исследовательской и проектной деятельности школьников. Музейное дело — ресурс обновления образовательных стратегий изучения, преобразования и презентации историко-культурных артефактов в школьных курсах истории и внеурочной деятельности.

Ольга СТРЕЛОВА