Есть у Бориса Пастернака такие строчки: Там он жизни небывалой Мне кажется, это может послужить эпиграфом и к жизни, и к поэзии Михаила Асламова. Строй и ясность, конечно, не самое главное, что трогает в его творчестве. Когда стихи естественны, не вымучены, когда не ради красного словца и не ради переклички звуков написаны, а иногда кажется, что строчки вот-вот «нахлынут горлом и убьют», тогда, по-моему, это и есть поэзия в самом чистом виде. Сам Асламов говорит: «У каждого, наверное, свое отношение к поэзии, свои законы. Антокольский, вслед за Поэт не нарушает интонации в своей новой книге, которая называется «Знаки препинания». «Не потерять бы, вычеркнув какой-нибудь знак препинания, «чувство дня, его накатных ритмов…», – будто говорит пишущий. И он не теряет, но все равно всегда недоволен собой, тем, что уже сделал. Он ворчит, бесконечно переделывает уже написанное и даже напечатанное, ищет более точное слово, звук, знак. И думается мне, это признак настоящего мастера, человека не внешнего, работающего не на публику. Из стихотворения «Переделкино 1976 года»: И вот скажу: но все-таки, но все же Мир поэта многогранен, в нем есть все – от трагического до смешного. В посвящении известной чтице И. Никифоровой он написал: И не Асламова прилюдно, Улыбка никогда не покидает поэта, как и его собственная интонация, и простота, дойти до которой иногда не могут, как ни бьются, авторы, играющие в фонетические или семантические игры. Нет, игры, особенно в юности – это хорошо. Плохо, когда за играми - пустота. А здесь – читаю – и горло перехватывает. И думаю – значит, настоящее… В стихотворении «Молчание» об этом самом настоящем удивительно сказано: Люблю молчанье с некоторых пор. Вот что пишет об Асламове Марк Соболь: «Мне всерьез нравится поэт Михаил Асламов – с того вечера в сентябре 1965 года, когда впервые прочитал его стихи. Он приехал в Читу на памятный всем праздник – совещание молодых писателей Сибири и Дальнего Востока... Он стал поэтом не с помощью прочитанных книг, абстрактных размышлений на высокие темы, ловкого владения искусством версификации... Его наукой была сама жизнь во всей ее нелегкой подлинности, а учителями – люди самых разных профессий, с которыми он вместе работал, учился, отмеривал длинные километры дальневосточных дорог. Михаил Асламов обладает двумя самыми ценными для поэта качествами: талантом и биографией…» Существует в поэзии дальневосточного автора и перекличка с великими, может быть, невольная. Читаю у Асламова: Пальтецо на нем свисало, У Мандельштама: Холодок щекочет темя Время… попытка удержать его - не это ли задача искусства, поэзии? «В поисках утраченного времени» не останавливает ли миг, делая его вечным, художник? Из биографии Асламова: «Многодетная семья забайкальского казака-крестьянина в конце 30-х годов покатила на восток: сначала зацепилась за станцию Бира, чтобы дать обсохнуть младенцу Мише, а потом дальше, теряя по дороге детей, - Уссурийск, Владивосток, Ольга, Находка – и бросила намертво якорь в заливе Опричник – Каменка ныне Дальнегорского района». А вот из остановленного мгновения встречи лирического героя с местом, где он родился – со станцией Бира: На перроне стою виновато, Среди качеств, отличающих Асламова как человека и поэта, я бы выделила совестливость. Веришь, что «на чувстве правды держится талант», и понимаешь, что и правда, и талант сегодня, как и всегда, и редки, и драгоценны. И пожелать хочется, чтобы читали и Пушкина, и Асламова. 1 октября 2009 года – день 80-летия поэта. Предисловие к одной из своих книг – «Подкова в наследство», Асламов заканчивает словами: «Поверьте мне, я писал эту книгу, работая сердцем. Что вы, читатели, скажете трудящемуся поэту?». Думаю, книгу «Знаки препинания» он тоже писал, работая сердцем. Елена ДОБРОВЕНСКАЯ, член Союза писателей России |
|||
|