Сказка на ночь

Маленький принц и Платеро в театральном дворике

Уже не первый сезон Хабаровский театр юного зрителя удивляет ночными уличными спектаклями.

Все началось с фотографии. Когда ТЮЗ готовился к своему 65-летию, и для артистов была организована фотосессия, ее решили провести во внутреннем дворике театра. Большой групповой снимок труппы в необычном антураже сегодня украшает холл театра и притягивает внимание зрителей. И так вышло, что дворик словно бы просился стать новой сценической площадкой.

Впрочем, его и раньше задействовали в театральных представлениях. На самой первой «Ночи в театре» в 2009 году во дворике зрителей поджидал Призрак. Он спускался с балкона и рассказывал байки из жизни театра. Спустя два года, когда в репертуаре театра появился спектакль «Платеро и Я» — совместный проект хабаровского ТЮЗа и итальянского режиссера Андреа Бенальо, на очередной «Ночи» его решили сыграть на новой площадке.

«Маленький принц»Но это была уже иная версия спектакля, над которой работали режиссер Ольга Подкорытова, художник Павел Оглуздин, режиссер по пластике Ольга Козорез, музыкальный руководитель постановки Елена Кретова и художественный руководитель постановки Константин Кучикин. Театральный дворик тоже обновили: сделали сцену, поставили зрительские ряды. «Платеро и Я» в необычном театральном пространстве так понравился зрителю, что спектакль показывали еще два месяца, и всегда он проходил с аншлагом. А днем рождения новой театральной площадки ТЮЗа решили считать 15 июля 2011 года.

В нынешнем сезоне на уличной сцене был представлен обновленный вариант «Маленького принца» в постановке Константина Кучикина. Все, что окружало актеров и зрителей, становилось элементом представления: и окна, и небо, и даже строящийся за театром небоскреб — в назначенный момент на его вершине появлялся главный герой и махал зрителям рукой. Режиссер рассказал новую историю о Маленьком принце, которая существенно отличалась от той, что идет на большой сцене театра.

Театральный дворик — особое пространство. Это точка сосредоточения энергии спектакля и духа города. Здесь по-другому ощущают себя зрители и актеры, между ними рождается совершенно иной стиль общения. Здесь невозможно создать полную тишину, изолироваться от внешнего мира. Все непредсказуемо, как сама жизнь. Ночные спектакли сопровождают звуки улицы, голоса прохожих, рев машин. Звуки ночи обостряются, и это создает особое ощущение: все, что происходит на сцене — по-настоящему. Возникает эффект сопричастности с театральным действием.

«Платеро и Я»А дворик подсказывает новые идеи. Интересным театральным экспериментом стали окна ТЮЗа, выходящие на центральную улицу Хабаровска. Актеры изображали абсолютно разных людей: в одном окне писатель придумывал сюжет для книги, в другом маленькая девочка играла в своей кроватке, в третьем домохозяйка возилась на кухне. У каждого персонажа — своя история, а проходящий мимо прохожий невольно становился зрителем. При этом он мог фантазировать, предлагать собственную трактовку того, что происходит за стеклом. К открытию нового сезона ТЮЗа готовится еще один перформанс в окнах (режиссер Ольга Подкорытова). А в следующем сезоне во дворике театра расскажут сказки Леонардо да Винчи. По словам руководителя литературно-драматической части Хабаровского театра юного зрителя Анны Шавгаровой, это будет пластический спектакль, построенный на выразительных средствах уличного театра, с открытой, площадной игрой актеров.

Сегодня многие театры мира, стремясь к сокращению пространства между актером и зрителем, находятся в поиске новых театральных площадок. Но зачастую это фестивали или отдельные проекты. Хабаровский ТЮЗ первым на Дальнем Востоке открыл для нас полноценный ночной уличный театр. А театральный дворик стал не только новой сценой, но и достопримечательностью Хабаровска.

Глеб МОРДОВЦЕВ
Фото из архива театра