Живые Валентина Степанова

Валентин Степанов. Начало 90-х годовЖивописцы в Хабаровске — явление редкое. Таланта Степанова теперь очень не хватает. Словно в рояле выломали самые высокие и пронзительные ноты. В результате как-то потускнели хабаровские выставки.

Какие же особенности творчества характерны для Валентина Степанова? Каким методом он пользовался? Чего хотел добиться, мучаясь, колдуя над картиной?

У художника Степанова счастливое сочетание таланта, призвания и школы. Он не только остро чувствовал этот мир, но и знал «куда ему плыть» в творчестве, а законченная им академия художеств давала ему возможность выразить все это в крепкой, убедительной форме.

Цвет на картинах Степанова одухотворен. В этом есть какая-то тайна. Художник берет краски, смешивает их, волнуясь, кладет на холст, а потом зритель начинает испытывать волнение от того, что видит их. Даже дело еще сложнее! Когда художник колдует над цветом, то впадает в состояние душевного подъема, а потом у зрителя начинает возвышаться душа. Это самое важное, что может сделать художник, и дано это только тем, кому дано. Этому нельзя научиться, это отделяет Моцарта от Сальери.

Бабье лето. 1994 г., х.м., 60х80У Валентина Степанова русская православная душа. Нет, он не был слишком набожен, но православная суть его была наработана всеми его предками. Вот откуда радость. Эта радость роднит его живопись с красками Рублева и Дионисия — они светятся изнутри. Свечение краски откуда-то из глубины и является первым признаком, отличающим духовную живопись от ремесла. Степанов, рисуя, всегда испытывал восторг перед жизнью, всегда воспринимал ее как триумф и счастье. В этом я вижу и православное начало. Оно похоже на вечную молодость души, постоянно прибывающей в детском удивлении перед глобальной КРАСОТОЙ и ГАРМОНИЕЙ.

Собственно, кто такой художник? Это человек, остро ощущающий время и вечность одновременно. Он, словно канатоходец, удерживает равновесие между миром, меняющимся, текущим, и миром пребывающим. Это требует огромных душевных усилий, большой внутренней работы. Не многие художники могут выдержать такое напряжение. Не отсюда ли ранняя смерть поэтов? Но они в отличие от художников не обременены технической работой: натяжка холстов, грунтовка, прописка, лессировка. Может, эта привязанность к технологии и продлевает художникам жизнь? Духовный мир тянет к себе, он дает то ощущение счастья, которого нет в повседневности. Но при жизни человеку не дано раствориться в этом счастье. Мир окружающий, с его радостями и горестями, должен быть отражен на полотне, а внутренний свет, от картины исходящий, — это уже иное, не обыденное.

К своим краскам Валентин Степанов относился как к живым. Все строилось по принципу резонанса. Вызывало цветосочетание отзвук в душе — оно оставалось жить. Нет — художник изменял его, соскабливал. Так, шаг за шагом, сантиметр за сантиметром, насыщал он свою работу ЗВУЧАНИЕМ. Его холсты не молчаливы. Чаще всего краски звенят, и льдины в половодье, сталкиваясь, звенят на его весенних работах, и колокола звенят на его церквах, и голубые воды текут с голубым и синим звоном. Слыша этот звон красок можно с уверенность сказать — вот какое великолепие было в душе Валентина Степанова в лучшие минуты его жизни.

Женщина в платке.  70-е годы., к.м., 69х48Степанов не скупился на похвалы. Меня, как и многих других, он просто захваливал. Скорее всего, ему не хватало равных. Тех, кто мог бы оценить и поддержать его в трудную минуту. Вот он и учил нас душевной щедрости. Истинный талант не знает зависти.

Степанов сочетал самые яркие краски, которых художники обычно избегают или гасят. Чтобы не кричали. Им страшно со всей силой ударить в свою и чужую душу. А Степанов не боялся. Это пусть краски постараются «дотянуться» до высоты его лучших душевных состояний. Нет на Земле таких цветов, но есть такие цветовые сочетания. Дело в том, что сама краска — ничто. А взаимодействие нескольких цветов — это живопись. Очень яркой может казаться работа, написанная тремя красками — черной, белой и коричневой. Так писали великие испанцы. Степанов знал этот секрет, и поэтому его «серые» картины светятся серебром, а «цветастые» — сверкают самоцветами.

Я человек православный и каждое утро молюсь за душу убиенного Валентина. Надеюсь, что те отблески рая, которые мы видим в его работах, были не случайным наваждением.

Александр ЛЕПЕТУХИН, художник