Вторая жизнь Анатолия Соколова

В этом гостеприимном доме, расположенном в одном из красивейших районов Сан-Франциско, обычно царит тишина. Конечно же, в семье Аллы и Игоря Соколовых, хранителей бесценного наследия русского художника Анатолия Соколова, любят и широко справляют праздники: красиво и торжественно отмечают семейные даты, радостные события, встречи и проводы друзей. Здесь в ярких и темпераментных творческих спорах на русском, украинском, английском, испанском, немецком, французском языках не однажды рождалась «интернациональная» истина.

И все же особенная тишина, которая так хорошо известна каждому хранителю коллекций, тишина, которая сопутствует трудно объяснимому, внеземному состоянию музейного созерцания, является самым важным слагаемым духовной атмосферы дома Соколовых.

Здесь чтят и берегут память о русском мастере. Отсюда в 1990 году впервые его произведения совершили свой исторический путь в Россию. И сюда непременно вернется благодарность будущих поколений зрителей. Вернется серьезной и обстоятельной книгой, посвященной жизни и творчеству интересного человека и прекрасного художника — Анатолия Александровича Соколова. Хочется в это верить.

Имя Анатолия Соколова (1891 — 1971) вновь открывается российскому зрителю. Художник, чья биография началась на стыке двух столетий, прожил огромную и многоцветную, как его полотна, жизнь. История двух мировых войн, сотни лиц ныне знаменитых и совсем неизвестных людей, столбовые дороги российских широт и пути эмиграции, королевские резиденции и крестьянские хижины — все сложилось в причудливую мозаику его жизни, все нашло отражение в сотнях созданных им полотен и рисунков. Перечитывая вновь и вновь строки биографии А. Соколова, всякий раз убеждаешься в том, что многое еще о личности яркого мастера так и остается неизвестным для зрителей по обе стороны Тихого океана. Как и не определена его роль в истории русского изобразительного искусства.

Последние шаги по Родине,  х. м., 1943 г. Дар семьи Соколовых Дальневосточному художественному музеюАнатолий Соколов родился в Санкт-Петербурге в 1891 году. Природа, близкое окружение, архитектура и сам исторический дух города — все формировало основы художественного восприятия мира шестилетним мальчиком. Именно в этом возрасте его уже привлекает рисунок, который в дальнейшем станет наиболее сильной стороной его творчества.

Судьба, как это часто случается, определила А. Соколову непростую линию жизни, особенный путь. Точнее, сразу два пути: родители прочили сыну военную карьеру, а будущий офицер уже смотрел на мир чуть романтичнее и чуть восторженнее, чем это предполагали уставные отношения в царской армии. После окончания Николаевского кадетского корпуса Анатолий Соколов продолжает учебу в Тверском кавалерийском училище. Быть может, оттуда идет его глубокий интерес к рисункам анималистического плана, приобретается изящество линий карандаша, любовно следующего за безупречными пропорциями чистокровных орловских рысаков. С легкой руки известного в те годы коллекционера, заводчика и знатока лошадей Якова Бутовича, этот жанр получил название «иппического». Именно этому жанру начинающий художник, будущий мастер исторической живописи и батальных сцен Анатолий Соколов станет обязан своими лучшими произведениями, созданными много позже в России, Аргентине, Америке. Все это будет потом. А пока судьба упорно продолжает испытывать юного Соколова на прочность, стойкость духа и преданность раз и навсегда выбранному делу. Соколов это «раз» вновь умножил на два: в лучших традициях русского офицерства он с живым интересом исследует вопросы отечественной культуры: пишет, рисует, участвует в творческих диспутах в кругу историков, философов, литераторов.

Поход  генерала Дж. Вашингтона. Валлей Фордж, х. м., 1966 г. Из собрания семьи СоколовыхВо время первой мировой войны молодой офицер Соколов создает многочисленные зарисовки боевых действий. Вместе с репортажами Александра Ивановича Куприна они публиковались во фронтовых газетах. В 1915 году он уже летчик-инструктор Гатчинской авиационной школы. А чуть позже поступает в Академию художеств в Петрограде. Его учителя — блестящие педагоги: Дмитрий Николаевич Кардовский, Борис Михайлович Кустодиев, Александр Иванович Савинов — целое созвездие славных имен, украсивших историю русского изобразительного искусства XX века. Общие интересы надолго сдружили Соколова с К. Петровым-Водкиным, а поездки в поселок Куоккала по Финляндской железной дороге в легендарные «Пенаты» к И.Е. Репину во многом определили выбор техники и стиля его дальнейшей живописи.

Революция внесла раскол в привычную и понятную жизнь. После недолгой постреволюционной эйфории в творческих кругах обеих столиц наступает время перемен. Для А. Соколова это время наступило в 1929 году. Как бывшего офицера царской армии, а теперь — «врага народа», его арестовывают и осуждают на пять лет лишения свободы. Но и в лагере усиленного режима художник продолжает заниматься живописью. Его судьба также упорно рисовала изменчивую линию жизни. Местом его нового поселения становится Симферополь. И именно здесь в тридцатые годы окончательно сформировался изобразительный язык Соколова. Яркая, реалистичная манера письма, отвечающая лучшим традициям русской академической школы, в сочетании с эмоциональностью полотен скоро делают живопись А. Соколова заметным явлением в российской художественной жизни. На Всекрымской выставке 1937 года его полотна «Праздник урожая в колхозе», «Взятие Перекопа», «Ходоки у Ленина» и другие масштабные произведения исторического жанра были высоко оценены критиками. И не только «социальное начало» привлекало их внимание к полотнам уже зрелого живописца, но, прежде всего, нетривиальность композиционных решений, точность передачи формы и чистое звучание красочной палитры.

Тройка, х. м., 60-е гг. Из собрания семьи СоколовыхОбретенная в полотнах гармония помогает художнику сохранить столь ценное для него равновесие в жизни и творчестве. Начало второй мировой войны разрушило все вновь и навсегда — хрупкий мир искусства, дом, ровное течение жизни, планы на будущее. Впрочем, именно вера в будущее и борьба за него позволили А. Соколову уцелеть и выжить в чистилище тех дней. Война забросила Соколова на чужбину. Талант художника научил его мудрому отношению к жизни, а стойкость кадрового офицера русской армии помогла с честью выдержать все тяготы скитаний: Швейцария, Австрия, Лихтенштейн, Аргентина и, наконец, США — такова география его жизненного пути, в точности повторяющего путь его творчества.

Приезд в Аргентину положил начало созданию объемного и цельного цикла работ, посвященного жизни простых людей: гаучо, индейцев, странствующих актеров, переселенцев. Художник возвращается к любимой теме — историческому жанру, и уже в 1950 году его исключительный талант был отмечен Grand Prix Национальной Академии Аргентины за создание монументального полотна «Освободитель Аргентины генерал Сан-Мартин». Следующей победой художника стало рождение картины «Переход через Анды». Работа получила Большую золотую медаль, а художник был награжден орденом «За заслугу перед народом Аргентины».

В США в летописи творческой жизни А. Соколова начинается новая глава. По воспоминаниям близких, с возрастом у Анатолия Александровича как бы открылось второе дыхание. За последние пять лет им было создано пятнадцать огромных полотен. Задуман грандиозный цикл, посвященный истории США. Художник много и увлеченно работает с литературным и архивным материалом. Круг его интересов широк — этапы борьбы за независимость Штатов, освоение русскими Америки, жизнь и быт американских индейцев, воспоминания о России.

Борьба за жизнь, х. м., 50-е гг. Из собрания семьи СоколовыхЖизнь А. Соколова оборвалась внезапно и несправедливо преждевременно: художник был полон новых идей. Смерть застала его у мольберта с кистью в руке. Прервалась линия жизни большого мастера, но линия судьбы его полотен продолжалась. В 1990 году в Ленинграде была открыта первая выставка творческого наследия Анатолия Соколова. И была, видно, в том высшая справедливость, что символическое примирение прошлого и настоящего свершилось в городе его детства, на берегах Невы.

Первое знакомство дальневосточников с работами художника Соколова состоялось в 1994 году в ходе реализации программы Дальневосточного художественного музея «Русское зарубежье». Зрителям был показан тот пласт художественного наследия мастера, который явился его посвящением России и был наполнен символикой образов родной земли, убеждая в силе традиций школы русского реалистического письма. Какие бы образы не питали воображение художника, под чьим бы солнцем не приходилось ему творить, в каждой работе этого живописца зритель находил влияние блестящей школы, пройденной в стенах Российской Академии художеств.

Потребовалось еще три года, чтобы вновь вернуться к произведениям замечательного мастера и представить следующую и важнейшую ипостась его творчества — историческую живопись. Именно в этом интереснейшем и труднейшем направлении искусства художник сумел реализовать свое блестящее умение рисовальщика, мастера батальной сцены, тонкого ценителя и знатока лошадей. Результаты его иппической живописи, великолепное знание анатомии животных ставит его имя в один ряд со знаменитыми мастерами этого древнейшего жанра изобразительного искусства, среди которых имена К. Брюллова, П. Ковалевского, Н. Клодта, Н. Сверчкова, Н. Самокиша.

Сражение за Банкер Хилл, х. м., 1966 г. Из собрания семьи СоколовыхНовая выставка «Анатолий Соколов. Американский период», состоявшаяся в Хабаровске в 1997 году, охватывала три последних десятилетия его творчества и представляла почерк зрелого мастера и взгляд внимательного исследователя. Задуманный им цикл из двенадцати полотен, посвященный истории образования независимых американских Штатов, волею судьбы смог быть реализован лишь на одну треть. Но в этих четырех масштабных полотнах в высшей степени проявился живописный дар и титанический труд русского мастера.

Художник оставил огромное творческое наследие, бережно хранимое семьей его сына — Игоря Анатольевича Соколова в США. И в том факте, что в начале нового столетия, на рубеже новой смены поколений и эпох, русские и американцы вновь пытаются объективно увидеть и оценить творчество русского мастера с американского континента, есть не только своя символика, но и надежда на то, что XXI столетие станет временем, когда пути искусства и политики не будут более пересекаться на судьбах людей. Когда число государственных границ станет бесконечно малым, расширяя границы творческих возможностей человека. Когда имя нашего соотечественника Анатолия Александровича Соколова войдет в российские академические справочники и энциклопедии, и это станет справедливым возвращением долга русскому мастеру и искуплением ошибок истории.

Людмила КОЗЛОВА, искусствовед