Свет «Хабаровских огней»

Когда-то их зажёг Юрий Владимиров

Коротка жизнь человека, но несмотря на это судьба человеческая длиннее сроков земного существования. Верность этих слов становится особенно очевидной, когда мы обращаемся к архивам известных и менее известных писателей, поэтов, художников, актеров, ученых, краеведов, документы которых обрели в стенах Госархива Хабаровского края вечный дом.

Среди них — имя Юрия Яковлевича Владимирова — композитора, заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Большую часть его фонда составляют нотные рукописи симфоний, кантат, песен и романсов, созданных Владимировым в 1961 — 1977 годах. Именно в этот период были написаны такие крупные произведения, как симфония № 4 «Памяти Сергея Лазо», симфоническая поэма «Памяти Петра Комарова», «Баллада о Дикопольцеве», молодежная кантата «Здравствуй, БАМ!». Вышел сборник романсов «Золотая просека» на стихи Петра Комарова и сборник «Десять песен для детей» на стихи Валерия Шульжика.

Песни Юрия Владимирова «Таежный поселок Де-Кастри», «Наша Алонка», «Край любимый» на стихи Е. Головкина в свое время были очень популярными, а «Хабаровские огни», пожалуй, считалась настоящим шлягером.

Родом Владимиров из Одессы. Воспитывался в музыкальной семье, где мать была концертмейстером Одесского оперного театра, отец — певцом. Сам Юрий Яковлевич учился в Одесской, Ленинградской, Московской консерваториях по классу скрипки и композиции.

В Хабаровск Владимиров приехал осенью 1958 года. Ему было чуть больше тридцати лет, но он уже являлся членом Союза композиторов России (с 1946 г.), имел за плечами солидный багаж: три симфонии, балет, инструментальные произведения, музыку к спектаклям и фильмам, песни, романсы. Один из них, который назывался «Не надо», был особенно популярен в исполнении Клавдии Шульженко. И вот по заданию правления Союза композиторов Владимиров прибыл в далекий край, чтобы создать в Хабаровске Дальневосточную композиторскую организацию.

Начался двадцатилетний период в жизни и творчестве Юрия Яковлевича, который оказался самым счастливым и плодотворным. Признанный маэстро, настоящий профессионал, он в течение семнадцати лет возглавлял Дальневосточную организацию композиторов, был вдохновителем всей музыкальной жизни Хабаровска, Хабаровского края, Дальнего Востока.

Писал музыку, преподавал в музыкальном училище, а затем в Хабаровском государственном институте культуры (1968 — 1978 гг). Был старшим преподавателем, заведовал кафедрой теории и истории музыки. Юрий Яковлевич проявил себя как талантливый преподаватель: разработал лекционный курс по истории музыки, вел большую учебно-методическую работу с сотрудниками кафедры, участвовал в научно-теоретических конференциях.

Однако творчество никогда не уходило на дальний план. За двадцать лет Юрием Владимировым создано множество музыкальных произведений в разных жанрах, которые исполнялись в Москве, Санкт-Петербурге, Горьком, Владивостоке, Хабаровске и других городах.

Владимиров работал много, самозабвенно. Готовил пленумы композиторской организации, различные конкурсы, которые становились яркими событиями в культурной жизни Дальнего Востока. Такие праздники музыки объединяли симфонический оркестр, инструментальные ансамбли, военные коллективы, хоры и солистов. Юрий Яковлевич всегда трепетно относился к таланту других людей, и потому много внимания уделял самодеятельным композиторам. Неутомимый человек, он объехал со своими концертами и творческими встречами весь Дальний Восток, часто бывал у строителей Байкало-Амурской магистрали и дарил им свою замечательную музыку.

В 1976 году Юрию Владимирову присвоены почетные звания: «Заслуженный деятель искусств СССР» и лауреат премии Ленинского комсомола Хабаровского края. Но дело, конечно же, не в регалиях. Владимирова называли камертоном музыкальной жизни Хабаровска, и это, пожалуй, самая высокая оценка.

В декабре 2000 года Юрию Яковлевичу исполнилось бы 75 лет.

Юлия МАТРОСОВА,
Госархив Хабаровского края