Владимир Хромов. Метаморфозы

Владимир Хромов из тех людей, кому судьба подарила многое. Талант, умение увидеть в простом и обычном неординарное, способность работать в разных техниках и с разными материалами, порой самыми неожиданными. Но она же, судьба, всегда ставила какие-то преграды, заставляла делать выбор, иногда даже совсем не в пользу творчества.

Родина Владимира Хромова — деревенька Быково Ивановской области. Сразу после школы он поехал в поселок Холый — центр известного народного промысла холуйской лаковой миниатюры — и поступил на живописное отделение местной профшколы. Проучившись древнему ремеслу четыре года, Владимир поступил в Московское художественно-промышленное училище им. Калинина, где также готовили специалистов художественных промыслов России. Потом в его жизни была служба в армии, куда Владимира Хромова забрали прямо с третьего курса, попытка поступить в Высшее художественно-промышленное училище им. Строганова на факультет оформления интерьера, окончившаяся победой.

Возможно, кому-то это покажется странным. Удача сама идет в руки, а человек отталкивает ее. Владимир внезапно уходит из престижного учебного заведения. Блажь? Да нет. Просто его угнетал тот факт, что совсем уже не молодые родители тянутся изо всех сил и помогают «вечному студенту». Он бросил все и уехал по оргнабору в Красноярск. Начался далеко не творческий период жизни Владимира Хромова. Он был разнорабочим, плотником, шофером. Потом судьба привела его на Дальний Восток. В Хабаровске он колесил по незнакомым улочкам на грузовике и почти не помышлял о творчестве. Но потом случайно узнал, что в городе есть художественно-графический факультет в пединституте. Рискнул и — поступил.

Сразу после окончания худграфа в 1972 году Владимиру Хромову предложили остаться на кафедре прикладного искусства. Он преподавал студентам азы оформительского дела, а потом возродил кабинет чеканки и вел курс технической эстетики. С этого же времени Владимир увлекся плакатом, участвовал в различных выставках — всесоюзных, зональных, краевых, вступил в Союз дизайнеров России, занимался промышленной графикой, разрабатывая эмблемы, фирменные знаки, упаковку, фирменный стиль. Кстати, в те годы плакатом в Хабаровске занималось всего-то пять художников — Г. Кутуров, Г. Палкин, Е. Бурлов, А. Карташов и В. Хромов.

Перестройка, о которой сегодняшняя молодежь знает лишь понаслышке, очень больно задела поколение Владимира. Работая тогда уже в художественном фонде, он какое-то время оставался без заказов, без дела, а потом ушел на завод алюминиевых конструкций. Там его поразили вещи, которые окружающие просто не замечали. Например, когда в плавильном цехе из ковша с раскаленным металлом снимали накипь, она, застывая, принимала удивительные формы. Владимир собирал эти «ценности» и в минуты, когда приходило вдохновение, делал из причудливо застывшего серебристого материла картины, сочетая их с другими цветами, подчеркивая почти нереальные формы строгими линиями алюминиевого профиля. Среди этих работ особое место занял триптих «Метаморфозы строительного модуля»: неожиданный по цвету и форме, глубокий по содержанию. Художник хотел рассказать о зарождении жизни, о том, как абстрактное, едва уловимое со временем приобретает конкретные очертания и с триумфом извещает о появлении нового, неординарного.

В разное время Владимир Хромов занимался живописью, хоть и не столь серьезно. Внезапный толчок от увиденного пейзажа или особого состояния неба заставлял брать в руки кисти и краски. Например, сильное впечатление связано с картиной «Желтый ручей», написанной на Сахалине.

Особое место в творчестве художника Хромова занимает резьба по дереву. Он разработал и изготовил интересные маски, медальоны для рогов. А не так давно в руках мастера родилась серия декоративных панно «Лесные божества».

Судьба талантливого художника редко бывает простой. И не стоит судить, что в ней было не так. Вдохновение к Владимиру Хромову обычно приходит весной, когда после осенней хандры просыпаются чувства и происходят метаморфозы. С человеком, со всем миром.

Елена ГЛЕБОВА