Холсты-отражения Андрея Паукаева

В мастерской. 1988. Холст, масло. 91 х 116Выставка «Отражение» стала для Андрея Паукаева четвертой персоналией. Художник к ней готовился, тщательно отбирал холсты, обдумывал ее название. Но так уж случилось, что сейчас говорить с нами могут только произведения мастера, написанные им в разные годы. «Отражение» — емкое и многомерное слово, наполненное для самого автора сокровенным смыслом. Оно не может быть истолковано какими-то общими фразами, так как вбирает в себя принципиально значимые для художника творческие идеи.

Вначале Андрей Паукаев использовал пластические идеи кубизма, затем пережил увлечение живописью английского художника Ф. Бэкона. В становлении собственной манеры письма он постепенно пришел к фокусированию внимания на цвете, к использованию его мощного воздействия. Выстраивая свой поэтический мир, основанный на зримых впечатлениях окружающей жизни, Паукаев не придумывал и не копировал действительность, а создавал обобщенный зрительный ряд с реальными предметами среды и времени. И постепенно он выработал лаконичный язык, способный передать тончайшие нюансы цвета и вызвать отклик в душе зрителя. В холстах этого художника всегда ощутима его энергетика: темпераментная работа кистью, стремительность наложения мазков, то плотных, то совсем легких и прозрачных.

Фонари  2003. Оргалит, смешанная техника. 100 х 50Андрей Паукаев был активным членом группы «Пять» (состав группы: Г. Арапов, И. Кравчук, А. Паукаев, В. Хрустов, И. Шабалин) и с 1988 года — неизменным участником всех акций этого творческого объединения, и его «голос» всегда был отчетливо «слышен» благодаря цвету. Яркий и сложный, материально ощутимый цвет его произведений снимает с окружающей действительности патину обыденности. Художник умел показать зрителю мир, увиденный взволнованным и не будничным взглядом.

Он всегда работал в широком жанровом диапазоне. Дальневосточные закаты горят столкновением красок («Залив» (1989), «Осенний лес» (1989), картинная галерея им. А. М. Федотова). В композиции «Будет дождь» (2007) сложно взят цвет и тяжелая туча, словно крылья гигантской птицы, заполняет небо, тяжело вздымая воду. Соотношение холодного неба и последних лучей уходящего солнца словно предвестник надвигающегося небесного боя. Паукаев, разрабатывая тему, порой варьирует ее в нескольких композициях с разной мерой условности. Такое погружение в материал говорит о потребности глубже постичь и отразить натуру. Зимний ночной пейзаж с фонарями. Они напоминают диковинные плоды и создают ощущение остановившегося времени («Фонари», 1990). Снег и стужа зимней ночи скрадывают силуэты деревьев, превращая заснеженный путь в дорогу в никуда. Более поздняя версия этого композиционного решения предельно стилизована. Ряд фонарей с отражением света на мокром асфальте передает другое эмоциональное состояние. Они словно уводят взгляд в бесконечность и безмолвность космоса, обращая взгляд зрителя к самому себе («Фонари»). В пейзажах отражается время, ощущается сложность и острота мировосприятия художника.

Проселочная дорога  1992. Холст, масло. 63 х 75На протяжении многих лет Андрей Паукаев успешно работал «на стыке жанров». Его цикл, который можно условно назвать «Веранды», в полной мере отражает сложность «прочтения» им натурного материала художником («Веранда», 1987; «Окно веранды», 1989, ДВХМ; «Веранда», 1991; «Окно в мастерской», 2007). Взгляд в окно через ячейки рамы и скупой натюрморт на подоконнике отражает иллюзорный эффект соотношения мира личного, интимного, и бесконечности окружающего нас пространства. На холсте «Ласточка» (1989) мир за окном и малый мир веранды написаны в гармонии близких зеленоватых оттенков. Они мгновенно пересекаются в точке стремительного полета птицы. Волей случая ласточка написана летящей точно в центре холста, и что может быть более непредсказуемым, чем ее полет или полет мысли, размышление о свободе и несвободе? Магически мощная энергия совмещения художником в точке двух пространств эмоционально и философски переживается зрителем.

Обнаженная перед зеркалом  2007. Холст, масло. 101 х  81

Замечателен цикл работ Паукаева, посвященный Сикачи-Аляну. Они полны внутренней энергии и динамичны по композиции. Эффект зрелищности в картинах подчеркивается особенной, объемной шероховатостью фактуры холста, коллажированой сетками, рельефным грунтом и другими включениями, которые передают глубокую древность священных камней. В цикле «Сикачи-Алян» отразился особый авторский взгляд на неолитический памятник искусства Дальневосточного региона («Камни Сикачи-Аляна», 1989).

В течение ряда лет художник разрабатывал тему ню. «Обнаженные» Андрея Паукаева написаны легко и свободно, на одном дыхании, иногда просто несколькими мощными ударами кисти («У зеркала», 1998; «Золотая обнаженная», 1993; «Розовая ню», 2002; «Грусть», 2003). Некоторые из них ассоциативно перекликаются с произведениями классического искусства, когда автор вводит в композицию зеркало с неявным теплым отражением модели. Он мощно синтезировал образ, цвет и форму, в его работах нет «лишних», отвлекающих деталей, и вместе с тем картины глубоко поэтичны. («Обнаженная № 3», 1990, ДВХМ).

Ирисы сестре  2001. Холст, акрил. 70 х 50

Особая тема в творчестве Андрея Паукаева — ирисы («Ирисы 2», 2007; «Синие ирисы»). Он часто строит композицию по принципу микропейзажа, своеобразной условной панорамы. Именно цветок подчиняет, фокусирует и притягивает к себе внимание зрителя. Ирисы необычайно чувственны, эмоциональны, полны ассоциативно-метафорической нагрузки. Художник передает образ, точнее ощущение цветка, словно тень его души и тонкой сути, ощутимой в текучих или режущих ритмах стеблей. Ирисы завораживают трепетными соцветиями и трогательными изгибами причудливых лепестков. Совершенно особые цветовые гармонии в цикле «Ирисы» взяты очень точно, создают ощущение времени, дня или сумерек, когда все замерло и «горящие» лепестки несут отблеск последних лучей уходящего дня, дыхание и ароматы ночи. «Ирисы» Андрея Паукаева дают абсолютно реальное представление о времени суток, о состоянии души. Они — отражение быстротечности времени, скоротечности и вечности красоты, неуловимости поэтических грез и раздумий.

Отражение подобно эху. Оно призрачно и неожиданно, но не заменяет реальность. Андрей Алексеевич Паукаев постоянно работал с натуры, но возникает ощущение, что он стремился подняться до некоего глубокого обобщения или символа («Плавающие отражения», 1993, картинная галерея им. А. М. Федотова). Художник умел придать особые черты пластическому мотиву, увидеть его зрением духовным и вместе с тем настраивал зрителя на чувства, которые переживал сам.

Виктория ШИШКИНА


Андрей ПаукаевАндрей Паукаев
(2 февраля 1958 — 11 июня 2012)

Родился в поселке Маго Николаевского района Хабаровского края. В 1981 году окончил художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института. Андрей Паукаев с 1984 года постоянный участник выставок различного уровня, их у него более тридцати, а также автор трех персональных. Андрей Паукаев более двадцати пяти лет проработал на кафедре изобразительного искусства ДВГГУ. Член Союз художников России с 1991 года.

Произведения художника находятся в собраниях Дальневосточного художественного музея, картинной галереи имени А. М. Федотова (Хабаровск), Читинского областного художественного музея.