Соприкосновение с Мифом

Миф — это драма души.
К. Г. Юнг

В статье речь пойдет о «мифологии в образовании», как выразился Пол Хиллери (Paul Hillery), один из участников международной научной конференции по лингвистике и межкультурной коммуникации из Нью-Йорка (США), проходившей в Хабаровске в сентябре 2003 года. Миф и школьное образование не менее любопытная тема, чем сам Миф.

В свое время согласно учебному плану мне пришлось вести семинары у студентов младших курсов Хабаровского государственного педагогического университета по курсу «Мифология». По прошествии некоторого времени мне захотелось перенести свой вновь приобретенный опыт преподавания мифологии в условия средней школы. Но не для младшего возраста с его естественной «сказочностью», а для старших школьников с их пытливостью и вопрошениями о смысле бытия. Благодаря содействию завучей хабаровской средней школы № 44 Татьяны Евгеньевны Зебаревой и Ольги Петровны Перминовой был составлен и в течение года проведен факультатив «Мифология» в 9-м классе, а затем и утвержден в рамках школьного компонента учебный предмет в 10–11-м гуманитарном классе с занесением результатов обучения в школьный аттестат о среднем полном (общем) образовании в 1995 году. И, наконец, на выпускном вечере каждому подарили книжку под названием придуманном школьниками «Оракул-3» с текстами мифов, созданных самими подростками, с черно-белыми рисунками и их размышлениями и наблюдениями. В роли авторов выступили А. Варвенко, Т. Воробьева, Т. Геринг, Е. Ефимов, В. Жариков, Н. Жужгова, Ю. Ильченко, А. Козел, И. Костенко, М. Конюков, Е. Мандрыкина, Е. Матушкина, Г. Мелентьева, А. Муравьев, О. Насулич, О. Незаментимова, Н. Ненашева, М. Омельчук, Е. Пак, О. Раевская, Е. Ри, Ю. Романова, О. Савченко, Т. Саяпина, В. Соколова, Н. Тушина, М. Тузова, Н. Фомина, Т. Шибкова. Книжка была издана на деньги родителей и школы № 44 г. Хабаровска. Часть текстов приводится здесь. Такое издание возникло благодаря творческим усилиям А. И. Бибченко.

В школе мне хотелось не столько рассказывать, знакомить с мифами народов мира, сколько через их знание подвигнуть подростков, проживающих в типичном микрорайоне большего города в тихоокеанской России, к созданию их собственного текста мифа, как лично, так и в учебной группе.

Как возник мир

Сначала не было ничего, но среди этого ничего появился шарообразный сгусток, который собирал в себя ничего и рос. Вскоре поверхность сгустка лопнула, и появился сверкающий шар. То, что осталось от поверхности сгустка, стало землей, а то, что блестело, стало водой. Остатки поверхности, разбитые на мелкие кусочки, разнесло в разные стороны — так появились планеты и звезды. Так появился мир.

Первоначально факультатив исходил из представления, что подростки — это по природе естественные философы. Они ищут объяснения своим, новым для них, впечатлениям, чувствам, переживаниям, мыслям. Только одно рациональное объяснение больше тормозит их интеллектуальное развитие стремящихся целостно, масштабно своим взором охватить мир, его связи и отношения. Скорее рациональное входит составляющей в более широкий взгляд на мир, который можно определить как мифологический или мифический. Этот взгляд проявляет ту часть личности, которая отвечает за миф. Подростки познают мир через познание идей Любви, Радости, Добра, Красоты, Правды, Справедливости, Света, заключенных в мифах человечества и, в частности, русского народа. Задача факультатива ставилась в выявлении и развитии сущностных сил подростка, побуждении его к саморазвитию, понимаемому как духовное, к тому, чтобы он сам стал творцом себя и своих лучших обстоятельств. Предполагалось, что информация по курсу «Мифология» будет иметь для школьников субъективную ценность, будет воспитывать, то есть станет знанием. Понималось, что, организуя влияние на часть личности, отвечающую за миф, на основе высоких этических, эстетических истин, идей, можно содействовать индивидуализации, духовному развитию личности подростка. После завершения факультатива я как педагог осознал, что мифология позволит почувствовать подростку некую мифическую реальность, созданную человечеством на протяжении своей истории и доистории. Учитель своим словом формирует на уроках видимость этой реальности на том или ином фактическом образном материале и тем самым создает представление о ней у подростка, вводит его в общечеловеческую мифическую картину мира. Живая реальность подростка (реальность желания) соприкасается с не менее живой реальностью человечества (реальность мифа). Можно предполагать, что психическая реальность подростка наполняется содержанием высокой культуры.

Важной целью факультатива виделась такая, как показать иной взгляд на жизнь, мир — взгляд, уходящий в прошлое, но не лишенный современности. А еще научиться анализировать, выделять миф, познакомиться с мифологическими системами, традициями различных народов. На уроках школьники узнавали мифы о мироздании, Вселенной, о человеке, природе, мировой женственности. Девушки и юноши высказывали свое мнение о мифическом взгляде на жизнь, мир. Сама эта идея была принята и отчасти осмыслена ими. Словом, идея развития мифического взгляда и предполагалась как одна из целей курса по мифологии на следующих ступенях обучения в школе.

Солнце

Возник мир. Были боги и люди, и люди поклонялись богам. Но не было света и дня, была только ночь, и все казалось темным. Злые силы и духи портили людям всю жизнь.

И возроптали люди к богам. И сказали: «Пусть хоть наполовину будет светло, чтобы мы могли делать свои дела и не бояться сил зла».

Задумались боги. Не могли они создать солнце без помощи сил зла. И решили они, что один из них должен пойти к силам зла и попросить их оказать помощь.

И вызвался идти бог Термотр — самый сильный. Пришел к силам зла и попросил помощи. И сказали силы зла: «Мы поможем, если ты победишь самого сильного из нас». И вышел бог Сера — бог зла и войны. И состоялась битва. Бились они семь дней, и победил бог Термотр, сняв с плеч голову бога Сера.

И помогли боги зла добрым богам, вместе создали они солнце, и поэтому одна половина дня светлая, а другая — темная.

Мифический взгляд — это взгляд на мир как на жизненно ощутимую и творимую вещественную реальность, телесную действительность, насыщенную эмоциями, реальными жизненными переживаниями. Взгляд чрезвычайно практичный, наивный и непосредственный. Взгляд на жизнь как на чувственное бытие, чудо, когда личность выражает себя во всех проявлениях (по А. Ф. Лосеву). Это осознание некоей второй реальности, над нами существующей, в которую человек входит частью своего существа и в которой таятся корни его становления (по Д. Андрееву). Это осмысление мира, эмоциональное вживание в его явления, как реально данной и сейчас длящейся действительности, принятое многими поколениями людей до нас (по И. М. Дьяконову). Стремление постигать тайны жизни, всего мироустройства через культурные мифы разных народов, через внутреннее духовное напряжение, постижение собственной уникальности души.

Поляна судьбы

Сначала был мрак и ничего кроме него. Потом появились Земля и Небо. И породила мать-Земля три дочери. Первая — Соптрена, вторая — Инэя и третья — Динес.

Предрек отец-Небо, что по достижении ими восемнадцатилетнего возраста должны они пойти на Поляну судьбы и вытянуть свой жребий. Каждая из них должна была найти свой цветок и вдохнуть его аромат.

Подошло время, и стали дочери Земли красивыми девушками. Но на Поляну судьбы они боялись идти и решили спросить совета у своей матери.

Рассказала им Земля, что каждая из них должна свое кольцо бросить в середине Поляны, куда кольцо укатится, там и цветок искать нужно. Пришли сестры на поляну, приветствовали Повелителя цветов той Поляны. Предупредил их тот, что любой цветок, не предназначенный для них, станет им Цветком смерти. Но они в точности помнили, о чем им рассказала мать. Благополучно нашли они свои цветы.

Но отец-Небо, узнав, что Земля рассказала все своим дочерям, сильно разгневался на нее и покарал. Соптрена превратилась в солнце, Инэя — в луну, а Динес — в яркую звезду. И Земля была навеки разлучена со своими дочерями.

Но днем солнце согревает ее своим теплом, а ночью луна бросает одинокий печальный свет, и звезда дарит ей свой яркий блеск в ночи.

Согласно представлениям К. Г. Юнга, любой миф содержит в себе важную психологическую истину. Представлялось, что текст мифа также несет нечто психологически истинное. Для подростков текст мифа я предлагал через свое слово, или через самостоятельное прочтение в письменном источнике. Текст мифа мог быть как оригинальный, так и адаптированный. Под психологической истиной понималось то, что имеет психологическую ценность для живой, изменяющейся души юноши, девушки в данный период жизни, то, что их волнует, интересует, увлекает, то, над чем они задумываются, какие вопросы ставят перед собой и как пытаются на них ответить. Или же они могут предполагать, что это будет их волновать, интересовать где-то в будущем и, предвидя это, уже сейчас размышляют, фантазируют. Допускалось, что, изучая культурные мифы, подростки 10–11-х классов будут исследовать собственную душу в различных ее проявлениях, как в поступках, так и в словах и мыслях.

Считалось, что содержание курса по мифологии будет не безразлично для подростков. Учебные занятия предусматривали творческие переносы воспринятого, усвоенного на их собственную душу, персоны. При этом они могли вольно и свободно интерпретировать воспринятое, исходя из своих желаний, способностей, сил, настроения, опыта. Предполагалось, что при изучении курса по мифологии подростки имеют опору на собственные внутренние силы: духовность и автономность.

Духовность понималась следующим образом. В мифах Древнего мира воплощен духовный опыт человечества. У подростков могут порождаться индивидуальные состояния, проявления их внутреннего мира. Это может раскрываться на содержательном материале отдельных мифов, в мифотворчестве. В дальнейшем изучение, постижение мифов может способствовать осознанию глубинных потребностей, раскрытию духовного начала. Это помогает происходящему процессу выделения себя из мира людей, обычаев, предметов.

По ходу изучения отдельных мифов древних мифологий подростки могут пытаться осмыслить идею Бога, имеющую тысячелетнюю историю в культурных традициях народов мира, и тем самым одухотворить собственное отдельное существование, выйдя за пределы индивидуальной реальности и обратиться к духовной культурной традиции.

Автономность можно понимать следующим образом. Курс по мифологии был построен именно на том материале, который я предлагал в отсутствие учебников и пособий. И это допускало необходимое обращение учащихся к своим ресурсам духовной культуры (например, что читали, знают, слышали, помнят). Организуя поток мифологической информации, предоставлял возможность подростку избрать из этого потока то, что его затронуло и воспроизвести это в письменной форме — свободно, без учебных образцов, своими словами, по желанию, способностям, силе, настроению, опыту. Осмысливая мифологический поток, подросток утверждал себя на духовном материале, накопленном человечеством.

Добро и зло

Жили на свете Бог и Дьявол. Бог был воплощением Добра, и жил он в месте прекраснее рая. А Дьявол был воплощением Зла и жил в темном, пустынном месте.

Они постоянно спорили о том, что сильнее — Зло или Добро. И Бог сказал: «Давай это проверим».

Он создал человека и сказал: «Его сердце будет орудием (местом) нашей борьбы. Что в его сердце победит — Добро или Зло — то и сильнее».

Так в людях до сих пор борются Бог и Дьявол. Дьявол порождает в сердце человека ненависть, жадность, зависть, жажду власти, а Бог — добро, любовь, честность — все то, что люди называют совестью.

Эти чувства постоянно борются в человеке. Иногда перевешивает плохое, иногда хорошее. Иногда человек знает, что так поступать нельзя, но делает плохие поступки, потому что Дьявол толкает его к этому.

Человек, сам того не подозревая, с самого своего появления является средством борьбы Бога и Дьявола.

Культурные мифы древних мифологий предлагают возможность показать явления современной жизни типичными для человека, вне зависимости от эпохи, в которую он живет, уже случившимися ранее, т. е. в разнообразии, вариативности, а не в единообразии и однолинейности. Такая точка зрения могла развивать способность делать разумный, приемлемый для себя выбор в конкретной для подростка ситуации.

Представлялось, что во время изучения мифологии в учебном году и на отдельном занятии своеобразным мерилом состояний подростков являлось чувство радости. С помощью него могли бы оцениваться переживания изменений в своем внутреннем мире, на пути духовного саморазвития.

Допускалась возможность, что подростки более взвешенно будут оценивать свои познания, которые усвоены в школе, увидят, что многие известные им современные явления, темы, вещи имеют основу в духовной традиции человечества, и в частности в мифах.

Подросток может расширить, дополнить свои представления о современной жизни и мире, интуитивно постигая, осмысляя, прочувствовав учебный материал, закрепленный в текстах мифов, легенд, поэзии, текстах художественной литературы, произведениях изобразительного искусства, архитектуре, музыке, мифических представлениях о жизни и мире, мифической картине мира древних людей, а также изучая некоторые категории мифов и мифических героев.

На занятиях я стремился к созданию атмосферы доверительности, эмоциональной открытости и обогащения социальных связей.

Допускалось, что мифотворчество как феномен культуры важно для внутреннего жизнеустроения подростка. Индивидуальное мифотворчество рассматривалось как фактор социализации.

Проживая в конкретном микрорайоне, подросток через семью, сетку социальных связей, отношений может считать микрорайон одной из важных сфер своей жизнедеятельности. Это — часть мира подростка. Возможно, что у жителей микрорайона имеется своя мифология. Для подрастающего поколения характерны свои мифы. Они имеют собственные механизмы становления, развития, функционирования, умирания. Для подростков одним из центров мифотворчества как явления социального является, возможно, городская общеобразовательная школа.

Слезы-звезды

Давным-давно это было. С тех пор прошло много лет. Несколько поколений людей сменили друг друга. Земля была молодой и чистой. Ярко светило солнце, смеялись дети. Все жили дружно и весело.

Жила в далекой стране девушка. Была она невиданной красоты: голубые глаза, черные брови. Бог создал ее на зависть людям, желая проверить, так ли чисты их души и так ли они добры, чтобы не завидовать красоте девушки.

А люди действительно не завидовали Лулу, лишь любовь жила в их сердцах. Только один ангел, который посмел перечить Богу, не смог смириться с тем, чтобы девушка с таким прекрасным обликом могла существовать с чистой, непорочной душой.

Он спустился на землю в облике прекрасного юноши. Лулу полюбила его, думая, что он тоже любит ее. Они вместе гуляли, купались в реке и были счастливы.

Воспользовавшись ее чистотой и непорочностью, он осквернил ее, обесчестив до брака, опозорил перед соседями и друзьями. Совершив свое грязное дело, ангел поднялся к Богу и с удовольствием рассказал о том, как он вогнал бедную девушку в тяжелый грех.

Бог призвал Лулу к себе. Он увидел ее раскаяние и решил забрать ее к себе, чтобы она не мучилась на Земле, стыдясь своего греха.

Лулу пролила с неба много слез. Эти слезы были похожи на жемчужные капли. Господь собрал ее слезы и рассыпал по ночному небу. Слезы эти он назвал звездами и дал им различные названия. С тех пор, когда люди гуляют по ночному городу и смотрят на небо, то вспоминают эту историю девушки с непорочной душой.

Создавая возможность для сознательного мифотворчества на материале культурных мифов в учебном коллективе класса, можно учить более адекватным социальным взаимодействиям среди сверстников и в мире людей.

При изучении мифологии в течение учебного года предусматривалась групповая форма учебной деятельности — учебная работа в группе экспертов. Группа собиралась по интересу к отдельной теме. Заранее для изучения предлагалась литература по мифологии, где изложены древние мифы либо первоисточники. Самостоятельно прочитав ее, подростки со мной обсуждали форму предъявления учебного материала по теме всему учебному коллективу. Для итогового занятия группа по желанию получала учебное задание сотворить текст мифа и представить его в какой-либо форме непосредственно на зачетном занятии. В группе по желанию предоставлялась возможность накапливать опыт совместной творческой деятельности в сообществе сверстников при изучении мифологий древнего мира.

Происхождение огня

На берегу прекрасной реки Муррей в своей норе жила водяная крыса. Крыса была старой и жадной. В своем жилище она хранила огонь, на котором жарила ракушки. Крыса никому не показывала и не давала огонь. Но однажды, когда жадная крыса пошла в очередной раз собирать ракушки в реке, искра огня, подхваченная ветром, взлетела в воздух. Ее подхватил маленький сокол Киридка. Он поджег сухое топливо и сжег хижину крысы-жадины и часть леса. Так люди впервые узнали огонь и его назначение.

Чтобы обучение в наибольшей степени служило оптимальному развитию подростков, в частности развитию мифопоэтического видения жизни и мира, четыре принципа служили базисом для всего курса по мифологии. Принцип параллелей, принцип «Вначале было слово», принцип «Не знаю, но чувствую» и принцип выбора. Эти принципы родились в 1992–1993 годах и получили оформление в процессе работы со старшеклассниками в 1993–1995-м.

В заключение могу утверждать, что мифология в средней школе создает возможности для творческого роста подростков.

Иван ШЕВНИН, историк
Фото автора