Дальний Восток в пространстве Мифа и Легенды: славяне
|
|||
Рукопись этой сказочной истории хранится в Государственном архиве Хабаровского края в фонде журнала «Дальний Восток». В замысловатом сюжете встречаются элементы сказок самых разных народов мира. Скажем, в главном герое — Федоре Бурмакине — поначалу явно угадываются черты Робина Гуда, а раскручивающиеся сюжетные линии иногда напоминают истории о Синбаде-мореходе. |
|||
Обыденному сознанию свойственно рассматривать миф исключительно как рассказ, что значительно ограничивает возможность увидеть глубинные истоки мифотворчества восточных славян. При таком подходе известность получили преимущественно представители низшей демонологии — домовой, леший, русалка, кикимора и прочие обитатели жилых и хозяйственных построек, промысловых и сельскохозяйственных угодий. В результате складывается ошибочное впечатление, что предки русских, украинцев, белорусов обладали узко прагматическим мышлением, не ломали голову над проблемами мироздания и не задумывались над происхождением живой природы, в том числе человека, а следовательно, не создавали особое информационное пространство доступными им средствами искусства. На самом деле мифологические мотивы можно обнаружить не только в жанрах устной прозы, но и в фольклорно-песенном фонде, а также в обрядовых действиях, в декоре рушников и праздничной одежды. Как писал Б. Н. Путилов, «мифологические знаки, доступные лишь пониманию посвященных, нанесены на десятки предметов», они прочитываются в пластике танца, оживают в звуках музыкальных инструментов».1 |
|||
|
|||
СказкаБыла у мужика баба ленивая, нерадивая. Только бы ей по дворам шляться, по чужим порогам сплетни собирать. А дома до того дошло, что ни войти ни сесть. Да и сама осталась в одной рваной юбке. А мужик бедный целый день работает и никак из нужды не вылезет. |
|||
СказкаЖили на свете два брата. Сеяли они хлеб одинаково, но как станут собирать урожай, так у одного все хорошо на поле, а у другого — стебли срезаны. |
|||
К уникальному фольклорному пласту, собранному в 30–60-е годы прошлого столетия жительницами Дальнереченского района Приморья Ефросинией Ананьевной Ляховой и ее дочерью Екатериной Николаевной Сыстеровой, мы уже обращались. («Живое слово Дальнеречья», журнал «Словесница Искусств», № 17, 2006). Материалы, предоставленные редакции профессором С. И. Красноштановым, настолько разнообразны и объемны, что хватит на десятки публикаций. И хотя основа этого архива — народные песни, в нем немало сказок, легенд и преданий, что гармонично укладывается в рамки нашей главной темы — «Дальний Восток в пространстве Мифа и Легенды». |
|||
|
|||
|
|||
Легенды и предания, представленные в этой публикации, были собраны в Приморье Екатериной Николаевной Сыстеровой в 30–60-х годах XX века. Вместе со своей матерью Ефросинией Ананьевной Ляховой они учительствовали в Дальнереченском районе и всю жизнь были неутомимыми собирателями фольклора. Ученые знают, что подобные материалы не имеют цены, поскольку взяты они из самой гущи народной жизни и потому отражают реальную картину. И если учесть, что в тот период в изучении славянского фольклора на Дальнем Востоке был существенный пробел, то вклад Е. А. Ляховой и Е. Н. Сыстеровой в формирование исторического и культурного пространства славянских народов в Приморском крае на самом деле уникален. |
|||
|