- Пространство Мифа и Легенды. Прикосновение
- Дальний Восток в пространстве Мифа и Легенды: славяне
- Дальний Восток в пространстве Мифа и Легенды: коренные народы севера
- Знаки и символы нашей истории
- Грани духовности
- Дальневосточное чудо святой Параскевы
- Святая великомученица Параскева Пятница (память отмечается 28 октября/10 ноября)
- Дух дышит, где хочет
- Слезы на святых ликах
- Путь святителя Иннокентия
- «За духовное возрождение России»
- Дарование Победы
- Димитровские образовательные чтения
- Богородица Порт-Артурская, заступница дальневосточных земель
- У матушки Елизаветы
- «Крест — хранитель всей Вселенной...»
- Под пристальным вниманием Божественного Ока
- Знак судьбы
- «О, Свете мой, Твоей вверяюсь воле!»
- Литература
- Единое пространство культуры
После разгрома советской властью Дальневосточной епархии Древлеправославной Церкви Христовой (ныне Русская Православная Старообрядческая Церковь) в 1930-х прекратили свое существование многие старообрядческие храмы, в том числе в Хабаровске и его окрестностях. Только после долгих десятилетий ожиданий, в октябре 1995 года, освятили храм во Имя Покрова Пресвятыя Богородицы — первый из храмов, построенных в Хабаровске по ул. Ильича, 28 в 1990-е. То, что храм Покрова Пресвятыя Богородицы построили и освятили именно в Хабаровске, не случайность. Господь говорит: «Без меня не может упасть и волос с вашей головы». Поэтому случайностей в нашей жизни не бывает. Если мы люди верующие, то знаем, что любое наше движение в направлении добра или зла находится под пристальным вниманием Божественного Ока и Ангела Хранителя — наставника в нашей духовной жизни. Понятно, что это не чистая случайность, а милость и благоволение Божие. Значение открытия Покровского храма в том, что он спустя 10 лет стал центром Дальневосточной епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви. Как показывает история, успех любого предприятия возможен только при определенных усилиях. После Великой Отечественной войны хабаровские старообрядцы предприняли ряд попыток получить разрешение открыть или построить свой храм, но им отказывали. С тех пор богослужения проходили в частных домах при закрытых шторах. Люди все равно собирались на совместную молитву и окормлялись священниками, которых командировала сюда Московская архиепископия из разных мест Советского Союза. В 1990 году, через два года после регистрации хабаровских старообрядцев белокриницкого согласия Советом по делам религий при Совете министров СССР, вновь возникает идея постройки собственного храма. С 1991 года на строительство храма стали собирать В строительстве так или иначе приняли участие все христиане. Поименно всех сейчас невозможно перечислить. Прихожане вспоминают: «Все участвовали, дай Бог здоровья каждому». Они чистили, убирали, песок таскали, землю откладывали, опилки засыпали. По силе своей все, кто мог, участвовали в строительстве Покровского храма — и стар и млад. Как видим, храм возник не сразу, а по Божией милости и неимоверными усилиями, определенными финансовыми вложениями в дело возрождения старообрядчества, старообрядческой церкви. Православное христианство свое начало берет со времен святых апостолов, когда они были посланы проповедовать Евангелие «всей твари». Апостол Павел в своих посланиях упоминает домашние церкви. Это самые первые упоминания о храмах, где собирались люди, и у всех было все общее, и люди предавались всецело служению Богу. Проповедь учеников Спасителя была настолько проникновенна, что впоследствии домашние церкви стали приобретать иной вид, а именно начали строиться храмы. Поскольку число спасаемых прилагалось все больше, и возникла необходимость построения храма. Время шло, церковь развивалась, набирала силу, встал вопрос не только о проповеди Евангелия, но и совершения молитвословия, пения псалмов, которые необходимы для служения Богу. Со временем появилось понятие иконографии, изображение Спасителя, Богородицы, святых угодников Божиих, взирая на которых люди видели зримый образ, и, зная житие, подвиги и страдания, которые претерпели христианские подвижники за проповедь Христовой веры, вызывая восхищение в языческой среде. Воссияв воздвигнутыми крестами и колокольным звоном, благолепием которых восхищались во все времена, они тем самым дополняли недостающую видимую картину Православного храма. Храм явился местом единения верующих, которые должны были внимать учению Православной церкви, в первую очередь Евангелия и предания святых отцов, которое они должны были нести всему православному миру. Нося звание христианина, они, по слову Спасителя, должны были нести Святое Евангелие окружающему миру, полному различных соблазнов, для возрождения духовно-православного облика. Храм явился прообразом Скинии, которую Бог повелел сделать пророку Моисею в Ветхом Завете как место собрания верующих, которым в то далекое время повелевалось в каждый субботний день, называемый днем покоя, собираться на общие молитвы и поучаться в Законе Господнем. Народ должен был обязательно исполнять предписания Закона и доказывать свою преданность в служении единому Богу и удаляться от идолопоклонничества, в которое часто уклонялся не только израильский народ, но, к сожалению, и сейчас уклоняются некоторые православные христиане. Существование старообрядческих храмов в тихоокеанской России дает возможность собираться, прилагать максимальные усилия для объединения старообрядцев не только приемлющих священство своей церкви, но и других направлений, включая беспоповские. Это дает дополнение, «прилагает число спасаемых», как говорит Писание, к церкви, которая себя по праву называет истинной, сохранившей древнее благочестие, обычаи, обряды, традиции, которых она придерживается со времен Киевской и Московской Руси. Именно устроение храмов старообрядцами есть залог сохранения древлеправославия как в России, так и в дальнем и ближнем зарубежье. Герман (САВЕЛЬЕВ), |
|||
|