Знак судьбы

Трудно встретить более жизнерадостного и деятельного человека, чем Владимир Викторович Чекунаев. Из-за этого-то и сложно говорить о нем в прошедшем времени: был, жил, работал. Чекунаев — это какой-то мотор, вечный двигатель. От него во все стороны исходили бурлящие волны мощной интеллектуальной энергии. В такт этому излучению он постоянно двигался, несмотря на болезнь, сковывающую его. Ведь у него была больная нога, и ходил он, опираясь на костыль.

Энергия исследователя будоражила Владимира Викторовича. Ему все было интересно. Он был известным коллекционером в сфере бонистики. Таких специалистов у нас в стране немного. По данной теме он консультировал всех: ученых, архивистов, музейщиков.

Собиратель — всегда исследователь. Надо много знать, развить интуицию, чтобы отличить подделку от подлинника или определить редкость банкноты.

Но Чекунаеву и этого было мало, он углубился в исследование по-настоящему. В результате этого появились статьи в научных сборниках и каталоги. Бонисты и историки хорошо знают его книги, сразу после издания ставшие библиографическими редкостями. Прежде всего, знаменитые «Боны Дальнего Востока» (Хабаровск, 2002), которые он написал в содружестве с Л. И. Колосовым и Н. А. Наволочкиным.

Владимир Викторович не останавливался в развитии, его научные познания углублялись и расширялись. Буквально несколько лет назад он начал собирать меднолитую старообрядческую пластику: кресты, иконы, складни. Коллекционируя, стал читать научную литературу по этой тематике. Первую прочитанную научную статью об отлитых из меди старообрядческих изделиях он практически не понял, но не испугался, решил сменить тактику. Начал читать более популярную литературу «для чайников», «накачивал мускулатуру», как он сам выражался. А «подкачавшись», освоив терминологию, основы иконографии, технологии медного литья, художественной композиции, стал читать серьезную научную литературу. Владимир Чекунаев, как истинный коллекционер, и тут не удержался от соблазна собирательства, начал покупать дорогие красивые фолианты: монографии и каталоги. В скором времени у него сформировалась солидная подборка научной литературы о медном литье в России.

Коллекция, начало которой положили подаренные ему кресты, пополнилась интересными экземплярами, в том числе датированными, что редко встречается.

Владимиру Викторовичу больше всего нравились миниатюрные складни, их у него было несколько. Однажды он увидел в книге трехстворчатый складень, который его поразил композиционным совершенством. Коллекционер «заболел», ему непременно хотелось такой же в свою коллекцию. И через два года он у него появился, с неплохой сохранностью и, что важно, с сохранившейся разноцветной эмалью.

Другой мечтой, которую он не успел реализовать, было патриаршее распятие, или «Распятие Христово с предстоящими и избранными праздниками».

В позапрошлом году Владимир Викторович сделал выставку меднолитой старообрядческой пластики из своей коллекции. Когда эта изящная выставка, выполненная с огромной любовью, тактичностью и художественным вкусом, была готова, автор понял, что надо делать каталог. Возникла необходимость излить знания, приобретенные в процессе собирания и изучения предметов, на бумагу, поделиться ими с читателями. К сожалению, он не успел этого сделать. Как не успел многого, о чем мечтал. Ведь он не думал о смерти, он хотел жить. У него были большие планы.

Прощаться с ним пришло огромное количество народа: врачи — коллеги по работе, друзья-коллекционеры, работники музеев, библиотек, архивов, ученые. Его все любили. Такой он был человек.

Галина ЕГОШИНА