Гимн радости. Жизнь и творчество Марианны Татьяниной

Марианна ТатьянинаВрач нужен, чтобы лечить людей. Повар — кормить. Педагог — учить и воспитывать. Шофер — возить на машине...

А художник, он зачем? Почему, когда люди еще обитали в пещерах и вся их жизнь сводилась к спасению от голода, холода и к воспроизведению себе подобных, находились среди них те, кто камнем по камню выбивал, выцарапывал силуэты животных, странные и загадочные личины? Наверное, если бы таких людей не было, мы с вами до сих пор жили бы в пещерах.

Художник — это человек, который умеет выразить свое видение мира так, что другие люди начинают больше понимать себя и свое предназначение в этой жизни. Художник рождает как бы новую реальность, которая, собственно, и была. Просто большинство людей ее не умеют видеть. И эта одушевленная реальность гармонизирует духовный мир человека.

В руке мастера кисть или простой карандаш становится волшебной палочкой. «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Созданный художником образ природы или человека через годы и века дарит людям радость прикосновения к чему-то важному и вечному, что мы называем искусством.

«…Как прорастают эти крылья…»
(Геннадий Шпаликов)

Машенька. 1999.  Бумага, акварель.  75 х 100 Родители Марианны Татьяниной к искусству отношения не имели. Отец — капитан первого ранга. Мать тоже могла бы иметь морскую профессию — акустика подводных лодок, но окончить институт помешала Великая Отечественная война. Когда она началась, им обоим было по 24 года. Он, выпускник военно-морского училища, защищал Ленинград в Кронштадте. В увольнительные по льду, под бомбежками, пробирался в блокадный город на свиданья к любимой. Официальной регистрации своего брака им пришлось ждать долго — работники ЗАГСа не успевали регистрировать ленинградцев, умиравших от голода. К счастью, родителям и дедушке с бабушкой Марианны повезло выжить. А сама она родилась уже после войны.

Поздние цветы. Портрет дочери. 1980. Холст, маслоКогда мама написала отцу, который был направлен с Балтийского на Тихоокеанский флот, что дочка буквально не выпускает из рук карандаши, исчеркала уже все свои любимые книжки, он попросил прислать ее рисунки. Марианне было лет пять, когда ее привели в театр на балет «Лебединое озеро». И под впечатлением от увиденного она рисовала и рисовала балерин. Отец был первым человеком, разглядевшим в этих детских почеркушках нечто многообещающее. «Давай, Риточка, — написал он с Дальнего Востока, — занимайся обучением дочери, ребенок способный...» И Марианну определили в художественную студию Дворца пионеров.

Женщина в белой блузе (портрет Раи Тян). 1996  Бумага, акварель, пастель.  55 х 46 — Это мои самые вкусные детские впечатления, — вспоминает Татьянина. — Рядом с Дворцом пионеров находился Елисеевский гастроном, где чего только не было: и рябчики в сметане, и бланманже, и самбук, и пирожные разные... Вот пока я рисовала, мама мне там покупала какие-нибудь вкусняшки. А однажды мы с ней вышли из Дворца пионеров на Невский проспект. Вижу: люди останавливаются возле уличного репродуктора и плачут. А я ничего не понимаю, просто слушаю, как красивый, торжественный голос говорит: «Человек полетел в космос...»

На пленэре. Ленинград. 1966Вернувшись с Дальнего Востока, отец стал работать в конструкторском бюро, а в выходные — посещать курсы истории искусств в Эрмитаже и Русском музее. Потом он признается Марианне: всю жизнь мечтал стать художником, хотя понимал, что особыми способностями к рисованию не обладает. И он был счастлив, что такой дар есть у дочери. Отец сам смастерил Марианне первый ее мольберт, ходил с ней на этюды. А потом он узнал, что при Академии художеств есть детская художественная школа. Но чтобы там учиться, надо было сдать экзамены и выдержать немалый конкурс. Марианна тогда увлекалась коллекционированием марок, и отец пообещал: «Если поступишь, я тебе куплю набор марок, какой захочешь».

Врач Л.Д. Соколовский. 1987  Бумага, пастель. 72 х 53Окончив художественную школу, Татьянина поступила в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Училась в мастерской народного художника Ю. М. Непринцева, автора знаменитой картины «Отдых после боя». Всю институтскую профессуру составляли бывшие фронтовики. И тема Великой Отечественной красной нитью проходила через обучение студентов.

Над своей большой дипломной картиной «Встреча, год 1942» Татьянина работала много месяцев. Чтобы добиться полной достоверности в написании бытовых деталей и прочувствовать дух того времени, ходила в музей истории Ленинграда, всматривалась в газетные фотографии военных лет.

В центре полотна — двое молодых, бесконечно дорогих друг для друга людей. Он и она. На исхудавших лицах глаза кажутся особенно большими. А в них — и счастье от этой встречи, и боль от всего, что довелось пережить, и щемящая тревога — удастся ли увидеться когда-нибудь еще... Татьянина посвятила эту картину маме и папе. Когда Марианна защищала дипломную работу, они сидели в зале и плакали.

Сейчас картина М. Татьяниной «Встреча, год 1942» хранится в музее Российской академии художеств.

На Дальний Восток!

Лариса Тян.  1998 Бумага,акварель, пастель.  80 х 58 В киноленте тридцатых годов «Девушка с характером» звучала песня на стихи Евгения Долматовского: «...Как много есть широких и солнечных дорог! Но лучшая дорога — в края, где дела много, на близкий и любимый, на Дальний Восток!» Не знаю, смотрела Марианна этот фильм или нет. Но то, что Дальний Восток не был для нее близким и уж тем более любимым — это точно. Просто, как и все тогдашние выпускники любого вуза, она обязана была отработать три года там, куда пошлют по распределению. А поскольку Татьянина окончила институт с отличием, у нее было право выбирать, где предлагались лучшие условия. Хабаровский художественный фонд обещал сразу предоставить мастерскую и в течение года квартиру. Марианна подумала: ладно, поеду, а через 3 года вернусь, зато посмотрю, что такое Дальний Восток. Но на распределении в ректорате огорошили: «Хабаровск дает отказ, ваше место уже занято. Да не расстраивайтесь: там на худграфе пединститута есть вакансии преподавателей — поработаете немного и, глядишь, все утрясется». Такая перспектива не улыбалась, но поскольку она уже остановила свой выбор на Хабаровске, решила: будь что будет. Год Татьянина преподавала в институте и жила в общежитской комнатушке. Потом, не без вмешательства московского начальства, ее взяли на работу в Художественный фонд, а спустя еще какое-то время выделили мастерскую.

— Я приехала, — улыбается Марианна Георгиевна, — вся из себя такая питерская художница с академическим образованием. Мне казалось, тут вообще не умеют рисовать. Сейчас, конечно, я понимаю, что была не права. Здесь тогда работали Федотов, Высоцкий, Долбилкин, Короленко, Петухов и другие замечательные живописцы.

Модель.  1989 Бумага, акварель, пастель. 80 х 60Почти одновременно с Татьяниной сообщество хабаровских художников пополнили выпускники Московского института им. Сурикова Владимир Уфимцев, Борис Федоровский, Владимир Селиванов, Леонид Шилов, Николай Вдовкин... С первой же коллективной выставки, в которой она приняла участие, Татьянина обратила на себя внимание коллег и ценителей живописи. Пленительно женственная, нежная, с мягким певучим голосом, она словно светилась изнутри. И таким же неуловимо-загадочным светом были пронизаны ее работы: «Таня», «Ромашки», «Сумерки», «Семейный портрет», «На даче»...

Уже на третий год после приезда в Хабаровск Марианну Георгиевну принимают в Союз художников. Портреты ее кисти приобретают Дальневосточный художественный музей и музей ДВО, дирекция художественных выставок РФ, Министерство культуры России, различные художественные галереи...

По свидетельству искусствоведа Т. А. Давыдовой: «В изобразительном искусстве художник, владеющий жанром портрета, всегда вызывает уважение у собратьев по кисти. Портрет — самый сложный и в то же время самый точный документ времени, нет ничего таинственнее природы человека. Марианна Георгиевна — блестящий портретист. Ею создана галерея разнообразнейших характеров человека. От губернатора Сибири и Дальнего Востока графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, где главной задачей было иконографическое сходство с моделью, до проникновения в хрупкую душу ребенка...»

180 портретов людей самых разных возрастов и профессий написано М. Г. Татьяниной.

Со студентами худграфа. 1978— Иногда не спится ночью, — говорит Марианна Георгиевна, — и я начинаю вспоминать: где сейчас мои «дети»? Разлетелись они по всему свету — в Америке, в Корее, Китае, Японии, Австралии, в Новой Зеландии...

Но то портреты. А судьбы акварельных пейзажей и натюрмортов Татьяниной проследить не сможет уже, наверно, никто. Впрочем, доподлинно известно, что немалая коллекция ее картин находится в Кульдуре, в частном санатории «Санус», который стал для Марианны и ее мужа, талантливого художника-графика Роберта Юрьянова спасительной соломинкой в бурном море перестройки. Середина девяностых, развал экономики, безработица, никто заказы на картины не делал — не до искусства было людям, с голоду бы не пропасть. А художник, он ведь тоже не цветочным нектаром питается. В общем, приезжали они в Кульдур втроем — к тому времени дочка Татьяниной Катя выросла, окончила Ленинградское художественное училище им. Рериха и вернулась в Хабаровск. Писали для санатория картины, получали за них скромные гонорары. А попутно учили рисовать местных ребятишек. Это уже совершенно бесплатно.

«Что ты спрятал, то пропало.
Что ты отдал, то — твое»
(Шота Руставели)

Пейзаж. 1995 Холст, маслоВ те же голодные девяностые Татьяниной и Юрьянову предложили вести уроки изобразительного искусства в одной из хабаровских школ. Тогда во многих учебных заведениях в рамках дополнительного образования организовывали эстетические классы. Дети на уроки «самых настоящих художников» ходили с удовольствием. Марианна, зная, что у многих из них не было денег на школьные обеды, приносила на занятия то булку хлеба, то сухарики, которые сушила для ребятишек. Самых способных приглашала в свою мастерскую, где учеба продолжалась уже на другом уровне. Постепенно в эту стихийно возникшую семейно-авторскую школу стали вливаться дети друзей художников. И не только дети. Одной из тогдашних учеников Татьяниной было 34 года. Она была стоматологом, работала в воинской части на Красной Речке. С легкой Марианниной руки стала хорошим акварелистом. Сейчас работает художником в Краснодаре и наверняка вспоминает те удивительные дни, когда в гостеприимной мастерской на ул. Фрунзе за длинным столом, голова к голове, склонялись над листами ватмана малыши, а те, кто постарше, устраивались в разных углах комнаты. В обед краски, карандаши и бумага со стола убирались. Все садились пить чай с сухариками. Это поначалу, в первые годы. Потом, вспоминает Марианна Георгиевна, «разошлись» — она сама стала специально готовить что-нибудь вкусненькое, что-то приносили с собой дети... Пировали, словом. В иные дни до 15 человек за столом собиралось. Роберт Алексеевич говорил: «Я всю жизнь мечтал иметь вот такую большую семью».

Радость летнего утра. 2000 Холст, масло. 110 х 140Все материалы, которыми работали художники: акварель, пастель, масло — были доступны их ученикам. Вместе они выходили в город, на этюды, расписывали пасхальные яйца, делали елочные игрушки и рождественские открытки... Стали устраивать выставки работ юных студийцев — в Арт-подвальчике Хабаровского краевого благотворительного фонда культуры и даже в картинной галерее им. А. М. Федотова.

— Зачем вам это было надо, — спрашиваю Марианну Георгиевну, — совершенно безвозмездно посвящать детям массу времени, которое можно было бы потратить на написание и продажу картин?

— А вот, наверно, надо было, — отвечает, — это же нормальная человеческая потребность — что-то кому-то отдать, если есть чем поделиться. Что в себе-то держать?

Дети учились у Роберта Юрьянова, Марианны и Екатерины Татьяниных не только рисунку, живописи и графике, но и искусству человеческого общения, доброте, умению видеть доброе и прекрасное в окружающем мире. И неслучайно практически все их тогдашние студийцы стали хорошими профессиональными художниками. Кто-то из них, как Виталий Гладкий и Роман Босов, работает в Хабаровске, кто-то — в Москве, кто-то — в Питере, двое — в Америке...

На открытии персональной выставке в Арт-подвальчике. 2014А у самой Татьяниной желания поменять Хабаровск, даже на родную и милую ее сердцу Северную столицу, не возникало. Здесь она получила заслуженное признание коллег и ценителей живописи, дважды удостоена краевых премий за лучшее произведение в изобразительном искусстве; стала членом международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО; в 2000 году за большой вклад в развитие и пропаганду изобразительного искусства была награждена знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре»... Здесь, на Дальнем Востоке, работают ее ученики. Здесь друзья, которые искренне радовались ее успехам и поддерживали в тяжелые периоды жизни. Здесь, в музейных коллекциях и в домах многих хабаровчан, живут ее «дети» — пейзажи, портреты, натюрморты. Многие, если не большинство, Татьянина дарила, по случаю юбилея или еще какого торжества, а чаще просто так, от щедрости душевной.

Марианна и Роберт в галерее им. А.М Федотова— А где еще, — говорит она, — я найду такую, как здесь, природу? Когда я после института приехала, мне пришлось поменять всю свою привычную палитру — сдержанные «питерские» охру, сепию, серые краски на ярко-голубые, красные, оранжевые... Когда весной на сопках начинает цвести багульник, это ж такое чудо! Душа поет... Словами не передать — только кистью...

Хабаровчане и гости города смогли прикоснуться к поющей душе художника М. Татьяниной на персональной выставке ее живописных и графических работ, открывшейся 14 января 2014 года в Арт-подвальчике. Таким образом, этот небольшой, но очень популярный у хабаровской интеллигенции выставочный зал отметил свое 20-летие.

— Не знаю, — вспоминает председатель Хабаровского краевого благотворительного фонда культуры Светлана Юрьевна Черепанова, — как я 20 лет назад набралась нахальства подойти к Татьяниной с предложением сделать выставку ее работ по случаю открытия нашего Арт-подвальчика. Думала: наверное, откажется, ведь она известная художница, а я ее в какой-то подвал заманиваю. Но Марианна согласилась, сказала: «На новоселье первой обычно запускают кошку. Так вот, я захожу к вам, как кошка. Значит, у вас будет удача». И действительно, удача сопутствовала десяткам детей-стипендиатов фонда культуры, вышедших из этих стен, и очень многим молодым художникам, выставлявшим первые свои работы в Арт-подвальчике.

Не сегодня-завтра растает снег… Бумага, акварельНа нынешней выставке Марианны Татьяниной не было портретов — только пейзажи и натюрморты. К ним удивительно шли стихотворные строчки, которые Светлана Юрьевна Черепанова нашла у Цветаевой и Ахматовой. Как и в произведениях этих великих поэтесс, в живописных этюдах Татьяниной, многие из которых до этого еще нигде не выставлялись, ощущается не по-женски твердая рука мастера. И в то же время, они легкие, изящные, наполненные нежностью и любовью.

Молодая художница Анастасия Реутова впервые на этой выставке познакомилась с Марианной Георгиевной, хотя картины ее помнит с детства:

— У нее ведь потрясающие портреты. Она так чувствует человека! Как настоящий психолог. И еще мастерски владеет акварелью. А это самая сложная техника, потому что она не терпит исправлений. Без таланта и большого трудолюбия акварелист не состоится.

Служение и радость

Мне не надо наслаждений  Мимолетной суеты.  Я живу среди видений  Очарованной мечты… Бумага, акварельСлужение художника избранному им (или для него?) виду искусства сродни служению священника Богу и людям. Художник тоже посредник. Между нами, сегодняшними, и нашими потомками. Между человеком и неким Идеалом (для верующих — тем же Создателем).

А радость художника, творца, рождающего новую реальность, замешана на страдании и преодолении. Того и другого в судьбе Татьяниной с лихвой. В совсем еще молодом возрасте у нее отнимается сначала правая рука, потом левая. Врачи предупреждали: двигательная активность может не восстановиться. А что это значит для художника — каждому понятно. Но Марианна одолела болезнь. Когда ей не было еще и 40 лет — новая беда: онкология, тяжелая операция, сложный восстановительный период. И опять Татьянина выходит победителем. А в ее работах в полный голос, мощно и ярко начинает звучать радостный гимн жизни. Такой прекрасной, когда знаешь ее истинную цену. Это дается только тем, кто, как она, стоял на грани жизни и смерти. Потом ей еще предстояло пережить тяжелую болезнь мужа и смириться с его смертью... Это добавило ее картинам новую, философскую, грань.

Осенний пейзаж Бумага, акварельИстинный художник не может творить беспрерывно. Он не властен над своим вдохновением. Вдохновение тоже нуждается в отдыхе. И оно покидает художника, чтобы вернуться к нему, когда его душа очистится от всего случайного, ненужного и накопит достаточно сил для творчества.

Видимо, сейчас, когда дочка с мужем уехали из Хабаровска, и Марианна Георгиевна привыкает жить одна, у нее тоже наступил такой этап переосмысления, накопления и выбора — каким путем двигаться дальше в своем творчестве. А мы — друзья Марианны Татьяниной и почитатели ее таланта — будем предвкушать радость встречи с новыми творениями настоящего Мастера.

Янина КУЗИНА
Фото из архива Марианны Татьяниной