Замри, прекрасное мгновенье! Эти строки посвящены одному из удивительных изобретений человека — фотографии. Или, как еще говорят, светописи. 170 лет назад, а именно 7 января 1839 года, французский ученый Франсуа Арагон на заседании академии наук сообщил об изобретении фотографии, а вот секрета самого изобретения не открыл. Дело в том, что изобретение это принадлежит не одному, а двум изобретателям — Нисифору Ньепсу и Луи Дагеру. И каждый из них внес свой вклад. С тех пор фотография проникла во все сферы человеческой деятельности. Объективность и точность фотоизображения сделали его одним из самых эффективных способов изображения действительности. Говоря о фотографии, анализируя ее возможности, мы часто употребляем понятие «время», которое вместе с понятием «пространство» составляет основы фотографической образности. Однако в каждом хорошем снимке кроме того времени, которое воплощается в удачно схваченном моменте, есть еще и Время с большой буквы — Время Историческое. Говоря иными словами, каждый хороший снимок не только запечатлевает отдельный, весьма короткий миг, определенное состояние, но и через него прикасается ко Времени, оставляя будущим поколениям его конкретный, неповторимый облик. Конечно, всякое искусство — и литература, и музыка, и архитектура являются своего рода документом эпохи, раскрывают через свои произведения дух времени. Однако документальная природа фотографии, редкостная достоверность ставит ее в особое положение: тут время говорит не только устами конкретного автора в опосредованной форме, но и, если можно так выразиться, от первого лица. На снимках Валерия Токарского, чуткого ко всему происходящему вокруг, время предстает во многих своих характерных чертах. Вот перед нами фотография, сделанная автором на бодайбинских приисках, на которой изображены простые деревянные кресты, изготовленные из неотесанных лиственничных бревен. Под этими крестами покоятся тела ссыльнопоселенцев времен сталинской эпохи. Этот снимок будет вечно напоминать нам о сотнях тысяч безвинно репрессированных, упокоившихся в вечной мерзлоте. На втором плане четверо мужчин со скорбными лицами: очевидно, здесь похоронены их родственники. Их лица напряжены, и мы вместе с ними ощущаем скорбь, которую они испытывают. Рядом другая фотография: «БАМ — стройка века». Простая, бесхитростная композиция, но сколько информации несет она о прошедшем времени, какие дает поводы для размышлений. Это героический подвиг молодежи, строившей «дорогу века», но одновременно мы ощущаем, что многие из тех, кто строил эту дорогу, живут за чертой бедности. А вот совсем другая фотография, на которой изображен молодой человек очень странного вида. Фотография сделана в городе Харбине во времена перестройки, когда наши челноки сновали между Россией и Китаем, как колорадские жуки, вывозя все, что плохо лежало и росло. На голове армейская фуражка, на плечах пушистая шкура песца, взгляд загнанного зверька. Хотя сегодня он, возможно, стал миллионером. Великолепный фотоснимок гениального пианиста Святослава Рихтера. Мне довелось видеть фотографии этого великого человека, выполненные известными мастерами А. Макаровым и Л. Шерстенниковым, но такого удивительно теплого портрета не встречал. Верхняя точка съемки позволила автору создать великолепное по силе визуального восприятия произведение: мы видим огромное пианино, подвластное мастеру; на втором плане застыли завороженные зрители. Было бы неверно думать, что способность фотографии непосредственно воплощать время, позволяет каждому снимающему сказать себе перед тем, как взять в руки фотоаппарат: «Сделаю-ка я исторический снимок, запечатлею время». Нет, конечно! Фотограф снимает все, что кажется ему красивым и выразительным, и только через это, выполнив свою конкретную задачу, достигает обобщения. Фотографы, стремящиеся сразу же создать обобщенные образы времени, пренебрегающие поисками конкретных примет эпохи, не способны создать ничего, кроме плоских аллегорий. Движение времени, сложная диалектика развития постоянно привлекает внимание фотографов. Вот одна из таких фотографий из архива Валерия Токарского. На крутом берегу Амура была заложена площадь Славы, где должен гореть Вечный огонь. Было решено доставить его из города юности, с завода «Амурсталь», где в годы войны плавили сталь для нужд обороны нашей страны. На бронетранспортере факел с Вечным огнем был доставлен на площадь, а зажечь его народ доверил Алексею Клементьевичу Черному, участнику войны, первому секретарю крайкома КПСС. Сегодня эта фотография — слепок Времени, и через много лет наши потомки смогут узнать, как происходило это историческое событие. А вот фотография другого плана, ее авторство принадлежит Григорию Петровичу Соколову. На снимке пленные японцы, несущие на плечах охапки винтовок. Этот кадр говорит о том, что Вторая мировая война окончена, наступил мир, а фотография будет вечным напоминанием нам о тех страшных военных годах, которые пришлось пережить всему человечеству. Впрочем, способности фотографии как формы творчества не всегда воплощаются полностью, особенно в том, что касается воссоздания образа Времени. Очень часто фотографы, будто забыв, какое замечательное и сильное оружие находится в их руках, делают снимки, в которых нет отчетливого ощущения современности, нет мысли, которая бы сделала эти снимки совершенными для сегодняшнего зрителя, не говоря уже о том, кто будет смотреть их много лет спустя. И только когда каждый любящий фотографию приучит себя анализировать ее, «читать» заключенный в ней смысл, понимать ее эстетические достоинства, он постигнет все многообразие значений светописи. Игорь СИМОНОВ |
|||
|