- Время мудрого Дракона
- Дальний Восток в пространстве Мифа и Легенды: коренные народы севера
- Уснувший дракон
- Вечные скалы — хранители времени и удачи
- Духи перевалов
- Легенды Белой горы
- Центр этнического мироздания
- Охотники за удачей — духи коцали
- Дерево — молчаливый двойник человека
- «Я сын земли…»
- Путь шамана в XXI веке
- Небесный и подземный мир из старых дневников
- Корейские мифы родились в Сикачи-Аляне?
- Каменные мифы озера Болонь
- История ульчского рода Уды
- Дальний Восток в пространстве Мифа и Легенды: Славяне
- Знаки и символы нашей истории
- Грани духовности
- Литература
- Единое пространство культуры
- Илья Лиханов
Именно так мыслили и воспринимали мир нанайцы. Тому, чего не понимали, они приписывали разного рода сверхъестественные качества. Данные представления об окружающем мире складывались веками и не могли исчезнуть из нанайской культуры под иноэтническим влиянием. Среди современных нанайцев, особенно пожилого возраста, все еще бытуют многие традиционные представления и обряды предков. Заметное место в мифологии и религии нанайцев занимает дерево. Обряды, связанные с деревьями, сохранились до настоящего времени. Дерево играло центральную роль в промысловом обряде нанайцев. Некоторые охотники соблюдают его и сегодня, только в несколько упрощенном виде. Назначение этого обряда заключалось в следующем: задобрить духов-хозяев горных речек, озер, сопок — боа эдендуэни. Добравшись до прошлогоднего зимовья (аонга), охотник бил земной поклон дереву, растущему рядом, после чего устраивал, приводил в порядок свое временное жилье. Обряд задабривания хозяев местности он совершал только в определенном месте. Подальше от зимовья охотник выбирал одно из деревьев лиственной породы с мягкой древесиной (тополь, липа) и вытесывал на нем лик духа-хозяина охотничьих угодий — пиухэ, обращенный на восток. Перед деревом он втыкал четыре вилообразные палки, на них клал две перекладины, на которые настилал еловые ветки. На этом настиле охотник раскладывал жертвенную пищу. Рот личины он мазал водкой. Ею же брызгал в направлении четырех сторон света, после чего созывал на избранное дерево всех духов-хозяев местности и обращался к ним с просьбой об удаче в промысле. В данном обряде дерево являло собой вместилище душ хозяев местности.
Увидел Гурэнтэ у корней этого дерева Человека. Спина его крепко-накрепко была прилеплена к мировому дереву жизни, смотрит он на крону и ловит ртом птичий помет. Эндури создал этого Человека вместе с мировым деревом в качестве его хозяина-сторожа. Гурэнтэ сорвал с древа жизни колокольчики конгор, листья толи, рога тимо, оторвал Человека и вместе с ним вернулся домой. Дома Гурэнтэ развернул мешок и увидел, что его содержимое со свистом исчезает через чонко. Листья толи, колокольчики конгор, рога тимо полетели в разные стороны к людям, достойным шаманского звания из разных родов: Юкаминкан, Удинкан, Бельды, Одзял и других. Таким образом, стало много шаманов. Человека с Древа жизни звали Хадо. Он стал мужем дочери Гурэнтэ. От него позднее появились все люди, потомки которых живут и сейчас. У каждого шамана возле его дома стояли, подобно мировому древу жизни, священные деревья туйгэ, или по-другому торо. А. В. Смоляк описывает их так: «Непременными атрибутами нанайских шаманов были стоящие у дома своеобразные столбы тороан (ульч. тура, туру, дару), нечто вроде жертвенника. Их было три: средний, диаметром до 20–25 см, выше дома, по бокам — столбы поменьше. Иногда столб был только один. Это были обыкновенные деревья, несколько обтесанные снизу. Средний столб имел в размере форму четырехугольника (или такое сочетание имела только средняя часть столба). На его поверхности, как говорят старики, рельефно вырезали изображения змей симур, драконов мудур, ящериц исэлэн, жаб кутуэ. На высоте одного метра от земли на южной его стороне (иногда на боковых столбах) вырубалось изображение лица духа Сангиа Мапа. На вершине центрального столба (иногда на всех трех) помещались скульптурные фигуры птиц (чаще кукушек). По данным, полученным в 1970 г. от шамана Моло Оненко на старинных тороан изображали птиц, летевших к верхнему богу: ласточку киниало, кукушек двух видов — кэнггэрэ кэку и тонггоро топто, иногда все три изображения птиц были одинаковыми (кукушки). <...> В МАЭ (Музей антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге) имеется часть шаманского столба из села Дондон; на его поверхности вырезаны рельефные изображения четырех драконов (или змей) симур с ногами, ящерицы, лягушки. У подножия центрального столба тороан обычно ставили деревянную фигурку — поясное изображение диулин или ливэнэ диулин. Нижнюю часть фигуры закапывали в землю. Рядом помещали изображения других духов — по три ящерицы исэлэн, пять змей симур, шесть черепах аян. <... > Шаманские столбы тороан, согласно предположению Л. Я. Штенберга, являлись как бы символами «мирового дерева», оно росло в подземном мире доркин, проходило через нашу землю и выходило в верхние сферы неба (Смоляк А. В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (Народы Нижнего Амура), М., 1991. — С. 247, 248). В настоящее время у каждого шамана имеется дерево торо. У сильного шамана оно называется туйгэ. Обычно это лиственница. Сразу после прохождения шаманом обряда посвящения высаживается несколько лиственниц. Одна из них становится для шамана торо. На торо во время камлания шаман созывает духов. Они слетаются отовсюду и садятся на это дерево. Существует поверье, что у этого дерева нельзя оторвать и веточку — заболеешь. Нельзя говорить про них — тоже можно заболеть. По утверждению Ч. Д. Пассар, дерево с изображением кукушки наверху принадлежало не шаману, а дянгиану (Полевые материалы автора. 2001 г., от Пассар Ч. Д.). Дянгиан — нанайский судья, который знал все законы, обряды, обычаи и судил споры среди нанайцев. Дянгиан были не в каждом селении. У нанайцев-нешаманов были «личные священные» деревья, которым они молились и приносили жертву. В данном случае дерево также выполняло функцию посредника при обращении к духам. В 1926 году этнограф И. И. Козьминский после поездки по Амуру писал, что, по представлениям нанайцев, у каждого человека имеется три души: дюлемди, паниа и морсо. Последняя была душа-дерево, невидимое дерево, вырастающее якобы в начале жизни человека и падающее с его смертью. Морсо растет по мере роста человека и дряхлеет по мере приближения его к старости. Таким образом, морсо представляло собой дерево-двойник человека (Козьминский И. И. Отчет об обследованиях материальной культуры и верований горинских нанайцев. Л., 1929. С. 42.). Когда человек сильно болел, шаман обращался к небесным богам (эндури) Санси, Сангиа и другим за помощью, просил о выздоровлении больного. Для совершения этого обряда выбирали живой тополь потоха. На его восточной стороне делали затес и треугольное углубление вершиной вверх. Под деревом ставили угощение богам в виде водки, крови животного, каши. Затем маленькие кусочки каждого угощения клали в этот треугольник. Шаман просил милости и здоровья для больного. Такое дерево нельзя было трогать, ломать — иначе больной мог заболеть еще больше и даже умереть. В настоящее время из-за невозможности сохранить дерево в неизменном виде стали отрезать фрагмент дерева, отметив сначала его восточную сторону. На ней делают треугольное углубление, приносят домой, где и совершается обряд. Это дерево, а также его часть, называется пиухэ. Иногда делают изображение дерева пиухэ на ткани. Оно называется дусху. В жизни каждого нанайского рода дерево имело большое значение для его продолжения. А. Н. Липский в работе «Элементы религиозно-психологических представлений гольдов» писал: «По представлению гольдов, на небе для каждого хала — рода растет очень большое дерево, по внешнему виду оно весьма отдаленно сходно с ивой; называется оно омиа мони. Очень много птичек живут в нем. Птички эти вьют гнезда и выводят птенцов, питаются плодами этого дерева тимтикта. Количество полов птичек
Статья написана под руководством Р. А. Бельды, педагога дополнительного образования Центра детского творчества села Найхин Хабаровского края. Наталья БЕЛЬДЫ
|
|||
|