- Время мудрого Дракона
- Дальний Восток в пространстве Мифа и Легенды: коренные народы севера
- Уснувший дракон
- Вечные скалы — хранители времени и удачи
- Духи перевалов
- Легенды Белой горы
- Центр этнического мироздания
- Охотники за удачей — духи коцали
- Дерево — молчаливый двойник человека
- «Я сын земли…»
- Путь шамана в XXI веке
- Небесный и подземный мир из старых дневников
- Корейские мифы родились в Сикачи-Аляне?
- Каменные мифы озера Болонь
- История ульчского рода Уды
- Дальний Восток в пространстве Мифа и Легенды: Славяне
- Знаки и символы нашей истории
- Грани духовности
- Литература
- Единое пространство культуры
- Илья Лиханов
Эта небольшая исследовательская работа посвящена моему деду Уды Айкину, который жил в селе Кольчём Ульчского района, близ древнейшего озера Удыль, а также всему ульчскому народу. Возможно, она поможет кому-то еще восстановить прошлое своего рода, так как в ней переплетается множество судеб. Состав ульчей, как и состав других народностей Приамурья, чрезвычайно пестр. О происхождении ульчей правомерно суждение Л. Я. Штернберга, которое он высказывал в адрес нанайцев: «Это конгломерат родов различного происхождения». По мнению А. В. Смоляк, в составе ульчей весьма существенен нанайский компонент, но в сложении этого этноса большую роль сыграли и нивхи, эвенки, орочи, негидальцы, айны. Однако основой, несомненно, стали аборигены, жившие на Нижнем Амуре до прихода всех вышеперечисленных народов. Примером такого сложного происхождения может служить ульчский род Уды. На многокомпонентность рода указывают два этнонима — Уды и Пильдунча. Род Уды-Пильдунча проживал в Джолмаки, Джолоко, Кеньжа, Кольчём, Сучу, Халан. По сведениям А. В. Смоляк, он состоял из трех групп. Одна из них удэгейского происхождения, вторая — негидальского (выходцы с рекиАмгунь, длительное время жившая по притоку реки Пильду-Битки) и третья — род Удан, издавна живший на Удыле. А. М. Золотарев же напрямую относит роды Зятала, Пилдунча, Уды к родам удэгейского происхождения. (Имеются в виду роды Дятала, Пильдунча, Уды.) Сегодня значительные сведения о происхождении этого рода хранит старейшая жительница села Кольчём — Аксинья Акимовна Ван, 1929 г. р. (в девичестве Уды). Опираясь на ее рассказ, можно сделать предположение, что ее дед был основоположником удэгейской ветви рода Уды.
Для того, чтобы делать предположения о происхождении рода Уды, опираясь на утверждение А. А. Ван о совместном приходе ее предков с Онинка на Удыль, следует обратиться к происхождению рода Онинка. По одним версиям их далекие предки вышли со Среднего Амура (как говорят потомки рода Онинка, из района Благовещенска), спустились до устья Уссури, затем расселились по Хору и Самарге, жили по притокам этих рек. В результате ссоры часть Онинка переселилась на реку Анюй (бывшая Они), потом вышла на Амур, где члены этого рода постепенно стали нанайцами, слившись с жителями Амура по культуре и языку, вследствие ассимиляции. Часть Онинка ушла с Анюя вниз по Амуру к озеру Удыль. По другим преданиям, Онинка жили раньше по реке Коппи (Хабаровский край), впадающей в Татарский пролив — традиционный район проживания удэгейцев и орочей. Они поднялись вверх по реке, а затем перешли на Анюй. Возможно, в то время, до их обоснования на реке Анюй, они имели другое наименование рода, так как название Онинка происходит от топонима «Они» (так раньше назывался Анюй, в переводе с нанайского «горная река»). Возникает вопрос об этнической принадлежности Онинка, живших в прошлом на Анюе. Некоторые Онинка считают, что их предками были удэгейцы. Онинка Нанайского района очень близкими себе считали удэгейцев рода Кялундзига, не вступали с ними в брачные отношения.
Все это время семья хранила свой родовой знак в виде тщательно отшлифованного круга с круглым отверстием в центре из светло-желтого непрозрачного камня. Наружный диаметр (около 10 см) окаймляли повторяющиеся фронтальные изображения китов (одинаковые), остальное пространство декорировано маленькими кружками и точками. А. А. Ван помнит историю об этом знаке: «У одного из братьев долго не было детей — рождавшиеся дети все умирали. И тогда, чтобы уберечь нового ребенка от смерти, ему на грудь подвешивали этот каменный круг». Знак передавался по наследству от отца к сыну. Но получилось так, что последней хранительницей его была Аксинья Акимовна как старшая дочь Акима Поликарповича Уды, так как сыновья в то время еще не определились в жизни. А. А. Ван берегла родовой знак до смерти отца, который умер в 1986 году. Во время похорон она положила этот знак в гроб отца, никому не сказав об этом. А. П. Уды был похоронен в селе Булава Ульчского района. То, что на знаке основным элементом является круговой орнамент из изображений кита, дает возможность предполагать, что корни рода Уды уходят к народу, обитавшему на морском побережье, который видел это морское животное и, возможно, охотился на него, а может быть, считал его первопредком. А. А. Ван вспоминает, что ни дед, ни отец не верили местным шаманам, хотя отца часто просили вырезать сэвэнов. Он ругался, но не мог отказать людям в просьбе, так как был хорошим мастером. Последний медвежий праздник в Кольчёме проводился, когда Аксинья Акимовна была совсем маленькой, примерно в 1940-х годах. Медведь был выращен ее отцом, но когда подошло время празднования, он отказался его проводить сам и отдал медведя односельчанам, которые организовали обряд в честь его дочери. По всему поведению Акима Поликарповича Уды можно судить, что он не знал этого обряда и не верил в него. А когда в 1930-х годах семью репрессировали, то во время обыска на дне одного из сундуков нашли детскую библию с красочными картинками. Библия могла оказаться в семье либо в результате крещения, либо после общения с русскими миссионерами. В 1860-х годах на Нижнем Амуре началась деятельность русской православной миссии, и уже вскоре были крещены многие нивхи, ульчи и нанайцы. В 1890-х годах в районе расселения ульчей при Мариинском, Софийском и Больше-Михайловском станах были открыты одноклассные церковноприходские школы для детей коренного населения. В 1913–1917 годах функционировали одноклассные школы в ульчских селениях Удан и Пули. Отец и дед, по воспоминаниям А. А. Ван, с желанием откликнулись на все эти мероприятия русских, но факт их крещения неизвестен. Если придерживаться версии, что предками рода Уды были люди, обитавшие на морском побережье, беря во внимание родовой знак с изображением кита, то, возможно, это и есть та ветвь, имеющая удэгейские корни, от которой произошла одна из трех частей ульчского рода Уды. Удэгейцы, проживавшие на реке Коппи, имели свободный выход к морю, так как эта река впадает в Татарский пролив.
И третья часть рода Уды — это древний местный род Удан. Пришедший с верховьев Амура род Уды, по-видимому, встретился с этим родом и объединился с ним. Лишь часть Удан, ушедшая в свое время на реку Амгунь, сохранила самостоятельность и свое название. Они считают ульчей Уды сородичами: в 1923 году старики из рода Удан сообщили В. И. Цинциус, что их сородичи живут на озере Удыль. Можно предположить, что они имели в виду ульчей Уды. В заключение важно отметить, что все явления и процессы, обозначенные в статье, были характерны не только для конкретного рода. Аналогичные явления происходили и с другими ульчскими родами, лишь отличались народы и немного периоды времени. На это повлияло множество факторов: здесь много веков пролегал путь для различных народов, как идущих со стороны моря через Татарский пролив, озеро Кизи, так и для тех, кто шел с верховьев Амура по горным рекам, впадавшим в озера. Но для того периода, который описывается здесь, немаловажной причиной передвижения народов является интенсивное заселение Дальнего Востока русскими. Наиболее полную характеристику этому явлению дает А. В. Смоляк: «Подобные перемещения на Нижнем Амуре — явление очень древнее, однако особенно интенсивно оно происходило с переселением на Амур русских. Все это нарушало традиционные контакты и способствовало возникновению новых этнических связей. Некоторое влияние на эти процессы оказало создание русских ярмарок. Различные по происхождению этнические группы, издавна находившиеся в дружественных или родственных связях, сплачивались, однако эта близость была не столь тесной, чтобы у каждой народности Нижнего Амура до революции возникло сознание своего этнического единства и завершилось формирование единой культурной общности. Отсутствие общего самосознания объяснялось множеством локальных культурных и языковых особенностей: их чрезвычайная разбросанность на огромной территории, наличие многих диалектов, говоров, особенностей в культуре — все эти факторы повсеместно препятствовали появлению общего национального самосознания». Елена У,
Со временем основой профессиональной деятельности становятся проблемы культурного наследия коренных малочисленных народов Севера, а также социально-экономические вопросы их жизни. С 2004 года Елена У старший научный сотрудник отдела этнографии Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н. И. Гродекова, а с 2006-го — сотрудник Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края. |
|||
|