Во времена моей школьной юности был у нас популярен такой фокус, нынче бы сказали — тест. Ты пишешь заранее свои ответы на листке, который не показываешь испытуемому. Затем просишь его без раздумий назвать три ассоциации: великий русский поэт, часть лица, фрукт. Ответы почти всегда (99,9%) совпадали с написанными тобой заранее: Пушкин, нос, яблоко. «Чудо предвиденья» объяснялось просто. Весь фокус состоит в том, что мыслим мы преимущественно шаблонами, клише. И, как ни печально, прививается это стереотипное мышление нам с детства. А вместе с ним и неискренность, отсутствие собственной точки зрения, неумение ее отстаивать. Сценическое пространство, в котором происходит действие, не просто часть фойе, выгороженная для спектакля. Зеркала, люстры, арки, мраморная лестница, которая угадывается в проеме двери, — все это дробится, дышит, отражается. Создается ощущение таинственной многомерности, дополнительного объема... просто булгаковская квартира с ее пятым измерением. Черные квадраты по стенам оказываются холстами, на которых художник Павел Оглуздин (он же действующее лицо спектакля) на наших глазах создает иллюстрации к происходящему на сцене.
Строго говоря, пьеса Михаила Хейфеца — один непрерывный монолог. Режиссер Константин Кучикин переплавил этот монолог в динамичную изобретательную историю. Ввел дополнительных персонажей. Добавил происходящему на сцене иронии, фантазии, игровой стихии, сохранив при этом доверительную интонацию и психологическую точность действия. По абсолютной искренности и какой-то детской честности, с которой герой ведет повествование о себе, это исповедь. Исповедь бесхитростная и нелепая, печальная и счастливая, банальная и драматичная, и в итоге трагичная. Драматург не жалеет своего героя. Его Питунин далеко не вундеркинд, а обычный средний ребенок — подросток — юноша — молодой человек — мужчина. Жизнь этого среднестатистического гражданина проходит перед нашими глазами. И на всем ее протяжении героя просто-таки преследует А. С. Пушкин, вмешиваясь в ход его судьбы не самым благоприятным образом, пока не... А впрочем, сохраним интригу. Исполнитель роли Питунина, артист Александр Зверев, совершенно сливаясь со своим персонажем, существует на какой-то запредельной границе человеческой открытости. Это не просто зрелое мастерство актера, не только магия таланта. Это еще и неординарная личность самого артиста. Зверев и его партнеры по площадке составляют замечательный актерский ансамбль. Наталья Мартынова — абсолютная актриса. У нее играет все: взгляд, жест, звук, всхлип, поворот головы. Хрупкая утонченность, выразительная пластика и эмоциональная гибкость позволяют актрисе быть очень разной. В ее палитре есть и лирическая пастель и яркие сочные краски характерности. Совершенно органично существует на сцене Павел Оглуздин. Его «неактерская» природа, красноречивый взгляд в совокупности с отстраненно-сосредоточенным существованием на сцене убедительнее любых актерских ухищрений. Спектакль интересно придуман режиссером и блистательно сыгран актерским трио.
...Любовь надо выстрадать, вернее, вырастить. Любовь к человеку, стране, явлению. Ее надо вырастить, как ребенка, который далеко не всегда нас радует. Бывает, болеет, бывает, курит за забором, не разделяет наших убеждений, огорчает, обижает... Но никого мы так не любим, как его. Если ты полюбишь сам, осознанно, а не потому, что «надо» — «положено» — «принято», возможно, однажды тебе тоже захочется спасти этого чудака... камер-юнкера... великого русского поэта. Татьяна КОПЫТИНА |
|||
|