Все время в дороге. Край интересный, Аркадий Петрович Гайдар — известный писатель и журналист, участник Гражданской и Великой Отечественной войн. За выдающиеся заслуги в развитии советской литературы в 1939 году награжден орденом «Знак Почета» и орденом Отечественной войны I степени в 1965 году (посмертно). Он автор произведений «Р. В. С.», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Школа», «Тимур и его команда», «Голубая чашка», «Военная тайна», «Горячий камень» и других. На его книгах воспитывалось не одно поколение детей и подростков. Так сложилось, что важная часть писательской биографии Гайдара связана с Хабаровском — здесь он создал повесть «Военная тайна». Аркадий Петрович приехал в наш город 30 января 1932 года сложившимся журналистом и писателем, за плечами значительный отрезок жизни, наполненный событиями радостными и печальными. А. П. Гайдар родился 22 января 1904 года в городе Льгове Курской губернии, в 1912 году семья переехала в Арзамас, где прошло его детство и отрочество. Отец Петр Исидорович Голиков — крестьянин, был учителем, мать Наталья Аркадьевна Салькова — дворянского происхождения, работала фельдшером. Аркадий учился в Арзамасском реальном училище с 1 сентября 1914 года. Когда в 1917 году в училище попросили ответить на вопрос анкеты о самом любимом занятии, он кратко ответил: «Книга». И перечислил любимых писателей: Гоголь, Пушкин, Гончаров, Достоевский, Толстой, Писарев, Шекспир, Марк Твен. Шла Первая мировая война, отца мобилизовали в армию. Мальчик тоже попытался убежать на фронт, но его вернули домой. В письме отцу он писал: «А поезд уходил все дальше и дальше, мерно стукал по рельсам, и отрывалось от души что-то и уносилось вдаль за поездом к нему, милому и дорогому». И добавляет: «Это один отрывок из дневника моей души. Пиши, дорогой».
В 14 лет Аркадий Голиков, высокий и крепкий, прибавил себе лишние годы и ушел на фронт Гражданской войны. В 1919 году учился на командных курсах в Москве и Киеве, потом в Москве в Высшей стрелковой школе. В 1920 году командир батальона написал в аттестации: «В моем же батальоне он является пока только одним удовлетворяющим требованиям командирования на высшие курсы». Принятый на младшее отделение командиров рот, Голиков оканчивает «Выстрел» по старшему тактическому отделению. В июне 1921 года командующий Тамбовской губернии М. Н. Тухачевский подписал приказ о назначении Аркадия Голикова командиром 58-го отдельного полка по борьбе с бандитизмом. В списке полка значилось 2 879 человек. А. Голикову было на тот момент 17 лет и 5 месяцев. В это же время он достал учебники, ночами, урывками пытался готовиться к поступлению в Академию Генерального штаба, куда ему дали направление на учебу. Отцу писал о своих опасениях не сдать экзамены по общеобразовательным предметам. А вот военное дело знал хорошо. Опытные офицеры отмечали его талант в тактических вопросах. А. П. Гайдар мечтал быть военным. Всю Гражданскую войну воевал в Башкирии, Сибири, Хакасии, был ранен, дважды контужен, но все же сумел получить два военных образования. В письме отцу Аркадий Голиков пишет: «В общем, я собой доволен. Немножко устал. Я живу по-волчьи, командую ротой. Деремся с бандитами вовсю».
После увольнения Аркадий поехал в Алупку навестить больную мать. Она думала, что уже не увидит сына, но он успел, застал, сфотографировался с ней. Мать умерла от туберкулеза в 1924 году, отец, воевавший и в Первую мировую войну, и в Гражданскую, умер в 1927 году в Арзамасе. А. П. Гайдара лечили, дали на полгода отпуск, продлили, потом уволили в запас, в итоге отправили в бессрочный отпуск. Но он всегда ходил в гимнастерке и сапогах, в полувоенной форме. И в каждом его произведении присутствует тема солдата. Даже когда герой повести «Судьба барабанщика» Сережа просит отца спеть солдатскую песню, а тот поет: «Горные вершины спят во тьме ночной...» на слова М. Ю. Лермонтова, Сережа говорит, что это не солдатская песня. Отец объясняет: «Идет отряд, он устал, идти трудно. А на перевале белые. „Погодите, — говорит командир, — еще немного, дойдем, собьем... тогда отдохнем... Кто до утра, а кто и навеки...“ Как не солдатская? Очень даже солдатская!» Завершив военную карьеру, А. П. Гайдар занялся журналистикой и литературой. И раньше, и теперь его называют детским писателем. Сам же о себе он говорил так: «Пусть потом когда-нибудь люди подумают, вот жили такие люди, которые из хитрости назывались детскими писателями. На самом деле они готовили краснозвездную крепкую гвардию». С 1926 года Гайдар работал в различных газетах: в «Звезде» и «Уральском рабочем» на Урале, в архангельской «Волне» («Правда Севера»), в «Пионерской правде» и «Комсомольской правде» в Москве. Вместе с ним в Хабаровск из Архангельска приехали журналисты И. Шабанов, А. Фетисов, П. Кулыгин. Их пригласили на работу в газету «Тихоокеанская звезда». Главным редактором был назначен И. Шацкий. Приехавшие в Хабаровск журналисты жили в доме на улице Фрунзе, 67 (к сожалению, он не сохранился), а редакция находилась через двор на улице Калинина, 86. А. Гайдар жил вместе с Е. Титовым, Д. Нагишкиным, П. Кулыгиным.
Свою манеру письма Гайдар выработал к 1932 году. Редакция пермской газеты «Звезда», в которой Гайдар был фельетонистом в 1926–27 годах, отмечала, что «за это время его фельетоны приобрели широкую популярность среди читателей». Р. И. Фраерман писал, что к началу 1930-х годов Гайдар пережил романтику бродяжничества, погони за необыкновенным. Возвышенные искания переросли в трезвое желание глубоко знать жизнь и искать поэзию в повседневном потоке современности. К утверждению моральных ценностей Гайдар приходил через фельетон и обличительный очерк. Он видел недостатки, которые в те годы называли пережитками прошлого, и с помощью печати боролся с ними. Одной из тем фельетонов Гайдара была бдительность, чему способствовала обстановка у дальневосточных границ, где после конфликта на КВЖД было неспокойно. Ожидание войны ощущается во многих его произведениях. На страницах «Красного знамени» и «ТОЗа» публиковались фельетоны «Бездомная», «Карусель», «Мышьяковая руда и медные лбы», «Метатели копий», «Триста робинзонов», «Сережа, выдай», «За каменной стеной», «Столбы и схемы», статьи на злободневные темы: «Мало голосовать за кролика. Кролика надо разводить», «Хотели прислать милиционера», «Тарелка слив», «Речь не о фонтанах», очерки «Бензин. Керосин. Лигроин», «Бригадир товарищ Волков», репортаж «Хабаровск — 1 мая» и другие. В Хабаровском государственном архиве сохранились газеты «ТОЗ» и «Красное знамя» с фельетонами, очерками, статьями А. П. Гайдара. Обращение к фельетону было вызвано жизнью, борьбой с мещанством. В советской литературе в этом жанре работали Д. Бедный, И. Ильф и Е. Петров, М. Кольцов. Гайдара интересует природа бюрократа-приспособленца. «Бюрократ хитер, — писал он в фельетоне „Метатели копий“ — Бюрократ, он — бездушен, бессердечен». Автор называет имена и фамилии, учреждения. Бюрократ и мещанин-стяжатель, по мнению писателя, родственники. В фельетоне «300 робинзонов» он рассказывает о рыбаках, которых забросили на остров Римского-Корсакова, обещали следом прислать продукты и забыли. Месяц рыбаки голодали. В фельетоне «Сережа, выдай» Гайдар пишет о складе и лавке «Союззолота», в которых продавали дефицитные товары для тех, кто добывал золото. Но в нем по блату и записочкам руководства вещи и продукты продавались родным, близким и нужным людям. Гайдар собрал эти записки и процитировал: «Самойлов! Выдайте Корякину чулок женских пар 6... Кожевников». «Самойлов! Отпусти этому человеку 3 метра мануфактуры, необходимой ему для исшития трусов». В газете опубликовали карикатуру: мужчина в огромных трусах, сшитых из трех метров ткани. «Сережа! Не откажи в просьбе, дай спирту сему подателю. Нужно для одного обстоятельства».
Ирония, сарказм, юмор и смех — неотъемлемые качества его фельетонов Он ведет разговор с читателем, старается сделать своим единомышленником. Художественное и публицистическое начала — единое целое в творчестве Аркадия Петровича. На дальневосточном материале Гайдар ставит большие проблемы, местная тема становится значительной. По словам В. Королева, Гайдар оказал большую помощь газетчикам. Чаще стали печататься материалы из глубинки, улучшилась верстка газет, выразительнее стали называться фельетоны. Фельетоны приобрели силу общественного воздействия. В «ТОЗе» появился раздел «Люди Дальнего Востока», на страницах газеты обсуждались возможности создания садоводства в дальневосточном крае, говорилось о внимательном отношении к садоводам Лукашову и Мухину. А. П. Гайдар уехал из Хабаровска в сентябре. Последней его статьей здесь была «Тарелка слив», в которой он выступил в защиту садовода Мухина, выводившего дальневосточные сорта фруктовых растений. Напечатана она в «ТОЗе» 11 сентября 1932 года, уже после его отъезда. В статье Гайдар выразил надежду, что когда он в следующий раз приедет в Хабаровск, у каждого жителя на столе будет тарелка слив.
Первый черновой вариант повести «Военная тайна» Гайдар написал в больнице, куда его положили из-за приступов травматического невроза. Отдельной книгой повесть вышла в 1935 году. Уходя на фронт Великой Отечественной войны в 1941 году, Аркадий Петрович отдал на сохранение тетради с рукописью своему другу Н. Пантелееву. Рукопись «Военной тайны» перемежается дневниковыми записями. На первой странице первой тетради значится: «1932 г. Дальний Восток. 13/vш. Арк. Гайдар». В правом верхнем углу нарисована звездочка с пятью расходящимися лучами. На другой странице: «Эта тетрадь начата 13 августа и окончена 28 августа 1932 г.». Другая фраза: «Пока писал, то передумал, повесть будет называться «Военная тайна». Название подчеркнул линией. Следующая фраза: «Скоро — Москва. Сегодня жду телеграмму от Талки». Вверху звездочка с лучами. (Талка — Наталия Голикова, сестра Аркадия Гайдара. — Прим. автора). На одной из тетрадей написано: «Третья тетрадь. „Военная тайна“. (Мальчиш-Кибальчиш). 29/vш 1932. Дальний Восток. Памяти Марицы Маргулис и моему сыну Тимур Гайдару». Есть и такие записи: «Как я сейчас живу: весь в книге — весь около тени Марицы Маргулис, около Альки и Натки»; «...Мне так легко писать эту теплую и хорошую повесть. Но никто не знает, как мне жаль Альку. Как мне до боли жаль, что он в конце книги погибнет. И я ничего не могу изменить» (Марица Маргулис, мать Альки, венгерская революционерка, погибшая в застенках тюрьмы в Венгрии. — Примеч. автора). На пятнадцатой странице рукописи Гайдар пишет: «День опять солнечный. Падают первые листья. Я много работаю и гуляю для отдыха в тихом заросшем травою саду. Норма у меня в день 6 страниц, но иногда даю и целых семь...» Три крестика и еще несколько строк от 15 августа: «Встал в четыре утра. Вся больница еще спит. Принял потихоньку холодную ванну и сажусь писать. Видел во сне Тимура».
Началась Великая Отечественная война. Аркадий Гайдар был командирован 19 июля 1941 года в Красную армию юго-западного направления в качестве военного корреспондента газеты «Комсомольская правда». Он успел прислать в газеты «Комсомольская правда» и «Пионерская правда» свои корреспонденции: «У переднего края», «Мост», «У переправы», «Ракеты и гранаты», «В добрый путь», «Война и дети», «Берись за оружие, комсомольское племя». В письме второй жене Доре Матвеевне Чернышевой он писал: «Наши войска сражаются хорошо. Бои, как ты сама читаешь, идут упорные, но настроение у войск и народа твердое». Когда из Киева журналисты улетали в Москву, Гайдар решил остаться, а потом вместе с другими военными, попавшими в окружение, ушел в партизанский отряд. О службе А. П. Гайдара в партизанском отряде подробно рассказывает Б. Камов в книге «Партизанской тропой Гайдара». Погиб писатель 26 октября 1941 года, спасая своих товарищей-партизан. Спустя несколько лет, 21 сентября 1947 года, Тимур Аркадьевич принимал участие в перезахоронении праха Аркадия Петровича Гайдара из села Лепляво на другой крутой берег Днепра в город Канев. Ему слышался голос отца, его любимая песня «Гори, гори, моя звезда...» и звучали памятные с детства, обернувшиеся пророчеством слова: «Похоронили Мальчиша на зеленом бугре возле Синей реки...» С Тимуром Аркадьевичем Гайдаром (1926–1999), контр-адмиралом, редактором военного отдела газеты «Правда» (он окончил Ленинградское высшее военно-морское училище и Военно-политическую академию) я встречалась два раза в Москве. Он познакомил меня со своей женой Ариадной Павловной Бажовой (историком, доктором наук), дочерью писателя Павла Петровича Бажова, автора уральских сказов «Малахитовая шкатулка». Но еще до нашей встречи Тимур Аркадьевич прислал два письма, в одном из которых отмечал, что «Дальний Восток был и колыбелью, и источником вдохновения многих замечательных писателей».
Клара ЗИЛОВА |
|||
|