Позже, когда уже самой пришлось погрузиться в традиционное искусство коренных народов Нижнего Амура, когда училась читать спирально-ленточные сюжеты его орнаментов, узнавала талантливых людей, стала очевидной неслучайность редакционного, можно сказать, дежурного визита. Именно тот давний разговор с Клавдией Павловной, неспешный рассказ о путешествиях (между прочим, достаточно экстремальных) в далекие нанайские и удэгейские селения, о сокровищах из заветных сундуков и ее по-детски искреннее восхищение национальной культурой стали началом и моего пути. Ее собственный путь к главному делу своей жизни здесь, на Дальнем Востоке, был долгим и насыщенным. В Хабаровск Белобородова приехала только в 1953-м, помотавшись к тому времени по большой стране — Новороссийск, Самарканд, Ленинград, Караганда, Забайкалье, Тбилиси. Человека легкого на подъем такие перемещения не удручают. Наоборот — новые города, народы, культуры. Интерес был из детства, когда она зачитывалась дореволюционными выпусками журнала «Вокруг света» и делала первые шаги в творчестве, учась вышивать. «Вот такое „хобби“ — искусство филейной и гладьевой вышивки — красной чертой прошло через всю мою жизнь, — писала Клавдия Павловна спустя годы в автобиографии. — Но теперь я хорошо знаю, что это было не только увлечение. Это призвание, которое должно было стать целью жизни». По профессии Клавдия Павловна строитель-проектировщик, образование получила на факультете ирригационных сооружений Ташкентского индустриального института. По призванию — искусствовед, человек, поддерживающий и сохраняющий народную традицию в искусстве. Всюду, где ей доводилось жить, появлялись кружки художественной вышивки, а их организатор и руководитель вдохновляла рукодельниц создавать не только «милые вещички», но и настоящие большие панно, картины, участвовать в выставках прикладников. Но именно дальневосточный город стал для Клавдии Павловны Белобородовой местом силы — здесь ее увлечение переросло в профессиональное дело.
Клавдия Павловна была щедрым человеком. Собранную за много лет богатую коллекцию амурских орнаментов передала в Российский этнографический музей с просьбой перечислить в Фонд мира установленную комиссией стоимость этих экспонатов. Гродековский музей получил от нее в дар превосходную коллекцию детской национальной игрушки, а известный художник Геннадий Дмитриевич Павлишин при иллюстрировании детских сказок «Железная птица», «Скрипучая старушка», «Пудин и лягушка» использовал этнографические материалы Белобородовой. Собственно, с самого начала ее хабаровская жизнь была связана с творчеством. Она нашла близких по духу женщин-вышивальщиц, участвовала в выставках и помогала в их организации. Потом организовала на общественных началах группу мастериц и вместе с ними сделала крупные декоративные работы к важным датам. К 100-летию Хабаровска, например, три больших вышитых панно. Одно из них — «Ерофей Хабаров» находится в собрании Дальневосточного художественного музея. Тогда же Белобородова попала в поле зрения Кимы Матвеевны Дрерман, руководившей Домом народного творчества. Сама человек увлеченный и творческий, получившая в свое время прекрасное образование в Ленинграде, кандидат искусствоведения, она увидела в Клавдии Павловне человека, способного заниматься народным искусством глубоко и последовательно. И не ошиблась. В 1957 году Белобородову приняли в Дом народного творчества на должность методиста. Началась многолетняя, полная трудностей и ярких открытий этнографическая экспедиция. Первое национальное село, где традиционно живут удэгейцы, — Гвасюги в районе имени Лазо. В Хабаровске шла подготовка большой выставки народного творчества, и нужно было отобрать лучшие произведения, которые представят культуру нанайцев, ульчей, орочей, эвенков и других представителей коренного населения. Сначала по грунтовке машиной, потом почти пять часов на моторке в верховья реки Хор — и страшное разочарование. Женщины давно забросили свои ремесла, красивые старинные вещи, доставшиеся от бабушек и мам, сложили в сундуки, а над кроватями по моде тех лет развесили гобеленовые коврики с изображениями котиков и лебедей. Почему-то именно эти котики особенно поразили Клавдию Павловну. Столько лет прошло со дня нашей первой встречи, а я слышу ее негодующий голос: «Это же так пошло!»
Интересные воспоминания о характере Клавдии Павловны, ее человеческих качествах оставила писатель Алина Чадаева, длительное время жившая на Дальнем Востоке и дружившая с Белобородовой: «Она была замечательно красива во всем: тонкое, благородное лицо, доброжелательные манеры, тихий, всегда ровный голос. Меня поражала манера ее общения с так называемыми „простыми людьми“ в приамурских селениях. Никакой попытки адаптации — изысканный язык доверительной вежливости: ни лжинки, ни закулисной хитрости, ни корысти. И люди-дети открывали перед ней давно закрытые сундуки, где хранились расшитые свадебные и погребальные одежды прабабушек, берестяные шкатулки, мужские охотничьи доспехи. Вспоминали ушедшее, плакали, хотели опять спрятать, убрать, но подчинялись мягкой воле Клавдии Павловны, которая убеждала не стесняться своего искусства, просила мастериц наноситъ древние орнаменты на новые сшитые вещи традиционного покроя. В этом не было стилизации — было возрождение». Искусствовед Белобородова стала эталоном для национальных мастеров. Они выполняли ее заказы к выставкам, доверяли старинные родовые вещи. Правда, иногда приходилось сталкиваться с непреодолимым. Об одном таком случае Клавдия Павловна вспоминала в нашу первую встречу. В Хабаровске проходила очередная выставка произведений народных мастеров. Как-то приехал муж одной из участниц, сказал, что жена умерла и он должен забрать ее вещи. Согласно похоронному обряду одежда умершего и другие необходимые атрибуты тоже отправлялись в иной мир. Красивые халаты, обувь, рукавицы, украшения хранили во многих амурских семьях именно на такой случай. Вещи, конечно же, пришлось отдать. Традиция есть традиция. Но даже спустя годы Клавдия Павловна с болью говорила: «Исчезли такие великолепные произведения народного искусства...» Она старалась сделать как можно больше для сохранения культуры нижнеамурских этносов. В 1963 году по инициативе Белобородовой крайисполком принял решение «О дальнейшем развитии прикладного искусства малых народностей Хабаровского края». В нем изложена детальная программа возрождения этнической культуры с привлечением всех творческих организаций, администрации края и его районов. Конкретные шаги — введение факультативных уроков народного мастерства в школах национальных сел, организация в клубах и домах культуры кружков национальной вышивки, включение в программу худграфа хабаровского педагогического института специальных часов по изучению художественной традиции коренных народов Севера, организация продажи сувенирных изделий приамурских мастеров.
И об этом же ее выступление на Всесоюзной конференции по проблемам искусства в марте 1977 года: «В настоящее время мастера Хабаровского края начинают заметно терять художественный вкус и чувство фактуры материала и изделий. Новые материалы, широко применяемые на промыслах местной промышленности для массовой продукции, привлекают их яркостью цвета и простотой вырезывания узоров. Так вот, сейчас прекрасные мастера, способные создавать уникальные произведения ручной вышивки, делают ковры и халаты с аппликацией из павинола, покрывают халаты орнаментом, вырезанным из старых болониевых плащей. Нет сомнения, ручная вышивка такого же орнамента потребует от мастерицы не менее двух месяцев работы, а здесь она делает его в течение двух-трех дней! Очень печально, но увлечение мастеров павинолом, особенно в Нанайском районе, где имеется несколько мастерских местной промышленности, принимает массовый характер».
Но главный вклад Клавдии Павловны Белобородовой не только в дальневосточную, но и мировую культуру в том, что она сумела кардинально изменить отношение к уникальному наследию народов Амура. Причем не только в умах большинства представителей титульной нации, но и самих носителей этнической культуры. Она возвращала людям чувство национального самосознания, а это все равно что вернуть птице с подрезанными крыльями возможность летать. Благодаря стальному характеру (другого сравнения не подобрать) Белобородовой, ее умению идти к цели и убеждать национальное искусство коренных малочисленных народов Амура получило признание и стало частью профессионального художественного пространства. Народных мастеров начали принимать в Союз художников РСФСР. Каждое имя было для Клавдии Павловны дорогим: Любовь Иннокентьевна Сергучева, Александра Николаевна Казарова, Очу Лукьяновна Росугбу, Анна Кузьминична Самар, Анна Дадовна Кялундзюга, Чикуэ Золонговна Киле. Она была убеждена: почетное звание члена Союза художников «и есть память о тех неизвестных художниках прошлого, от которых они через поколение перенесли эстафету народного искусства».
В 1965 году пять приамурских мастериц приехали в Москву и стали лауреатами масштабной выставки ВДНХ. Вскоре произведения нижнеамурского искусства увидели на выставках в Польше (Познань, 1966) и Японии (Ниигата, 1967). Позднее была организована большая передвижная экспозиция, взявшая начало в 1981 году в Москве и Ленинграде и путешествовавшая по стране в течение пяти лет, открывая тысячам людей древнюю культуру тунгусо-маньчжуров. Для Хабаровского краевого общественного благотворительного фонда культуры, в то время регионального филиала Российского фонда культуры, встреча с Белобородовой стала важной строкой в биографии. Впрочем, это было неизбежно, потому что главные цели совпадали — сохранить и поддержать народное искусство. В 1995-м в галерее «Арт-подвальчик» открылась персональная выставка прославленного искусствоведа, где впервые были представлены ее собственные произведения в технике вышивки, выполненные с 1945 по 1955 год. Многие тогда заново открыли для себя эту женщину.
Прошло много лет, выросло не одно поколение мастеров, которые продолжают традиции предков и создают новые сюжеты в этническом искусстве Амура. Многие стали профессионалами, их произведения покупают музеи Европы и Юго-Восточной Азии, они проводят мастер-классы на международных фестивалях, участвуют в крупных выставках в России и за рубежом. Начало всему пятьдесят лет назад положила женщина с тонкой душой и несгибаемым характером. Имя Клавдии Павловны Белобородовой стала легендой, но и это тоже закономерно. Елена ГЛЕБОВА |
|||
|