Птица на счастье
Валентина Григорьевна Старикова — искусствовед, ученица Владимира Андреевича Фаворского, много лет проработавшая в Дальневосточном художественном музее. Она обладала редким по нынешним временам даром — умением чувствовать настоящий талант и искренне восхищаться им. Владея прекрасным литературным языком, Валентина Гавриловна в разные годы писала газетные статьи о дальневосточных художниках, из-под ее пера вышла книга-летопись «Художники Приамурья». В 2000 году журнал «Словесница Искусств» опубликовал «Страницы воспоминаний» Валентины Стариковой, сквозь которые ярко просматривается образ женщины, действительно служившей Искусству. |
|||
Год назад в Южно-Сахалинске, в Музее книги Чехова «Остров Сахалин» проходила большая выставка «Люди Амура. История и современность». Большой проект Дальневосточного художественного музея занял достаточно много времени, но результат того стоил. Из четырех тысяч предметов этнической коллекции хабаровские музейщики отобрали 120 лучших образцов декоративно-прикладного искусства нанайцев, ульчей, нивхов, эвенков, негидальцев, орочей, удэгейцев, охватывающие по времени создания вторую половину XIX века и наши дни. Для многих «Люди Амура» стали открытием — орнаменты на халатах из рыбьей кожи, затейливо сплетенные тальниковые чаши, ковры из птичьих шкурок, веера из перьев совы. Но особо притягательной оказалась часть экспозиции, представлявшая творчество Николая У. Художника к тому времени уже восемь лет как не было, но его произведения — деревянная скульптура, арт-объекты, ритуальные предметы, декоративные панно — продолжали жить и восхищать. |
|||
Время минувшееНанайская девочка Чикуэ так ждет вечера! Зимний день в стойбище хоть и короток, но пуст и скучен. Все мужчины давно ушли на охоту; они вернутся не скоро, когда в тайге растает снег. Свернувшись клубочком на деревянных нарах, Чикуэ смотрит, как мать и бабушка сухими темными пальцами мнут и колотят рыбью кожу, ласково разглаживают ее и снова мнут... Иногда они говорят об ушедших, говорят осторожно, чтобы не вызвать неудовольствия у злых духов, которые подстерегают и подслушивают человека на каждом шагу. Женщины тяжко вздыхают. Мясо подходит к концу, юколу тоже надо беречь — когда еще вскроются реки! И разве не бывало так, что люди подолгу голодали и никто не мог им помочь? |
|||
Воспоминания о дорогом, давно ушедшем человеке иногда складываются из небольших и даже каких-то малозначительных эпизодов. Но вдруг возвращается время. Когда я думаю о Клавдии Павловне Белобородовой, сразу начинаю ощущать запах осенней листвы, а сквозь нее тепло солнечных лучей. Последние приветливые дни перед долгой зимой. В один из них мы приехали с фотографом газеты «Приамурские ведомости» Валерием Токарским в Южный микрорайон Хабаровска по заданию редакции «Приамурских ведомостей» — подготовить материал к 80-летию известного дальневосточного искусствоведа. |
|||
|
|||
|
|||
|