Хабаровский художник Николай Иннокентьевич Холодок любит свой город, и тот отвечает ему взаимностью. В коллекциях Дальневосточного художественного музея, Краевого музея им. Н. И. Гродекова, Музея истории Хабаровска собрано большое количество его работ. В библиотеках, в разделе книг дальневосточных писателей, более 100 изданий, оформленных иллюстрациями художника. Как автор серии гравюр «Писатели-дальневосточники» и «Хабаровск — мой город» в 2006 году Николай Холодок стал лауреатом премии губернатора Хабаровского края в области литературы и искусства, а в 2017-м получил звание заслуженного художника Хабаровского края. Кадровый военный, профессиональный художникО том, что Николай Холодок имеет звание полковника запаса и почти три десятка лет службы в армии, знают немногие. О карьере военного и афганской войне, в которой пришлось принимать участие, говорит неохотно. Больше о творчестве, искусстве. Рисовать Николай любил с детства. Рисовал в школе и после школы, когда работал горняком в Райчихинске и каменщиком в Амурске. Рисовал, когда поступил в Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище в Благовещенске. Рисовал после присвоения звания лейтенанта, когда получил направление в село Поздеевка Амурской области. Потом была служба в Волочаевском городке Хабаровска, в разведуправлении штаба Краснознаменного Дальневосточного военного округа. В то время он начал посылать свои рисунки в газету «Тихоокеанская звезда», их охотно публиковали с подписью «Самодеятельный художник Николай Холодок». От прилагательного «самодеятельный» веяло чем-то несерьезным. Тем более что Холодок уже сотрудничал с Хабаровским книжным издательством, иллюстрировал книги. Продолжать службу и получать второе высшее образование не получалось, потому что профессиональных художников готовили только на очном отделении. Однажды в «Литературной газете» ему попались на глаза очень неплохие графические работы, под ними стояла подпись: «Рисунки студентов-заочников отделения художественно-графического оформления изданий Московского полиграфического института». Он понял, что это его шанс. Для поступления в полиграфический институт, кроме всего прочего, необходимо было два условия: наличие художественного образования и разрешение на поступление от командующего Дальневосточного округа. 23 февраля 1973 года лейтенант Холодок подал рапорт на имя командующего с просьбой разрешить поступление в МПИ. В качестве подтверждения своей квалификации художника-оформителя отправил в приемную комиссию уже вышедшие большими тиражами оформленные им книжки. Их приняли, пришел вызов на вступительные экзамены, которые начинались 1 августа, а ответа от командующего все не было. Его Николай Иннокентьевич получил уже в сентябре. Ему было разрешено поступать учиться. Но... поезд давно ушел. На следующий год история повторилась. 23 февраля был направлен рапорт командующему, в приемную комиссию ушли готовые работы. Вызов получен, отпуск оформлен, а ответа на рапорт все не было. И тогда Николай исправил дату в прошлогоднем разрешении и отправился покорять Москву. Прошел творческие испытания, сдал общеобразовательные предметы, и, преодолев конкурс в 11,5 человек на место, стал студентом заветного института, основанного на базе знаменитого ВХУТЕМАСа. Очень гордится Николай Иннокентьевич своими наставниками. Живопись и графику ему преподавали знаменитые и талантливые художники: Жилинский, Басов, Захаров, Бисти, Гончаров. Учиться было интересно. Для поездки на сессию использовал свои очередные ежегодные отпуска, благо у офицеров они составляют 45 дней. В год московской Олимпиады и в год смерти Высоцкого Николай Холодок получил диплом художника-графика. Билет на войнуЖизнь, служба, работа в издательстве шли своим чередом. У подполковника Холодка в семье подрастали двое детей, в издательстве выходили новые книги. Очередной отпуск в 1986 году был запланирован на лето. В январе его вызвали в штаб и сказали: «Принято решение отправить тебя служить в Демократическую Республику Афганистан. Передавай дела, иди в отпуск — и в Афганистан». Дела он передал, незапланированный отпуск отгулял. Закончилась зима, затем весна, наступило лето. Наконец, 7 июля 1986 года Холодку было приказано вылетать в Ташкент. Получил воинское требование на приобретение авиабилета, но в разгар отпусков билетов в кассах не оказалось. Жена через своих знакомых с трудом смогла найти место в самолете. Вот так, купив билет на войну «по большому блату», Николай улетел в Ташкент. После акклиматизации и обязательных прививок отправился дальше, в Кабул. О том, что происходило в Афганистане, Николай Иннокентьевич говорит очень скупо. Служил в ГРУ два года и два месяца. Повидал, поучаствовал, награжден орденом Красной Звезды. Получил звание полковника, чудом избежал ранений. От типичных афганских заболеваний спасался по известному русскому рецепту. Казалось бы, какие рисунки могут быть в Афганистане, но очень востребованными оказались памятные адреса, оформленные Николаем Холодком для тех, кто уезжал домой. — Но были и серьезные работы. Как-то из Хабаровска прислали мне по почте задание на оформление книжки. Такой привет на войну из мирной жизни. Нашел я все-таки время, выполнил работу. Книжка была напечатана, — Холодок улыбается, вспоминая военную молодость. И опять говорит не о боях и разведывательных операциях, а о творчестве. По роду службы Николаю Холодку приходилось много летать по стране. Был в Кандагаре, Баграме, Асадабаде и везде фотографировал. Как художник-оформитель сделал набор открыток с видами Афганистана, подписал шрифтом, стилизованным под фарси, и дарил их своим товарищам. Вспоминать об Афганистане полковник Холодок не любит. Однако признался, что эти воспоминания до сих пор приходят к нему во сне. Благо есть с кем поговорить на эту тему. Он член организации ветеранов ГРУ, ветеранов Афганистана. В ней состоят многие его сослуживцы, с кем Николаю Холодку довелось вместе воевать. В творческом процессеПолковник Холодок уволился в запас в 1995 году, прослужив 31 год. В это же время его приняли в Союз художников России, а в 2002 году избрали председателем правления этой творческой общественной организации. Усердно отработал один срок, но на второй избираться категорически отказался. Занимался преподавательской деятельностью, работал на художественно-графическом факультете Хабаровского педагогического университета, более двадцати лет обучал будущих дизайнеров. После реорганизации из педуниверситета пришлось уйти, хотя расставаться со студентами оказалось непросто. Но главное, что осталось с ним — его творчество: гравюра, книжный экслибрис. Художник принимал участие во многих российских и зарубежных выставках. Сам стал основателем и организатором фестиваля в Комсомольске-на-Амуре «Серебряная волна», который проводится уже более 10 лет в формате биеннале в галерее современного искусства «Метаморфоза». Сегодня в числе его участников не только дальневосточники. В картинах и гравюрах художника почти нет войны. Он пишет для себя и своих близких. Поэтому его творчество так греет и волнует зрителя. Картины Николая Холодка наполнены теплом, цветом и светом. В них присутствует легкость и даже прозрачность. Крупные смелые мазки, схематичность изображения, сюжеты часто передаются несколькими яркими пятнами. Картины как бы находятся на стыке реализма и абстракции. И все-таки в большей мере Николай Холодок считает себя художником-графиком. — Мне всегда нравилась гра- Николай Холодок стал автором мемориальных досок дирижеру Виктору Тицу, краеведу Всеволоду Сысоеву, композитору Александру Новикову, пианисту Вячеславу Соболевскому, писателям Михаилу Белову и Юлии Шестаковой, поэту Виктору Еращенко, адмиралу Николаю Сергееву. Все эти имена хорошо известны хабаровчанам и давно стали неотъемлемой частью истории и культуры Хабаровска. Сами доски, выполненные на высоком художественном уровне, — произведениями монументального искусства. Но есть среди них две, к которым у художника особое отношение. Его первая мемориальная доска установлена в 2003 году на доме номер 7 по улице Ленинградской. На доске высечено имя Владимира Синцева, мальчика с нелегкой судьбой, погибшего в Чеченской Республике в 1995 году. В восемь лет Владимир лишился родителей, которые трагически погибли, а дальше детский дом, армия. В составе гранатометного взвода он попал на Северный Кавказ. Там и погиб, когда с группой разведчиков нарвался на засаду. Владимир Синцев посмертно награжден орденом Мужества. На десятой по счету доске художник увековечил имя Ярослава Мищенко, который погиб в 2015 году на Донбассе. Ярослав был стрелком-разведчиком батальона «Спарта» 1-й Славянской бригады. 19 июля 2015 года разведгруппа в составе шести человек под руководством капитана Ярослава Мищенко вышла в поля с целью установить места нахождения противника. К сожалению, разведчикам не удалось остаться незамеченными. Как командир, он принял мужественное и единственно правильное решение: дал команду пяти членам разведгруппы отойти на безопасное расстояние, сам прикрывал их отход. Жизнь Ярослава оборвало смертельное ранение в голову... — Я ничего не знал раньше об этих ребятах, познакомился с ними в процессе работы, но их судьбы тронули меня до глубины души, — говорит Николай Иннокентьевич. — Отношения к событиям, в которых они принимали участие, может быть неоднозначным, но общее между ними — чувство патриотизма. Как человек военный, я понимаю, что по большому счету оба парня действовали во имя любви к Родине. Ведь и Ярославом, и Владимиром двигало желание защитить свое Отечество, свой город, свою семью. Хочется, чтобы люди как можно больше узнали и помнили об этих своих земляках, до конца выполнивших солдатский долг. У художников есть такое понятие, даже официальная формулировка для трудовой книжки: «находится в творческом процессе». Вот в таком процессе пребывает Николай Холодок. Когда нет каких-то срочных работ, можно писать для себя. И это самое большое удовольствие. Ася КОНОНЕНКО |
|||
|