Персональная выставка Александра Трипольского «Радостный мир чистых красок» состоялась в Музее изобразительных искусств г. Комсомольска-на-Амуре. Александр Сергеевич Трипольский рисовать начал гораздо раньше, чем писать. С первых движений младенческая рука выводила не обычные детские каракули, а четкие осмысленные линии, которые складывались в нехитрые подобия окружающих его простых игрушек. Так вышло, что его кормилицей была дочка шамана, и с ней в жизнь будущего живописца вошли нанайские орнаменты и сказки. Неосознаваемый ребенком сплав двух различных культур формировал особенности художественного видения. В начальной школе учительница часто ругала его за то, что он вместо цифр в ответах задач по математике рисовал предметы, а однажды вместо текста диктанта сдал листок с изображением весеннего утра. Библиотека и книжные магазины открыли ему новые источники для вдохновения. Главными из них стали художественные альбомы и атлас мира. В восьмом классе Александр отправил свои рисунки в Ленинградское художественное училище им. В. А. Серова и был принят туда, но скромное финансовое положение семьи и отсутствие в училище общежития не позволили ему отправиться в Северную столицу. Единственно доступным оказалось для него профессиональное училище № 18 в Комсомольске-на-Амуре, где он получил специальность художника-оформителя, а позже добавил к ней профессию учителя. Работал художником на различных предприятиях, преподавал рисование в школах города, постоянно занимался саморазвитием, к которому помимо неизменной внутренней тяги к творчеству подталкивали многочисленные заказчики его работ. Большое влияние на его профессиональный рост оказывают постоянные контакты с заслуженным художником России известным скульптором Н. С. Ивлевой. Доброжелательно-критический взгляд Надежды Семеновны, ее острое слово и приверженность к академизму постоянно сопровождают Александра, потому как их мастерские отделяет друг от друга всего одна стена. Сейчас Александр Трипольский работает учителем в городской детской художественной школе, ведет детскую и взрослую художественные студии, принимает частные заказы, является неизменным участником большинства культурно значимых событий города и увлеченно занимается реализацией сложных эстетических задач. Живопись Александра Трипольского всегда шире, значительнее, многограннее и глубже простой передачи реальности. Полотно преодолевает ее границы и намечает перспективы нового видения не только привычных вещей, но и мира в целом, раскрывает глубинную суть внешне изменчивых, но постоянных в своей изначальной бытийной ипостаси осязаемых и запредельных форм. Произведения Александра Трипольского всегда неоднозначны, многослойны, пронизаны сложными энергетическими импульсами, внутренне динамичны и многомерны. Это происходит благодаря тому, что каждая картина, не теряя своей целостности и не распадаясь, объединяет или включает в себя три гармонически наложенных и неотделимых друг от друга изображения. На их присутствие указывают три системы координат, которые дают зрителю возможность трех разных, но взаимосвязанных способов восприятия произведения: реалистически-бытового, символически-концептуального и эзотерически-бытийного. Реалистически-бытовое восприятие самое поверхностное и предполагает буквальное прочтение тех видимых форм, которые изображены на холсте: людей, ланд-шафтов, предметов, световых эффектов. Сам отбор этих форм художником значим, выражает его ценностные приоритеты и эстетически интересен. Это видит каждый. Но этим не следует ограничиваться, нужно идти внутрь полотна, поскольку за этим следуют еще как минимум два доступных нам плана изображения. Символически-концептуальное восприятие — это распознание обобщенных образов, души предметов, их внутреннего содержания и скрытой от беглого поверхностного взгляда полноты их предназначения. Здесь видимый предмет становится символом чего-то большего, поднимается над собой и отрывается от себя, перерастает свое утилитарное значение. Он обращается в знак отношений и взаимосвязей. Дорога перестает быть пространством перемещения и превращается в путь поисков и обретений, из ее поверхности, медленно колеблясь, возникают тени всех, кто по ней шел и будет идти. Забитая дверь становится пограничным столбом между миром людей и обиталищем великого, могущественного и сильного герцога Аллоцеса, восседающего на огромной лошади солдата с лицом льва, который обучает всем свободным наукам и дарует друзей. Эзотерически-бытийное восприятие — это постижение глубинной духовной сути сегмента мира, его энергетической ориентации, его высшего предназначения. Здесь прочитывается послание, которое нам несет предмет. На это указывает координация между предметами, их соотношение и распределение цветовой палитры. Детская радость мальчика на качелях обращается в солнечный луч, несущий живительное преображение миру. Занесенные землей рельсы ржавого забытого переезда возвещают о призрачных поездах, движение которых куда важнее для гармонизации мира, чем перемещение реальных. Отправными точками для каждой системы координат являются определенные объекты на полотне. Так в портрете ветерана (деда) разноцветные шарики обозначают парящие души; в портрете нанайской девочки книга со слепыми страницами — ушедшая культура, из которой как цветок вырастает живое существо; принт на футболке дамы у мольберта заставляет задуматься о границах зрения. Такие объекты едины для целостного изображения. А потому истинное полное и верное восприятие возможно только при соединении всех трех планов. Именно их органическое слияние и дает на практике открытый Александром Трипольским метод — концептуальный символический реализм. Такую внутренне динамичную и напряженную живописную передачу, при которой полотно многомерно не только с точки зрения классических представлений о различных типах перспективы, но, что более важно, с позиций совмещенных и спрессованных в его пространстве различных способов восприятия и оценки реальности. Закон или принцип реализации художественного целого, универсальную модель, безукоризненное воплощение которой предлагает Александр Трипольский, иными словами можно описать так. Мы можем смотреть на звезды невооруженным глазом и восхищаться их холодной красотой. Мы же способны глядеть на них через телескоп, приближая их к себе. Мы же можем читать о них книги, постигая их суть. Но мы не в состоянии одномоментно глядеть через телескоп и без него, смотреть в небо и читать книгу. Это три разных способа восприятия. А художнику удается собрать их в одно целое и достигнуть эффекта одновременно духовного и физического зрения. Этот метод в очередной раз указывает нам на то, что возможности реализма безграничны, как безгранична цветовая палитра и многообразие форм. Картины Александра Трипольского, которые наделены способностью гармонизировать физический и ментальный планы, способны подчинять себе самые разные пространства. Им одинаково подвластен камерный, офисный, дворцовый, замковый и музейный формат. Всмотритесь в полотна Александра Трипольского, и заложенная в них позитивная энергетика наградит вас. Только смотрите внимательно, не ограничиваясь поверхностным восприятием первого плана. Александр ШУНЕЙКО |
|||
|