Слова друзей

Нина ДУБИНИНА,
доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Многочисленных читателей, редакцию, всех авторов, а также попечителей сердечно поздравляю с 20-летием журнала «Словесница Искусств», который ныне является культурно-просветительским брендом, высоким художественным знаком Хабаровского края.

Как читатель с двадцатилетним стажем и преданный почитатель позволю высказать журналу свою глубокую симпатию и благодарность, которые отражают настроение многих моих земляков. Несомненно, среди современных достопримечательностей Хабаровского края «Словеснице Искусств» принадлежит особое место. По мнению читателей, у журнала есть душа, которая проявляется в любви и глубоком интересе к дальневосточной земле, ее уникальной природе и своеобразной истории, к ее людям, осваивавшим самый дальний российский край в ХХI веке и продолжающим его обустраивать. Эту душу в журнал вдохнули талантливые журналисты-профессионалы — бессменный главный редактор Елена Викторовна Глебова, художественный редактор Галина Ивановна Першина, редактор интернет-версии журнала Алексей Викторович Мартынец.

Журнал держат два плеча: Хабаровский краевой благотворительный общественный фонд культуры (учредитель) — руководитель Светлана Юрьевна Черепанова и Краевое научно-образовательное творческое объединение культуры (издатель) — руководитель Олег Александрович Федосеев.

Концепция единого культурного пространства, ставшая творческим алгоритмом редакции, вывела региональный по характеру журнал на осмысление процесса формирования дальневосточного культурного пространства во взаимодействии с феноменами культуры славян, коренных этносов и азиатских народов сопредельных стран, а также с духовными традициями российских эмигрантов в Китае. Все эти проблемы для редакции имеют приоритетное значение. Журнал стоит на четких гражданских позициях, утверждает в обществе такие ценности как справедливость, порядочность, воспитывает гордость за наш край и за всю Россию.

Небольшой редакторский коллектив со сравнительно малым вознаграждением за свой труд выпускает увлекательный, красочный журнал, который мог бы составить честь для столичного издательства. Страницы издания плотно «заселены» самобытными даровитыми людьми из прошлого и настоящего времени. Лично знакомая с целым рядом представителей коренных народов Приамурья Елена Глебова сделала широкое освещение их традиционной культуры красной линией «Словесницы Искусств», помогая талантам из таежных поселков приобретать поддержку и известность. Для краеведов и историков раздел журнала «Знак и символы нашей истории» стал любимой площадкой для апробации открытий и обмена мнениями, расширяющими диапазон исторических знаний. Журнал отразил важнейшие события в культурно-просветительской жизни не только Хабаровского края, но и Приморья, Камчатки, Сахалина, внося тем самым лепту в создание энциклопедии истории культуры российского Дальнего Востока.

Традиционно каждый выпуск журнала посвящен какой-либо актуальной культурно-просветительской, общественной или исторической проблеме (теме), о чем свидетельствует обложка с изображением произведений дальневосточных художников. Такие достоинства, как содержательность, высокохудожественный изобразительный ряд, литературный язык превращают каждый номер «Словесницы» в яркое событие.

За благородное служение делу культурного просвещения дальневосточников, ценный вклад в умножение духовного наследия российского Дальнего Востока сердечная благодарность и низкий поклон создателям «Словесницы Искусств». Живи и развивайся, журнал, ты нам очень нужен, ты делаешь нашу жизнь более осмысленной и устремленной!

Николай АКИШКИН,
заслуженный художник России, председатель правления Хабаровской краевой организации ВТОО «Союз художников России», член Международной ассоциации изобразительных искусств — АИАП ЮНЕСКО, член Союза дизайнеров России

Отличный журнал, в котором интересно все и просто нет «проходящих», случайных статей. «Словесница Искусств» помогает глубже узнавать историю Дальнего Востока. Поражает широта интересов и информативность публикуемых материалов: исследования архивистов и библиографов, редкие сведения по этнографии дальневосточных народов, публикации филологов и музейных работников и т. д. Широта отражения культурного и художественного охвата событий на Дальнем Востоке действительно очень точно отражается в самом названии журнала.

Для меня очень важно, что «Словесница» откликается на все культурные события в крае, публикует обзоры крупных художественных выставок в Хабаровске, освещает юбилейные даты художников и вспоминает о мастерах изобразительного искусства, творивших раньше. Ценно и значимо, что на страницах журнала вспоминаются забытые имена людей, которые создавали культурное пространство города и края в самом начале ХХ века. Просветительскую деятельность журнала «Словесница Искусств» трудно переоценить. Постепенно он превращается в своеобразную художественную энциклопедию Дальнего Востока и интересен для людей разных профессий.

Татьяна КИРПИЧЕНКО, главный библиотекарь информационно-библиографического обслуживания, библиографии и краеведения ДВГНБ, председатель клубу «Краевед»

«Словесница Искусств» отмечает 20-летие! Этот культурно-просветительский журнал учрежден Хабаровским краевым благотворительным общественным фондом культуры в 1998 году, и за это время в свет вышло более 40 книжек «Словесницы». Дальневосточная государственная научная библиотека бережно хранит в своем фонде и постоянно популяризирует все номера журнала. Знакомиться с ним имеют возможность и читатели других библиотек Хабаровского края, которые безвозмездно получают его по решению Краевого научно-образовательного творческого объединения культуры и Хабаровского краевого благотворительного общественного фонда культуры. И это большой подарок для библиотек, огромное подспорье в их работе. Яркое красочное издание сразу привлекает к себе внимание, а взяв его в руки, читатель не разочаруется. Каждый сможет найти здесь для себя материал по душе.

Обложки журналов представляют галерею образцов творчества дальневосточных художников, скульпторов, архитекторов... А содержание их — это яркая картина богатой культурной, творческой жизни Дальнего Востока. Активные авторы «Словесницы Искусств» — художники, писатели, актеры, журналисты, краеведы-исследователи, ученые, круг интересов которых широк, а потому и темы их публикаций весьма разнообразны. Это и привлекает читателей, которые могут найти в журнале материал об уникальных экспонатах краеведческого и художественного музеев, книжных редкостях Дальневосточной научной библиотеки, рассказы о творчестве современных художников и выставках их картин, новых книгах дальневосточных писателей и театральных спектаклях, музыкальных новинках и юбилейных датах деятелей культуры и искусства. Здесь же популярные статьи ученых об изысканиях в области археологии, истории, архивного дела, и итоги поисков краеведов, заглянувших в далекое прошлое нашего региона.

Особое место занимает в журнале тема коренных народов Севера. Сколько же интересного узнаем мы о творчестве национальных художников и мастериц, рисующих, вышивающих, вырезающих народные узоры! И мы видим всю эту красоту на прекрасных фотографиях с изображением национальной одежды и предметов прикладного искусства народов Приамурья, сопровождающих увлекательные тексты искусствоведов и журналистов, читая стихи и сказки национальных писателей. Но не только искусство коренных народов привлекает внимание создателей журнала. Славянская культура, иконопись, русская православная церковь — еще одна важная тема журнала. Собранные вместе выпуски «Словесницы Искусств» — это энциклопедия жизни Дальнего Востока, в которой отражено все мозаичное разнообразие творческой жизни дальневосточников, создающих «Единое пространство культуры».

Среди пестрых гламурных журналов, заполненных рекламой, это издание отличается серьезным подходом к выбору тем и героев. Небольшой коллектив редакции делает огромное просветительское дело, давая возможность читателям увидеть и оценить достоинства и особенности культурного процесса, в Дальневосточном регионе.

Лариса Салеева,
заведующая сектором научного использования документов Государственного архива Хабаровска, заслуженный работник культуры РФ

В Государственном архиве Хабаровского края сохранились все экземпляры журнала за его 20-летний путь. Это уже история, по которой наши потомки познакомятся с культурным наследием Дальневосточного региона XX века. На протяжении 20 лет журнал остался верен названию и своей основной концепции — рассказать о талантливых земляках и о неординарных событиях в жизни Приамурского края.

Начинался он с 30 страниц и с каждым номером все ярче, все самобытнее становился. Его заметили не только в нашей провинции, как в центре называют наш край, но и в столице. Сегодня журнал — лауреат многих конкурсов, премий и выставок. Он пользуется особым почитанием у читателей, способствуя их творческому, интеллектуальному и духовному развитию. Этот журнал сразу хочется взять в руки. В нем ты ищешь знакомых авторов и открываешь для себя новые имена, совершенно по-новому осмысливаешь знакомые темы. А еще подолгу рассматриваешь прекрасные иллюстрации, фотографии разных лет, творческие работы художников, скульпторов из музеев Дальнего Востока.

Каждый номер культурно-просветительского журнала «Словесница Искусств» — это праздник, который ждут все: творческая интеллигенция и люди, далекие от этого предназначения. В нем есть все, что нужно современному человеку: факты, события, люди. Культура — это многогранное явление: театр, кино, живопись, литература и народное творчество. Объединяя читателей единым пространством культуры, журнал восполняет главное — сохраняет память. «Истинные дарования не остаются без награды: есть публика, есть потомство. Главное дело — не получать, а заслуживать», — в свое время сказал создатель «Истории государства Российского» Николай Михайлович Карамзин. И наш журнал уже сегодня заслуживает любовь постоянных и новых читателей. Все это стало возможным благодаря тому, что с самого начала истории журнала его авторами были неравнодушные авторы, дружественная и непрерывно расширяющаяся аудитория.

И мы бесконечно благодарны главному редактору Елене Глебовой и всему творческому коллективу за возможность рассказать на его страницах о сохранившихся архивных документах, о своих архивных мероприятиях и о новых изданиях. Желаем журналу дальнейших творческих удач и еще много лет нести благотворный свет своим читателям!

Татьяна ЛАВРОВА,
заведующая библиотекой Дальневосточного художественного музея

Вспоминая собственную жизнь книгочея, могу сказать, что журналы всегда занимали в моем кругу чтения свое почетное место. Сначала «Мурзилка», «Пионер», «Костер», «Вокруг света», «Юность» и «Кругозор». Потом толстые журналы с флагманом — «Дальний Восток». Краеведением интересовалась с юности. В далекой Рязани Сергей Есенин писал: «Но более всего любовь к родном краю меня томила, мучила и жгла...» Эти емкие слова объединяли и объединяют нас, живущих на Дальнем Востоке, с его историей освоения, удивительными судьбами первооткрывателей и современностью.

Появление в октябре 1998 года первого номера журнала «Словесница Искусств» стало радостным событием-сюрпризом. Прожив 20 лет с журналом в руках (расписывала каждый номер, как и положено библиотекарю), прониклась глубоким уважением и симпатией к этому изданию. Читатели обрели достойного друга, информационные возможности которого безграничны. Общество Хабаровска в лице авторов статей откликнулось и поддержало редакцию журнала во главе с профессиональным журналистом Еленой Глебовой, ее горячим желанием создать культурно-просветительский журнал. И это удалось.

Главное, что отличает это издание, — кредо его редактора: «Духовность во все времена». Уважаемые А. П. Лепетухин и Т. В. Лементович уточняли: «Душевность, духовность, профессионализм». Многие номера «Словесницы искусств» сумели сохранить настрой публицистики 80–90-х годов ХХ века. Писатель С. Сартаков в статье «Перо и сердце публициста» писал: «Ведь иная публицистическая статья пронзает душу острой болью или светлой радостью столь сильно, что человек надолго теряет спокойствие и сам загорается тем же жарким огнем, каким горело и перо публициста». Подтверждение этому — материалы рубрик журнала: «Загадки и символы нашей истории», «Забытые страницы», «Дальневосточники», «Летопись», «Вспомним имя», «Дата», «Краеведение»... География журнала заметно расширилась, увеличился коллектив авторов. Неизменным остается уважение к Слову и Книге, присутствие рецензий, информации о новинках и библиографическое сопровождение к статьям.

Дальневосточный художественный музей начал сотрудничать со «Словесницей Искусств» с первого номера: читатели познакомились с репортажем из музея журналиста Е. Глебовой о российско-американской выставке искусства коренных народов Дальнего Востока России и Северной Америки («Лики гармонии и надежды»), с главой «Натурщицы» из книги искусствоведа В. Г. Стариковой «Страницы жизни». За два десятилетия в журнале «Словесница Искусств» накопился солидный багаж публикаций о музейной коллекции ДВХМ, новых выставочных проектах, словесные портреты сотрудников музея о любителях искусства... Следовательно, многократно выросла благодарность всем авторам журнала за участие в жизни крупнейшего на Дальнем Востоке художественного музея.

С 20-летним юбилеем, уважаемый журнал «Словесница Искусств»! Спасибо за талантливые материалы, жизнелюбие, трудолюбие и терпение!

Иван ШЕВНИН,
историк

Как мне вспоминается, наше с вами сотрудничество началось в 2004 году, когда журнал обратил внимание на тему старообрядческой церкви в Хабаровске в связи с визитом митрополита Московского и вся Руси Андриана. Забылись детали той первой встречи, но бесспорно то, что она положила начало нашему многолетнему сотрудничеству. На мой взгляд, журнал «Словесница Искусств» является платформой, позволяющей в короткий срок опубликовать актуальный для автора материал, который представляет бесспорный интерес и для читателей. В моей жизни были многочисленные примеры, когда сказанное в разговоре с человеком, незнакомым с моими работами, простое слово, состоящее из букв английского алфавита – slovoart, и этого оказывалось достаточным для представления о некоторых результатах моих исследований. Более того, есть несколько случаев, когда издатели заинтересовались статьями из «Словесницы Искусств» и захотели их напечатать в своем сборнике или журнале. Одна моя статья («Старообрядцы на Дальнем Востоке. Трагические страницы истории») была перепечатана, другая («Вымышленный союз старообрядческих братств на Дальнем Востоке») опубликована в 2013 году в расширенной редакции в сборнике «Пути Русской Голгофы», изданном информационно-издательским отделом Московской митрополии Русской православной старообрядческой церкви. В другой раз та же статья под названием «История старообрядческого братства» стала основой для материала в японском журнале «Север» в 2018 году. Меня как автора «Словесницы Искусств» не покидает чувство восхищения перед теми усилиями, которые редакция предпринимает для создания уникального и единственного в своем роде журнала на просторах Дальнего Востока, несущего свет знания об этом крае и о его талантливых людях и их творениях.

Виктор КВАШИН,
сотрудник музея Национального научного центра морской биологии ДВО РАН (Владивосток), автор нескольких книг, посвященных истории Дальнего Востока, экологическим проблемам (романы «Последняя крепость империи», «Остров счастливого Змея» и др.)

Многоцветье культур сквозь времен полотно протянуть, не прервав тонких нитей цветных...

20 лет — человеческое поколение. Это значит, что целое поколение любознательных дальневосточников воспитывалось на публикациях «Словесницы Искусств». Но ведь читатели окажут влияние на потомков, и таким образом журнал распространяет свою деятельность на несколько поколений людей. Так что 20 лет для просветительского журнала — это солидный стаж.

Но главное, конечно, не в количестве «охваченных» читателей, а в содержании. К сожалению, немногие издания берутся освещать малопопулярные, а следовательно, неприбыльные темы культуры, искусства, творчества, истории, тем более на региональном уровне.

Меня больше привлекают публикации, касающиеся истории и этнографии, по ним в основном и сужу о журнале.

Что мне нравится.

Цельность и емкость тем отдельных номеров журнала. Интересно подобранная информация.

Качество текстов. Достоверность информации. Отсутствие броских спекулятивных фактов ради привлечения читателя. Авторы публикаций — как правило, специалисты в своей области.

Из номера в номер виден активный творческий труд слаженной команды, по-видимому, связанной не только общей работой, но и добрыми личными отношениями.

К безусловным плюсам отношу полное отсутствие рекламы на страницах журнала. Роль рекламы понятна — это способ окупить издание и заработать деньги. Убежден, что творчество и деньги несовместимы — творчество произрастает из души, но увядает в присутствии яда стяжательства даже в малых дозах.

Недостатки. Если бы таковые были, я не стал бы публиковать свои тексты в этом журнале и тем более не взялся бы писать этот отзыв.

Мне жаль, что нет подобного журнала в моем родном Приморье. Не знаю подобных и в иных регионах страны. А ведь это не просто любительское собирание и сохранение исторических и культурных особенностей отдельной провинции, это неотъемлемая часть великого и могучего государства, которое не будет ни великим, ни могучим без собственной истории, без этнического и культурного разнообразия.

Каждый регион — это, в конце концов, и частица всеобъемлющего — природного, исторического, этнического разнообразия планеты. И слава тем, кто пишет своеобразные культурные летописи этих территорий!

Людмила КЛИПЕЛЬ,
публицист, журналист

Каждый номер «Словесницы» я жду с нетерпением, хотя читаю его уже 25 лет. Это была замечательная идея — открыть окно в мир искусств. Когда-то Марина Цветаева сказала о себе: «Здесь, на земле искусств, словесницей слыву». Из этих строк и взято название журнала. В нем сплетаются узорами все виды искусств: музыка, живопись, литература, самобытное творчество малых народностей, танцы, театр, кино. Так же, как в поэзии Марины Цветаевой, из слов рождается кружево стиха.

Каждый номер беру в руки с трепетом, потому что уже по обложке чувствуется, с какой любовью он сделан. И читается с интересом от корки до корки. Журнал богато иллюстрирован редкими фотографиями, репродукциями наших художников и графиков, ныне живущих и ушедших. Форма и содержание здесь сливаются в гармоничное единство, соответствуют друг другу.

«Словесница Искусств» — это летопись, это прошлое, настоящее и будущее культурной жизни нашего края. Таких уникальных материалов вы не найдете ни в одном издании. Спасибо редактору, дизайнеру и корректору за чудесный плод их совместного творчества!

Виктория ШИШКИНА,
доктор педагогических наук, профессор кафедры изобразительного искусства ТОГУ, член Союза художников России, искусствовед

Каждый раз открывая «Словесницу Искусств», я погружаюсь в панораму современных и прошедших культурных событий, всматриваюсь в старинные фотографии, читаю о стертых временем фактах и воспоминаниях о прошлом — в эту вторую, отраженную журналом жизнь нашего города и края. Вглядываюсь, словно в глубинную сферу, неожиданно получая ответы на собственные мысли. Журнал достойный интереса, не забавляющий нас в редкие минуты досуга гламурными историями, а помогающий нам в познании самих себя и окружающего культурного пространства. В повседневной жизни мы как бы влиты в происходящие события и даже не можем в полной мере осознать их художественную значимость. Сколько интересных биографий и имен мастеров изобразительного искусства Дальнего Востока мы знаем и сколько их кануло в Лету? Сколько их постепенно будет стираться в памяти современников? Возможность сохранить хотя бы крупицы знаний о них, вспомнить имена и творчество уже ушедших людей нам двадцать лет помогает «Словесница Искусств». В журнале представлен разный художественный материал: детское и самодеятельное творчество в самых разных формах бытования, искусство коренных народов Амура и профессиональное искусство различных видов. То, что публикуется на страницах журнала, с течением времени займет свое место в дальневосточной истории искусств.

История культурного пространства Дальнего Востока была и продолжается в судьбах людей. Журнал открывает мне такие стороны исторических событий, которые порой переживаются в трагических поворотах жизни отдельных семей. Это внезапно открытое передо мной личное пространство чужой, незнакомой мне доселе жизни, вдруг оказывается трудно пережитым и осмысленным прошлым и моих уже ушедших из жизни родных. Массивы нашей памяти кажутся безбрежными, но обладают неприятным свойством постепенно осыпаться и блекнуть, стираемые натиском времени. Лично для меня содержание публикаций мемуарного характера не укладывается в прочитанные и тут же забытые страницы. Оно будит память и о моей семье, заставляя сознание совершить погружение в неотретушированное прошлое, сметая погребенное время и показывая, что образы прошлого тут, среди нас, близкие и волнующе осязаемые. Так «Словесница» дарит мне чувство собственной сопричастности к истории края и его судьбе. Отсюда убедительность и впечатляющая возможность журнала расширить границы действительности, соединяя фрагменты ушедшего времени, совершая пусть в чем-то неполную реконструкцию прошлого и сберегая настоящее.

Мы редко вспоминаем о том, что у журналов своя жизнь и судьба. Когда-то рожденные, они постепенно взрослеют и начинают жить самостоятельно. Хотя у печатного слова сейчас много виртуальных соперников, «Словесница Искусств» вводит меня в свой собственный незамкнутый и интересный мир. Журнал дает возможность видеть и воспринимать окружающее не только с моей житейской и узкопрофессиональной точки зрения. На мой взгляд, одна из ценных характеристик журнала — то, что он лишен академической мертвенности, сухости и высокомерной почтительности. В нем ощущается та доля свободы и неформального общения, когда возникает чувство, что ты доверительно общаешься с близким по духу собеседником. Не зная лично некоторых постоянных авторов журнальных статей и имея лишь приближенное представление об особенностях театральной и музыкальной жизни города и края, я благодарна им за открытие и видение новых для меня имен и граней художественного мира.

 

Ольга ПРИВАЛОВА,
искусствовед, член ВТОО Союза художников России
Игорь ГРАБОВСКИЙ,
художник, член ВТОО Союза художников России

С дальневосточным журналом «Словесница Искусств» мы знакомы с первых номеров. Журнал удивил тематической насыщенностью, редкими документальными материалами. В России культурно-просветительские журналы в основном узконаправленны, посвящены отдельному виду творчества. А «Словесница Искусств» широко и подробно рассказывает о художественной деятельности Дальнего Востока в целом, делая главный акцент на Хабаровском крае. Каждый номер ожидаешь с нетерпением и с интересом, внимательно читаешь страницу за страницей. Перед нами раскрывается увлекательное содержание Времени — от архивных документов до настоящего — своеобразная временная параллель жизни людей, созидающих Культуру.

«Словесница Искусств» — само название говорит о цели журнала: Слово о разных видах искусств, визуальное и литературное, устное и предметное — все бесценно с точки зрения цивилизации как развития культуры. Творческий коллектив редакции достигает цели. Cultura (римское слово) — возделывание, воспитание, развитие. И от номера к номеру повествует о творческом духе людей, верящих в свое дело на этой земле. Журнал играет своеобразную роль в объединении людей из различных общественных слоев. Некоторые проекты мы сделали благодаря этому журналу, так как познакомились с художниками по публикациям о них.

Трудно переоценить значимость такого оригинального издания, ведь оно, по сути, не только просветительское, но и научное. Его авторы — сотрудники институтов, музеев, фондов и те люди, которые неравнодушны к исторической и культурной памяти своего края. Кто имеет большинство выпусков журнала, тот владеет уникальным архивом жизни Дальнего Востока.

Сейчас уже невозможно представить наш край без журнала «Словесница Искусств» — он сам стал феноменом культурной жизни края. Громадное спасибо коллективу и всем причастным к изданию журнала.

Александр ТАБУНОВ,
журналист, краевед

К сожалению, о существовании «Словесницы Искусств» узнал совсем недавно. К счастью, первое же «свидание» с этим изданием превзошло все предположения. Особенно насыщенным показался № 39, объединенный темой «Рожденные в семнадцатом». Богатейшее содержание, профессиональное изложение рабочего материала, прекрасное оформление, а среди постоянных авторов не первый год заочно знакомые люди, среди которых историк Н. И. Дубинина (есть у меня две ее книги о дореволюционных руководителях нашего региона, и обе перечитываю с огромным интересом и великой пользой для себя), писатель Т. И. Гладких, художник Ю. И. Дунский. Все это располагает не только к нетерпеливому ожиданию новых выпусков, но и к посильному личному сотрудничеству.

Журнал — поистине культурно-просветительский, к тому же с ощутимым краеведческим уклоном. А краеведение когда-то называли в России родиноведением. И надо ли говорить, как это нужно и важно? Полагаю, вопрос риторический.