Образ самой первой обложки нам подарил Алексей Черкасов. Его осенний пейзаж с упавшей на зеркальный асфальт яркой листвой, старыми домами и стремящимися ввысь новостройками сконцентрировал все главное о Хабаровске — неспешность ритма его жизни, соединение примет прошлого и сегодняшнего, природа как неотъемлемая часть городской среды. Алексей Черкасов родом с Сахалина, в его биографии переплелись две линии — художественная и медицинская, и художник, по всей вероятности, взял верх над врачом. К моменту выхода первого номера «Словесницы Искусств», Черкасов уже был достаточно известен. Его персональные выставки состоялись в Мраморном зале Хабаровского отделения Российского фонда культуры и Дальневосточном художественном музее, он принимал участие в художественных выставках в Токосаки, Айкаве, Ниигате и Аомори (Япония), Сиэтле (США), Монреале, Виктории, Ванкувере (Канада). Позднее с творчеством хабаровского художника знакомились жители крупных городов Китая и Кореи, персональные выставки прошли в Хабаровске, Владивостоке, Москве.
Двадцать лет назад Андриан Жудро сказал о себе так: «Я не принадлежу к художникам, работающим в одном жанре. Картины, которые я пишу, возникают в моей душе спонтанно после встреч с прекрасными людьми, воспоминаний о родной Беларуси, от созерцания космически глубокой природы Дальнего Востока...». Помимо обложки мы опубликовали на ее четвертой странице еще несколько живописных произведений Жудро — «Васильки», «Диана», «Баба Сеня и ее кошечки», «Село Мичуринское». Удивительно, но даже небольшой формат этих иллюстраций и не самое лучшее качество типографской печати не помешали передать особое свечение работ этого мастера.
А с Владимиром Бабуровым судьба нас еще не раз сводила. Мы писали о творчестве этого художника, публиковали его графические портреты известных хабаровских музыкантов, писателей. В 2004 году, когда Хабаровский фонд культуры готовил к изданию книгу дальневосточного историка Валерия Павлика «Долгий путь на Амур. Ерофей Хабаров и его „войско“», Владимир Филиппович создал для нее обложку. Совершенно бескорыстно.
Дерево в руках Николая принимало сложнейшие формы, и даже небольшая скромная фигурка, которой сам он не придавал особого значения, была произведением искусства. Каждая работа отражала почерк Мастера. Хабаровский краевой фонду культуры обладает ценной коллекцией масок и ритуальной скульптуры Николая У. Эти предметы не раз представлялись на различных выставках, открывая зрителям новые смысловые оттенки и обостряя чувство потери, потому что художник ушел от нас слишком рано. Скульптурное изображение сэвэна, названное Николаем У «Оберег», определило образ тематического номера, который мы посвятили выдающемуся путешественнику, писателю и исследователю В. К. Арсеньеву — «Оберег земли» (№ 12, 2003). Через год в свет вышел еще один этнический выпуск «Словесницы Искусств» с новой работой Николая У на обложке (№ 14, 2004). Это была еще одна грань его творчества — графическая работа «Душа неродившегося ребенка» из собрания Дальневосточного художественного музея.
«Амурский Ван Гог», как назвал его кто-то из художественной братии, много лет живет в Сикачи-Аляне, неподалеку от тех самых петроглифов, с которыми связан один из самых известных в Приамурье мифов о трех солнцах. Чистые краски его палитры наполняют каждый холст, графический лист, крошечный этюд. Они плещутся и в акварели из серии «Уснувший дракон» на обложке «Словесницы Искусств» (№ 18, 2006), и в удивительной по лаконизму работе «Красный дед» (№ 1 (23), 2009). А сколько иллюстраций сделал за это время Илья по нашей просьбе для оформления фольклорных материалов, которые мы периодически публикуем, в том числе и в этом юбилейном номере. Имя Ильи Лиханова известно в художественном мире, его работы разлетелись по многим городам, странам и коллекциям. Работать с ним — большая честь.
Годом раньше мы прикоснулись к творчеству одного из самых ярких дальневосточных живописцев — Валентина Степанова. Наполненное светом полотно «Черемуха цветет» на обложке (№ 5 (1), 2000) стало первым шагом к знакомству с трагической судьбой этого поцелованного Богом художника, погружением в мир его красок. «Весна» из собрания Хабаровской картинной галереи имени А. М. Федотова — емкая метафора сдвоенного номера «Словесницы Искусств», вышедшего к 70-летию Хабаровского края (№ 1–2 (21–22), 2008). Если разложить все выпуски журнала за 20 лет, получится достаточно объемная и содержательная выставка, отражающая все направления дальневосточного художественного творчества и лучших его представителей. Евгений Короленко и его работа 1962 года «Домашнее задание», принадлежащая Музею изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре (№ 2 (26), 2010), Александр Гуриков и холст 1984 года «На берегу» из коллекции Хабаровской картинной галереи имени А. М. Федотова (№ 2 (32), 13), Андрей Бельды и «Портрет проводника Арсеньева Гейкера Комбока» 1973 года из собрания Дальневосточного художественного музея (2 (34), 2014), Сергей Петухов и холст 1990 года «Сикачи-Алян» (№ 1 (25), 2010), Ильгис Галиуллин и гобелен «Небесный лось из Сикачи-Аляна» (№ 2 (28), 2011), Евгений Фентисов и пастель 1991 года «Посадка сети» (№ 1 (37), 2016), Алексей Шишкин и его акварель 1946 года «Хабаровск. Угол Тургенева и К. Маркса» (№ 1 (41), 2018)... Каждому мастеру посвящены страницы нашего журнала, и еще не раз мы будем обращаться к их творчеству, вглядываться в линии и полутона работ. И вспоминать еще совсем недавно бывших с нами Александра Лепетухина — графическая работа «Рождество» из серии «Путь» (№ 20, 2007), Игоря Шабалина — полотно «Компас» (№ 1 (33), 2014)...
По нашим обложкам можно судить о разнообразии направлений дальневосточного искусства с его классическими направлениями и новыми тенденциями. Палех, соединяющий традиции различных иконописных школ, подарила нам для одной из обложек Наталья Михеева — творческую копию иконы «Чудо Георгия о змие» написанную яичной темперой (№ 1(15), 2005). Самобытный художник Сергей Машков делает арт-объекты из самых разных материалов, и один из них, «Про автора», обозначил тему номера «В начале было Слово» (№ 1 (27), 2011). Скульптор Надежда Семеновна Ивлева на всю жизнь оказалась связанной с Комсомольском-на-Амуре, приехав туда в 1955 году после окончания Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. Ее удивительная по настроению работа «Колыбельная» 1959 года из коллекции Музея изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре оказалась созвучной главной теме номера — «Время женщины» (№ 1 (31), 2013).
Культура нашего региона создавалась несколькими поколениями историков, литераторов, музыкантов, режиссеров, актеров, а ее художественная составляющая вообще уходит в неолит. В 1963 году во время археологических раскопок в районе поселения Кондон Солнечного района академик А. П. Окладников обнаружил «Амурскую Нефертити». Скульптурное изображение древней красавицы, датируемое III тысячелетием до н. э., стало мировой сенсацией, свидетельством существования в Приамурье очагов древних культур и — одним из лиц «Словесницы Искусств» (№ 2 (38), 2016). Созданная неизвестным, но определенно талантливым художником «Амурская Нефертити» для нас еще и символ непрерывности творческого процесса, неразрывности связей между творцами прошлого, настоящего, будущего. Елена ГЛЕБОВА |
|||
|