Сила образа

Геннадий Павлишин. Шаман. Бумага, акварельОбложка журнала — его лицо, и у каждого издания оно свое. По нему судят о статусе, профессиональном уровне, тематической направленности, и нередко достаточно беглого взгляда, чтобы все это определить. «Словесница Искусств» многолика. В ее портрете отразилось творчество дальневосточных художников, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства.

Образ самой первой обложки нам подарил Алексей Черкасов. Его осенний пейзаж с упавшей на зеркальный асфальт яркой листвой, старыми домами и стремящимися ввысь новостройками сконцентрировал все главное о Хабаровске — неспешность ритма его жизни, соединение примет прошлого и сегодняшнего, природа как неотъемлемая часть городской среды. Алексей Черкасов родом с Сахалина, в его биографии переплелись две линии — художественная и медицинская, и художник, по всей вероятности, взял верх над врачом. К моменту выхода первого номера «Словесницы Искусств», Черкасов уже был достаточно известен. Его персональные выставки состоялись в Мраморном зале Хабаровского отделения Российского фонда культуры и Дальневосточном художественном музее, он принимал участие в художественных выставках в Токосаки, Айкаве, Ниигате и Аомори (Япония), Сиэтле (США), Монреале, Виктории, Ванкувере (Канада). Позднее с творчеством хабаровского художника знакомились жители крупных городов Китая и Кореи, персональные выставки прошли в Хабаровске, Владивостоке, Москве.

Валентин Степанов. Черемуха цветет. Холст, маслоЛицо второго номера «Словесницы Искусств» оказалось невероятно притягательным благодаря живописной работе Андриана Жудро «Взгляд». Автор рассказывал, что с портретом незнакомки, получившейся какой-то совершенно нездешней, у него связана почти мистическая история. Словно бы рукой художника кто-то водил помимо его воли. Возможно и так, ведь в настоящем творчестве немало загадочного. Жудро приехал в Хабаровск из Минска, где окончил художественное училище имени Глебова, десять лет прожил на Дальнем Востоке, а потом поселился в Израиле. В Хабаровске Андриан Жудро участвовал в выставках, проводимых региональным отделением Российского фонда культуры и Союза художников. Персоналии проходили в Москве, Львове, Иркутске, Израиле, Чехии, Польше, отдельные работы вошли в собрания российских и зарубежных музеев.

Двадцать лет назад Андриан Жудро сказал о себе так: «Я не принадлежу к художникам, работающим в одном жанре. Картины, которые я пишу, возникают в моей душе спонтанно после встреч с прекрасными людьми, воспоминаний о родной Беларуси, от созерцания космически глубокой природы Дальнего Востока...». Помимо обложки мы опубликовали на ее четвертой странице еще несколько живописных произведений Жудро — «Васильки», «Диана», «Баба Сеня и ее кошечки», «Село Мичуринское». Удивительно, но даже небольшой формат этих иллюстраций и не самое лучшее качество типографской печати не помешали передать особое свечение работ этого мастера.

Алексей Мартынец – редактор интернет-версии, фотографВ 1999 году в Хабаровске произошло неординарное событие. Известный писатель-сатирик Михаил Задорнов решил установить памятник своему отцу Николаю Павловичу Задорнову, автору исторических романов о Дальнем Востоке, в в числе которых «Амур-батюшка». Всколыхнулась творческая общественность, хабаровские скульпторы представили на объявленный Задорновым-сыном конкурс проекты, чиновники ломали копья по поводу выбора места для «бронзового писателя», и в итоге на городской набережной появилась скульптура работы Владимира Бабурова. Достойная, удачно вписанная в городской ландшафт, она определила визуальный образ очередного номера «Словесницы Искусств», на страницах которого отразилась хроника создания памятника Николаю Задорнову, интервью с авторами проекта (№ 2 (3), 1999). Теперь, два десятилетия спустя, серию этих публикаций можно рассматривать как исторический документ, запечатлевший преображение Хабаровска на рубеже XXI века.

А с Владимиром Бабуровым судьба нас еще не раз сводила. Мы писали о творчестве этого художника, публиковали его графические портреты известных хабаровских музыкантов, писателей. В 2004 году, когда Хабаровский фонд культуры готовил к изданию книгу дальневосточного историка Валерия Павлика «Долгий путь на Амур. Ерофей Хабаров и его „войско“», Владимир Филиппович создал для нее обложку. Совершенно бескорыстно.

«Словеснице Искусств» 10 лет. 2008Со временем тема этнических культур стала в журнале одной из ведущих, и лица-обложки всегда соответствовали этому направлению. Начало положил «Шаман» Геннадия Павлишина, в чьих объемных и колоритных работах особая сосредоточенность на сакральном языке амурского орнамента, психологических особенностях северных сказок (№ 3 (4), 1999). Позднее одну из обложек украсила репродукция текстильного ковра известной нанайской художницы Людмилы Пассар (№ 2 (8), 2001). В нем отразился главный символ всех коренных народов — мировое Древо жизни. По-нанайски оно звучит как ялоан, на его ветвях сидят птички чока — души неродившихся детей. Когда приходит время, они слетают с Древа и вселяются в женщину. Так на земле продолжается жизнь. Узор на этом ковре Людмиле Ивановне передала ее бабушка, и для нее подобные вещи были самым дорогим наследством. Художница многие годы собирала старинные легенды и сказки своего народа, создавала серии декоративных панно, вырезала из бересты ажурные орнаментальные образы северных богов, тотемных животных. В итоге за свою не очень длинную жизнь она сформировала уникальное наследие для будущих поколений.

«Словеснице Искусств» 10 лет. 2008«Живой как жизнь», сказал о русском языке Корней Чуковский. То же определение можно применить и к этническому искусству коренных народов Севера. Оно прорастает сквозь время, берет с собой знаки прошлого, обретает новые формы. Уникальный художник Николай У постигал искусство резьбы по дереву по древним образцам из музейных собраний, а потом в своих произведениях нанизывал на этот канон свое философское видение мира. Его выставки проходили в крупных российских и дальневосточных музеях, искусствоведы называли его первым художником из числа коренных народов Нижнего Амура, работающим по законам европейской графической и живописной техники, но сохраняющим этническое мироощущение.

Дерево в руках Николая принимало сложнейшие формы, и даже небольшая скромная фигурка, которой сам он не придавал особого значения, была произведением искусства. Каждая работа отражала почерк Мастера. Хабаровский краевой фонду культуры обладает ценной коллекцией масок и ритуальной скульптуры Николая У. Эти предметы не раз представлялись на различных выставках, открывая зрителям новые смысловые оттенки и обостряя чувство потери, потому что художник ушел от нас слишком рано. Скульптурное изображение сэвэна, названное Николаем У «Оберег», определило образ тематического номера, который мы посвятили выдающемуся путешественнику, писателю и исследователю В. К. Арсеньеву — «Оберег земли» (№ 12, 2003). Через год в свет вышел еще один этнический выпуск «Словесницы Искусств» с новой работой Николая У на обложке (№ 14, 2004). Это была еще одна грань его творчества — графическая работа «Душа неродившегося ребенка» из собрания Дальневосточного художественного музея.

Наталья Романенко, руководитель хора украинской песни «Батькивьска криниця». Презентация журнала. 2011Ульчский художник Иван Павлович Росугбу тоже начинал как резчик по дереву, но со временем обратился к ювелирному искусству, линогравюре, создал собственное направление — берестографику и обучал этой технике студентов Хабаровского технологического колледжа, филиал которого несколько лет существовал в с. Булава Ульчского района. Линогравюрой Ивана Росугбу «В недрах тьмы зарождается свет», где автор соединил наскальные изображения самых разных народов мира, а в центр поместил Космического лося из знаменитой каменной «галереи» возле нанайского села Сикачи-Алян, открывался издательский проект «Дальний Восток в пространстве Мифа и Легенды» (№ 1 (17), 2006). Он был рассчитан на два выпуска, и следующую обложку для нас сделал Илья Лиханов.

«Амурский Ван Гог», как назвал его кто-то из художественной братии, много лет живет в Сикачи-Аляне, неподалеку от тех самых петроглифов, с которыми связан один из самых известных в Приамурье мифов о трех солнцах. Чистые краски его палитры наполняют каждый холст, графический лист, крошечный этюд. Они плещутся и в акварели из серии «Уснувший дракон» на обложке «Словесницы Искусств» (№ 18, 2006), и в удивительной по лаконизму работе «Красный дед» (№ 1 (23), 2009). А сколько иллюстраций сделал за это время Илья по нашей просьбе для оформления фольклорных материалов, которые мы периодически публикуем, в том числе и в этом юбилейном номере. Имя Ильи Лиханова известно в художественном мире, его работы разлетелись по многим городам, странам и коллекциям. Работать с ним — большая честь.

Поздравление Л.И. Миланич. 2008«Лица» нашего журнала такие разные, в каждом отражена судьба автора, его связь с дальневосточной культурой. Это можно сказать о Юрии Алексеевиче Федорове — руководителе геодезической службы по профессии и художнике-камнерезе по призванию. Он создавал удивительные по колориту панно, чувствуя фактуру и цвет поделочного камня, воплощая самые разные сюжеты. Его работа «Аисты» стала обложкой одного из первых номеров нашего журнала в новом тысячелетии (№ 7, 2001).

Годом раньше мы прикоснулись к творчеству одного из самых ярких дальневосточных живописцев — Валентина Степанова. Наполненное светом полотно «Черемуха цветет» на обложке (№ 5 (1), 2000) стало первым шагом к знакомству с трагической судьбой этого поцелованного Богом художника, погружением в мир его красок. «Весна» из собрания Хабаровской картинной галереи имени А. М. Федотова — емкая метафора сдвоенного номера «Словесницы Искусств», вышедшего к 70-летию Хабаровского края (№ 1–2 (21–22), 2008).

Если разложить все выпуски журнала за 20 лет, получится достаточно объемная и содержательная выставка, отражающая все направления дальневосточного художественного творчества и лучших его представителей. Евгений Короленко и его работа 1962 года «Домашнее задание», принадлежащая Музею изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре (№ 2 (26), 2010), Александр Гуриков и холст 1984 года «На берегу» из коллекции Хабаровской картинной галереи имени А. М. Федотова (№ 2 (32), 13), Андрей Бельды и «Портрет проводника Арсеньева Гейкера Комбока» 1973 года из собрания Дальневосточного художественного музея (2 (34), 2014), Сергей Петухов и холст 1990 года «Сикачи-Алян» (№ 1 (25), 2010), Ильгис Галиуллин и гобелен «Небесный лось из Сикачи-Аляна» (№ 2 (28), 2011), Евгений Фентисов и пастель 1991 года «Посадка сети» (№ 1 (37), 2016), Алексей Шишкин и его акварель 1946 года «Хабаровск. Угол Тургенева и К. Маркса» (№ 1 (41), 2018)... Каждому мастеру посвящены страницы нашего журнала, и еще не раз мы будем обращаться к их творчеству, вглядываться в линии и полутона работ. И вспоминать еще совсем недавно бывших с нами Александра Лепетухина — графическая работа «Рождество» из серии «Путь» (№ 20, 2007), Игоря Шабалина — полотно «Компас» (№ 1 (33), 2014)...

«Батькивьска криниця». 2011Они очень разные по художественной форме, палитре, мироощущению, но без их творений большое полотно «Словесницы Искусств» было бы неполным, лишилось бы чего-то очень важного. Без волнующего «Театра» Виктории Романовой (№ 9, 2001), нежных «Золотых звуков» в технике батик Надежды Хрустовой (№ 19, 2007), сочных холстов «Ангел» (№ 24, 2009) и «Душа птицы» (№ 2 (40), 2017) Игоря Грабовского, чеканного образа первопечатника Ивана Федорова в одноименной работе Владимира Евтушенко (№ 1 935), 2015), строгих линий линогравюры «Пристань на Амуре» Николая Холодка (№ 2 (36), 2015).

По нашим обложкам можно судить о разнообразии направлений дальневосточного искусства с его классическими направлениями и новыми тенденциями. Палех, соединяющий традиции различных иконописных школ, подарила нам для одной из обложек Наталья Михеева — творческую копию иконы «Чудо Георгия о змие» написанную яичной темперой (№ 1(15), 2005). Самобытный художник Сергей Машков делает арт-объекты из самых разных материалов, и один из них, «Про автора», обозначил тему номера «В начале было Слово» (№ 1 (27), 2011). Скульптор Надежда Семеновна Ивлева на всю жизнь оказалась связанной с Комсомольском-на-Амуре, приехав туда в 1955 году после окончания Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. Ее удивительная по настроению работа «Колыбельная» 1959 года из коллекции Музея изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре оказалась созвучной главной теме номера — «Время женщины» (№ 1 (31), 2013).

Александр КузнецовОпределяя свою миссию в создании единого пространства культуры, журнал составляет визуальный образ не только из произведений художников Хабаровского края. В нем есть сказочная «Корова» дальневосточника Сергея Зимина, который живет в Москве, но продолжает посвящать холсты и стихи родной земле (№ 1 (29), 2012). А бурлящий энергией цвета холст «Друзья-товарищи» 1963 года из фондов Сахалинского областного художественного музея стал поводом к знакомству с творческом знаменитого сахалинского грузина Гиви Манткавы, выпускника Тбилисской академии художеств, яркой индивидуальности, оказавшей серьезное влияние на дальневосточное изобразительное искусство (№ 1 (39), 2017).

Культура нашего региона создавалась несколькими поколениями историков, литераторов, музыкантов, режиссеров, актеров, а ее художественная составляющая вообще уходит в неолит. В 1963 году во время археологических раскопок в районе поселения Кондон Солнечного района академик А. П. Окладников обнаружил «Амурскую Нефертити». Скульптурное изображение древней красавицы, датируемое III тысячелетием до н. э., стало мировой сенсацией, свидетельством существования в Приамурье очагов древних культур и — одним из лиц «Словесницы Искусств» (№ 2 (38), 2016). Созданная неизвестным, но определенно талантливым художником «Амурская Нефертити» для нас еще и символ непрерывности творческого процесса, неразрывности связей между творцами прошлого, настоящего, будущего.

Елена ГЛЕБОВА