Обложка журнала — его лицо, и у каждого издания оно свое. По нему судят о статусе, профессиональном уровне, тематической направленности, и нередко достаточно беглого взгляда, чтобы все это определить. «Словесница Искусств» многолика. В ее портрете отразилось творчество дальневосточных художников, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства. Образ самой первой обложки нам подарил Алексей Черкасов. Его осенний пейзаж с упавшей на зеркальный асфальт яркой листвой, старыми домами и стремящимися ввысь новостройками сконцентрировал все главное о Хабаровске — неспешность ритма его жизни, соединение примет прошлого и сегодняшнего, природа как неотъемлемая часть городской среды. Алексей Черкасов родом с Сахалина, в его биографии переплелись две линии — художественная и медицинская, и художник, по всей вероятности, взял верх над врачом. К моменту выхода первого номера «Словесницы Искусств», Черкасов уже был достаточно известен. Его персональные выставки состоялись в Мраморном зале Хабаровского отделения Российского фонда культуры и Дальневосточном художественном музее, он принимал участие в художественных выставках в Токосаки, Айкаве, Ниигате и Аомори (Япония), Сиэтле (США), Монреале, Виктории, Ванкувере (Канада). Позднее с творчеством хабаровского художника знакомились жители крупных городов Китая и Кореи, персональные выставки прошли в Хабаровске, Владивостоке, Москве. Лицо второго номера «Словесницы Искусств» оказалось невероятно притягательным благодаря живописной работе Андриана Жудро «Взгляд». Автор рассказывал, что с портретом незнакомки, получившейся какой-то совершенно нездешней, у него связана почти мистическая история. Словно бы рукой художника кто-то водил помимо его воли. Возможно и так, ведь в настоящем творчестве немало загадочного. Жудро приехал в Хабаровск из Минска, где окончил художественное училище имени Глебова, десять лет прожил на Дальнем Востоке, а потом поселился в Израиле. В Хабаровске Андриан Жудро участвовал в выставках, проводимых региональным отделением Российского фонда культуры и Союза художников. Персоналии проходили в Москве, Львове, Иркутске, Израиле, Чехии, Польше, отдельные работы вошли в собрания российских и зарубежных музеев. Двадцать лет назад Андриан Жудро сказал о себе так: «Я не принадлежу к художникам, работающим в одном жанре. Картины, которые я пишу, возникают в моей душе спонтанно после встреч с прекрасными людьми, воспоминаний о родной Беларуси, от созерцания космически глубокой природы Дальнего Востока...». Помимо обложки мы опубликовали на ее четвертой странице еще несколько живописных произведений Жудро — «Васильки», «Диана», «Баба Сеня и ее кошечки», «Село Мичуринское». Удивительно, но даже небольшой формат этих иллюстраций и не самое лучшее качество типографской печати не помешали передать особое свечение работ этого мастера. В 1999 году в Хабаровске произошло неординарное событие. Известный писатель-сатирик Михаил Задорнов решил установить памятник своему отцу Николаю Павловичу Задорнову, автору исторических романов о Дальнем Востоке, в в числе которых «Амур-батюшка». Всколыхнулась творческая общественность, хабаровские скульпторы представили на объявленный Задорновым-сыном конкурс проекты, чиновники ломали копья по поводу выбора места для «бронзового писателя», и в итоге на городской набережной появилась скульптура работы Владимира Бабурова. Достойная, удачно вписанная в городской ландшафт, она определила визуальный образ очередного номера «Словесницы Искусств», на страницах которого отразилась хроника создания памятника Николаю Задорнову, интервью с авторами проекта (№ 2 (3), 1999). Теперь, два десятилетия спустя, серию этих публикаций можно рассматривать как исторический документ, запечатлевший преображение Хабаровска на рубеже XXI века. А с Владимиром Бабуровым судьба нас еще не раз сводила. Мы писали о творчестве этого художника, публиковали его графические портреты известных хабаровских музыкантов, писателей. В 2004 году, когда Хабаровский фонд культуры готовил к изданию книгу дальневосточного историка Валерия Павлика «Долгий путь на Амур. Ерофей Хабаров и его „войско“», Владимир Филиппович создал для нее обложку. Совершенно бескорыстно. Со временем тема этнических культур стала в журнале одной из ведущих, и лица-обложки всегда соответствовали этому направлению. Начало положил «Шаман» Геннадия Павлишина, в чьих объемных и колоритных работах особая сосредоточенность на сакральном языке амурского орнамента, психологических особенностях северных сказок (№ 3 (4), 1999). Позднее одну из обложек украсила репродукция текстильного ковра известной нанайской художницы Людмилы Пассар (№ 2 (8), 2001). В нем отразился главный символ всех коренных народов — мировое Древо жизни. По-нанайски оно звучит как ялоан, на его ветвях сидят птички чока — души неродившихся детей. Когда приходит время, они слетают с Древа и вселяются в женщину. Так на земле продолжается жизнь. Узор на этом ковре Людмиле Ивановне передала ее бабушка, и для нее подобные вещи были самым дорогим наследством. Художница многие годы собирала старинные легенды и сказки своего народа, создавала серии декоративных панно, вырезала из бересты ажурные орнаментальные образы северных богов, тотемных животных. В итоге за свою не очень длинную жизнь она сформировала уникальное наследие для будущих поколений. «Живой как жизнь», сказал о русском языке Корней Чуковский. То же определение можно применить и к этническому искусству коренных народов Севера. Оно прорастает сквозь время, берет с собой знаки прошлого, обретает новые формы. Уникальный художник Николай У постигал искусство резьбы по дереву по древним образцам из музейных собраний, а потом в своих произведениях нанизывал на этот канон свое философское видение мира. Его выставки проходили в крупных российских и дальневосточных музеях, искусствоведы называли его первым художником из числа коренных народов Нижнего Амура, работающим по законам европейской графической и живописной техники, но сохраняющим этническое мироощущение. Дерево в руках Николая принимало сложнейшие формы, и даже небольшая скромная фигурка, которой сам он не придавал особого значения, была произведением искусства. Каждая работа отражала почерк Мастера. Хабаровский краевой фонду культуры обладает ценной коллекцией масок и ритуальной скульптуры Николая У. Эти предметы не раз представлялись на различных выставках, открывая зрителям новые смысловые оттенки и обостряя чувство потери, потому что художник ушел от нас слишком рано. Скульптурное изображение сэвэна, названное Николаем У «Оберег», определило образ тематического номера, который мы посвятили выдающемуся путешественнику, писателю и исследователю В. К. Арсеньеву — «Оберег земли» (№ 12, 2003). Через год в свет вышел еще один этнический выпуск «Словесницы Искусств» с новой работой Николая У на обложке (№ 14, 2004). Это была еще одна грань его творчества — графическая работа «Душа неродившегося ребенка» из собрания Дальневосточного художественного музея. Ульчский художник Иван Павлович Росугбу тоже начинал как резчик по дереву, но со временем обратился к ювелирному искусству, линогравюре, создал собственное направление — берестографику и обучал этой технике студентов Хабаровского технологического колледжа, филиал которого несколько лет существовал в с. Булава Ульчского района. Линогравюрой Ивана Росугбу «В недрах тьмы зарождается свет», где автор соединил наскальные изображения самых разных народов мира, а в центр поместил Космического лося из знаменитой каменной «галереи» возле нанайского села Сикачи-Алян, открывался издательский проект «Дальний Восток в пространстве Мифа и Легенды» (№ 1 (17), 2006). Он был рассчитан на два выпуска, и следующую обложку для нас сделал Илья Лиханов. «Амурский Ван Гог», как назвал его кто-то из художественной братии, много лет живет в Сикачи-Аляне, неподалеку от тех самых петроглифов, с которыми связан один из самых известных в Приамурье мифов о трех солнцах. Чистые краски его палитры наполняют каждый холст, графический лист, крошечный этюд. Они плещутся и в акварели из серии «Уснувший дракон» на обложке «Словесницы Искусств» (№ 18, 2006), и в удивительной по лаконизму работе «Красный дед» (№ 1 (23), 2009). А сколько иллюстраций сделал за это время Илья по нашей просьбе для оформления фольклорных материалов, которые мы периодически публикуем, в том числе и в этом юбилейном номере. Имя Ильи Лиханова известно в художественном мире, его работы разлетелись по многим городам, странам и коллекциям. Работать с ним — большая честь. «Лица» нашего журнала такие разные, в каждом отражена судьба автора, его связь с дальневосточной культурой. Это можно сказать о Юрии Алексеевиче Федорове — руководителе геодезической службы по профессии и художнике-камнерезе по призванию. Он создавал удивительные по колориту панно, чувствуя фактуру и цвет поделочного камня, воплощая самые разные сюжеты. Его работа «Аисты» стала обложкой одного из первых номеров нашего журнала в новом тысячелетии (№ 7, 2001). Годом раньше мы прикоснулись к творчеству одного из самых ярких дальневосточных живописцев — Валентина Степанова. Наполненное светом полотно «Черемуха цветет» на обложке (№ 5 (1), 2000) стало первым шагом к знакомству с трагической судьбой этого поцелованного Богом художника, погружением в мир его красок. «Весна» из собрания Хабаровской картинной галереи имени А. М. Федотова — емкая метафора сдвоенного номера «Словесницы Искусств», вышедшего к 70-летию Хабаровского края (№ 1–2 (21–22), 2008). Если разложить все выпуски журнала за 20 лет, получится достаточно объемная и содержательная выставка, отражающая все направления дальневосточного художественного творчества и лучших его представителей. Евгений Короленко и его работа 1962 года «Домашнее задание», принадлежащая Музею изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре (№ 2 (26), 2010), Александр Гуриков и холст 1984 года «На берегу» из коллекции Хабаровской картинной галереи имени А. М. Федотова (№ 2 (32), 13), Андрей Бельды и «Портрет проводника Арсеньева Гейкера Комбока» 1973 года из собрания Дальневосточного художественного музея (2 (34), 2014), Сергей Петухов и холст 1990 года «Сикачи-Алян» (№ 1 (25), 2010), Ильгис Галиуллин и гобелен «Небесный лось из Сикачи-Аляна» (№ 2 (28), 2011), Евгений Фентисов и пастель 1991 года «Посадка сети» (№ 1 (37), 2016), Алексей Шишкин и его акварель 1946 года «Хабаровск. Угол Тургенева и К. Маркса» (№ 1 (41), 2018)... Каждому мастеру посвящены страницы нашего журнала, и еще не раз мы будем обращаться к их творчеству, вглядываться в линии и полутона работ. И вспоминать еще совсем недавно бывших с нами Александра Лепетухина — графическая работа «Рождество» из серии «Путь» (№ 20, 2007), Игоря Шабалина — полотно «Компас» (№ 1 (33), 2014)... Они очень разные по художественной форме, палитре, мироощущению, но без их творений большое полотно «Словесницы Искусств» было бы неполным, лишилось бы чего-то очень важного. Без волнующего «Театра» Виктории Романовой (№ 9, 2001), нежных «Золотых звуков» в технике батик Надежды Хрустовой (№ 19, 2007), сочных холстов «Ангел» (№ 24, 2009) и «Душа птицы» (№ 2 (40), 2017) Игоря Грабовского, чеканного образа первопечатника Ивана Федорова в одноименной работе Владимира Евтушенко (№ 1 935), 2015), строгих линий линогравюры «Пристань на Амуре» Николая Холодка (№ 2 (36), 2015). По нашим обложкам можно судить о разнообразии направлений дальневосточного искусства с его классическими направлениями и новыми тенденциями. Палех, соединяющий традиции различных иконописных школ, подарила нам для одной из обложек Наталья Михеева — творческую копию иконы «Чудо Георгия о змие» написанную яичной темперой (№ 1(15), 2005). Самобытный художник Сергей Машков делает арт-объекты из самых разных материалов, и один из них, «Про автора», обозначил тему номера «В начале было Слово» (№ 1 (27), 2011). Скульптор Надежда Семеновна Ивлева на всю жизнь оказалась связанной с Комсомольском-на-Амуре, приехав туда в 1955 году после окончания Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. Ее удивительная по настроению работа «Колыбельная» 1959 года из коллекции Музея изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре оказалась созвучной главной теме номера — «Время женщины» (№ 1 (31), 2013). Определяя свою миссию в создании единого пространства культуры, журнал составляет визуальный образ не только из произведений художников Хабаровского края. В нем есть сказочная «Корова» дальневосточника Сергея Зимина, который живет в Москве, но продолжает посвящать холсты и стихи родной земле (№ 1 (29), 2012). А бурлящий энергией цвета холст «Друзья-товарищи» 1963 года из фондов Сахалинского областного художественного музея стал поводом к знакомству с творческом знаменитого сахалинского грузина Гиви Манткавы, выпускника Тбилисской академии художеств, яркой индивидуальности, оказавшей серьезное влияние на дальневосточное изобразительное искусство (№ 1 (39), 2017). Культура нашего региона создавалась несколькими поколениями историков, литераторов, музыкантов, режиссеров, актеров, а ее художественная составляющая вообще уходит в неолит. В 1963 году во время археологических раскопок в районе поселения Кондон Солнечного района академик А. П. Окладников обнаружил «Амурскую Нефертити». Скульптурное изображение древней красавицы, датируемое III тысячелетием до н. э., стало мировой сенсацией, свидетельством существования в Приамурье очагов древних культур и — одним из лиц «Словесницы Искусств» (№ 2 (38), 2016). Созданная неизвестным, но определенно талантливым художником «Амурская Нефертити» для нас еще и символ непрерывности творческого процесса, неразрывности связей между творцами прошлого, настоящего, будущего. Елена ГЛЕБОВА |
|||
|