Красивый глянцевый журнал (не в нынешнем понимании этого слова) вошел в официальный список региональных средств массовой информации, но на фоне своих коллег с их быстрыми газетными строчками и кратким обзором насущных вопросов выделялся сосредоточенностью на проблемах дальневосточного искусства, давал крупные планы художников, литераторов, музыкантов, погружал в глубины истории. Конечно, в данном случае речь не шла о старейшем литературном журнале «Дальний Восток», у которого изначально был свой путь и определенные задачи — публикация прозы, поэзии, публицистики. Тогда мы называли себя первыми на этом поприще, а спустя время благодаря тесному сотрудничеству с Государственным архивом Хабаровского края узнали, что с 1920 года на Дальнем Востоке издавался «журнал культуры, искусства и социального строительства» под названием «Творчество». Он выходил во Владивостоке, а редакцию представляли Николай Чужак, Сергей Третьяков, Николай Асеев, Давид Бурлюк, Виктор Пальмов, Петр Незнамов. Революционные ветры дули с особой яростью, интервенция и Гражданская война были повседневной реальностью, и уже ощущалась нехватка продовольствия и товаров первой необходимости, а группа поэтов и художников стремилась познакомить читателей с творчеством своих собратьев из «центра», рассказывала о главных культурных событиях страны, о различных направлениях в искусстве, из которых на страницах журнала главенствовал футуризм.
Журнал „Творчество“ стал культурным центром Дальнего Востока. Из Читы откликнулся Петр Незнамов, из Никольска-Уссурийска, из Верхнеудинска, из Николаевска-на-Амуре нам слали письма с поддержкой и приветом. Кой-когда приходили письма и стихи, написанные кривыми бледными буквами, огрызком карандаша, очевидно, на камне или обрубке пня — это были самые ценные, из сопок от партизан. Сочувствие к журналу и к нашей работе поднимало и крепило нервы. Мы в городе, кишащем интервентами и контрразведчиками, чувствовали себя такими же литературными партизанами, беспокоящими сознание, делающими вылазки против беляков на литературном фронте, ободряющими и перекликающимися со своими, отошедшими в сопки и затаившимися в них». В своих статьях лидеры «Творчества» вели горячие дискуссии о назначении литературы и искусства в жизни пролетариата, публиковали сочинения Владимира Маяковского, Велимира Хлебникова, Венедикта Марта, поддерживали начинающих авторов, иллюстрировали журнальные страницы графикой П. Любарского, Д. Бурлюка, В. Арсова, делали обзоры художественных выставок. Кроме того, здесь публиковались официальные документы о передаче комиссариату просвещения культурно-просветительской работы в местах лишения свободы или, например, о передаче библиографического дела в РСФСР государственному издательству, и даже статьи Ленина и Сталина.
А столь подробно о «Творчестве» потому, что вышедший почти через 80 лет первый номер «Словесницы Искусств» теперь воспринимается нами как его продолжение. Создавая новый культурно-просветительский журнал, мы тоже видели его главную задачу в формировании единого культурного пространства не только Хабаровского края, но и всего Дальневосточного региона. Ведь в конце 1990-х творческие люди находились в серьезном отрыве и от «культурных столиц» России, и друг от друга. И в то время «Словесница Искусств» оказалась единственным на Дальнем Востоке изданием, рассказывающим о его истории, искусстве, событиях современной культурной жизни. Конечно не сразу, но удалось объединить под одной обложкой художников Владивостока, Благовещенска, Магадана, Якутска, Южно-Сахалинска, мастеров декоративно-прикладного искусства, театры. В разные годы мы готовили тематические номера «Художники Дальнего Востока», «Город на театральной карте», «Дальний Восток в пространстве мифа и легенды», «Философия обряда», «Вера. Надежда. Любовь», «Дальний Восток: славянская линия жизни», «Прорастая на востоке», «Лики наследия»... Всего 42 номера — полноценных, полновесных, охватывающих самые разные направления культурной и духовной жизни «далекой восточной окраины России», как называли в начале XX столетия наш регион. Сегодня такое сравнение неуместно. Дальневосточные музеи участвуют в совместных проектах с крупнейшими российскими и зарубежными музеями, театры становятся лауреатами национальной премии «Золотая Маска», уникальное искусство коренных народов Севера открывается миру на международных фестивалях и форумах. Событий так много, что далеко не все они попадают в очередной выпуск «Словесницы Искусств», хотя журнал давно перешел в формат «толстых». Но так же, как и наши далекие коллеги из футуристического «Творчества», мы стараемся не отставать от времени.
Художник Евгений Васильевич Короленко специально для этого выпуска сделал восемь графических портретов генерал-губернаторов Приамурья в хронологической последовательности: от первого — Н. Н. Муравьева-Амурского, до последнего — Н. Л. Гондатти. Другой крупный дальневосточный мастер, Василий Евтропович Романов, предложил к публикации страницы своих воспоминаний о том, как зарождалась и воплощалась в красках идея большого полотна «Айгунский договор», которое он написал в 1946–1947 годах в Благовещенске. Картина находится в собрании Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова, и это не только произведение искусства, но и отражение важнейшего исторического события, когда после многотрудных усилий Н. Н. Муравьева территория Приамурья была закреплена за Российским государством. Замечательный текст Николая Вознюка «Звон бубенцов почтовой тройки соединял нанайские села» стал путешествием в начало века, когда в национальные глубинки приходила новая советская жизнь, а продолжением этнической темы стал обзор российско-американской выставки «Лики гармонии и надежды», представляющей искусство коренных народов Дальнего Востока России и Северной Америки. В экспозицию вошли произведения живописи, графики, предметы декоративно-прикладного искусства из собраний Дальневосточного художественного музея, Хабаровского отделения Российского фонда культуры Фонда за возрождение коренных народов Сибири и Дальнего Востока (Сиэтл, США).
Театр пантомимы «Триада», находящийся в тот момент на пике популярности, в материале театроведа Анны Шавгаровой раскрыл кредо своего успеха — талант, труд, творчество. О главных событиях музыкальной и театральной жизни Хабаровска в конце XIX — начале XX века мы прочитали в исследовании музыковеда Светланы Монаховой и в свою очередь подготовили материал о Дальневосточном симфоническом оркестре под управлением маэстро Виктора Тица, который несколько десятилетий считался визитной карточкой города и края. Первый номер «Словесницы Искусств» укрепил нашу дружбу с писательницей Юлией Алексеевной Шестаковой и искусствоведом Валентиной Гавриловной Стариковой, чьи тексты и в дальнейшем не раз украшали журнал. Прикасаясь к литературной жизни, мы сделали небольшой обзор и представили только что вышедший в свет сборник «Поэтический город» со стихами Петра Комарова, Михаила Асламова, Людмилы Миланич, Роальда Добровенского, Игоря Крашенного, Павла Халова, Лады Магистровой, Евгения Кохана, Ларисы Дорофеевой, Александры Арман. Анонсировали готовящийся к печати сборник поэтессы Лады Магистровой «Дозвольте Вам ладони протянуть...». Рассказали о серии книг «Золотое наследие», которая начала издаваться Хабаровским отделением Российского фонда культуры. К этому времени уже вышли книги о крупных дальневосточных искусствоведах Клавдии Павловне Белобородовой и Валентине Гавриловне Стариковой, художнике Владимире Ивановиче Клипеле, писателе Всеволоде Петровиче Сысоеве. И в этом же номере — интервью с Сысоевым, эссе «Натурщицы» Стариковой, очерк «Люди Амура» Клипеля.
И последняя страница — «Смотри, это птица взлетает...». Стихи живописца от Бога Игоря Шабалина. Так его назвал другой художник, Александр Лепетухин, написавший хороший графический портрет Игоря Евлампиевича и подготовивший к печати эту поэтическую подборку. Среди стихотворений есть одно коротенькое под названием «Поэту». Вдруг показалось, что сегодня оно звучит как посвящение «Словеснице Искусств» в честь ее 20-летия. Ты не садовник, не хирург. Ты не страница из страниц.
Елена ГЛЕБОВА |
|||
|