Китай Александры Азовцевой

Александра Азовцева. Автопортрет. 1976Два года назад в нашей стране узнали имя художницы русского зарубежья Александры Азовцевой. Коллекция, посвященная Китаю 1940–1950-х годов, согласно завещанию автора передана в Национальный фонд поддержки правообладателей и начала свой путь по России. Выставка графики, живописи, произведений декоративно-прикладного искусства, названная организаторами «Возвращение. Долгий путь домой», побывала в Костроме, Светлогорске, Ульяновске, Алуште, Владикавказе, Грозном, Москве и всюду встречала большой интерес публики. Созданный с натуры цикл работ «История Китая в лицах» давал уникальную возможность по-новому взглянуть на повседневную жизнь Поднебесной середины прошлого столетия и возвращал на родину произведения талантливого мастера.

У реки.1952Александра Александровна Азовцева родилась в 1910 году на Дальнем Востоке, в приморском городе Никольск-Уссурийском, в семье Александра Ивановича Людикормина и Дарьи Ивановны Путинцевой. Отец работал на Китайско-Восточной железной дороге, налаживал телефонную связь вдоль магистрали, и они часто переезжали с места на место. Когда строительство КВЖД завершилось, семья поселилась в Харбине. В родословной Людикорминых есть творческие корни: дед по отцу Александры Александровны писал иконы. Возможно, поэтому, окончив в 1926 году гимназию имени А. С. Пушкина, Александра поступила на Первые Харбинские художественные курсы. Три года училась у известных мастеров В. М. Анастасьева, Н. А. Вьюнова, Н. С. Задорожного и других, с успехом овладевала программой, которая охватывала все основные направления искусства.

Актриса китайского традиционного театра. 1950Вначале Александра Людикормина увлеклась скульптурой. Одной из самых удачных работ того времени стал бюст художника и педагога Л. К. Гринберга, представленный в 1928 году на выставке и получивший высокие оценки. В одной из харбинских газет появилась заметка под заголовком «Час в царстве лепки и живописи. В студии художника Л. К. Гринберга», где среди прочего отмечается: «В центре внимания, однако, остается работы Л. Людикорминой — бюст создателя этой студии Л. К. Гринберга. Работа еще не закончена, но ее чистота, исключительное сходство и тонкость убеждают, что перед нами работа большого таланта». Потом возник интерес к художественной вышивке, в которой она тоже достигла серьезных успехов, а через несколько лет сама стала преподавать.

Церемония. 1950Именно с произведениями в технике художественной вышивки связаны важные пересечения художницы русского зарубежья с Россией. Александра Александровна создала рукотворные портреты архиепископа Нестора и императора Николая II. Газета «Харбинское время» писала, что выполнены они «с большим изяществом». В 1936 году в Харбин с гастролями приехал знаменитый бас Федор Шаляпин, и ему вручили его портрет с подписью: «Великому Шаляпину от скромной рукодельницы». По сохранившимся свидетельствам, артист был тронут этим необычным подарком. Когда закончилась Великая Отечественная война, художница, вышедшая к тому времени замуж за сотрудника французской компании Дмитрия Азовцева и переехавшая в Шанхай, вышила шелком два портрета Иосифа Сталина. Один в знак благодарности за его вклад в победу над фашистской Германией был передан в дар генералиссимусу от лица русских эмигрантов, другой приобрело консульство СССР в Шанхае.

Лодочник. 1950Серию «История Китая в лицах», выполненную в основном в технике сухой пастели, художница писала в Шанхае. Она говорила, что этот город дарил ей множество сюжетов. Азовцева наблюдала за жизнью простых людей, ее интересовали их духовные традиции, буддистские храмы. «Это был старый Китай с его мистикой, — вспоминала Александра Александровна. — Я работала с увлечением, и не хватало времени запечатлеть все это на полотне...». Когда в начале 1950-х в Китае начались кардинальные преобразования — так называемый «Большой скачок», Азовцева чутко уловила перемены в обществе и спешила зафиксировать их. Забиралась на крышу дома и рисовала идущие по городу нескончаемые демонстрации трудящихся, и это был совершенно иной облик Шанхая, иные люди — решительные, устремленные в коммунизм.

Крестьянин. 1950-еВ 1954 году под давлением предшествовавших «культурной революции» событий Александре Александровне пришлось переехать в Сидней, и с этого момента начался австралийский период ее творчества. Здесь для нее открылась другая натура, появились новые темы. Художница изучала быт и культуру австралийских аборигенов, создавала графические и скульптурные изображения коренного населения страны. Рисовала природу, городские пейзажи, акцентируя внимание на старинной архитектуре.

Женщина с ребенком на руках. 1950Творческая судьба складывалась удачно. Азовцева стала членом Королевского художественного общества штата Новый Южный Уэльс, участвовала в самых различных выставках, в том числе организованных Обществом русских художников в Сиднее, и сама провела более десяти персоналий, удостаивалась престижных наград в области изобразительного искусства, ее имя внесли в Международный реестр художников The First Five Hundred. Но, пожалуй, наиболее важным событием стала выставка в Харбине. В 1988-м, спустя 34 года после отъезда из Китая, Азовцева представила здесь свои работы 1940–1954 годов. Многое к тому времени изменилось в Поднебесной, и эти произведения воспринимались как свидетельства ушедшей эпохи.

Приготовление пищи. 1950-eЛюди, хорошо знавшие Александру Азовцеву, вспоминают яркие, горящие глаза, неутомимость в творчестве, постоянное желание открывать для себя что-то новое. «Ей всегда было интересно жить, и она вдохновляла других. Она дышала только искусством и в творчестве имела последователей», — так написала об Александре Александровне художница Лика Груздева, живущая ныне в Сиднее.

Играющие дети. 1950-eАлександра Азовцева мечтала, чтобы ее творчество стало известным на родине. Незадолго до ухода (а не стало ее в 1994 году) завещала все свои работы близкому другу художнице и переводчице Ие Михайловне Глебовой, с которой познакомилась еще в Шанхае. По словам Елены Ильиной, племянницы Ии Михайловны, этих женщин объединяло трепетное отношение к искусству, обе были бесконечно преданы любимому делу. Ия Глебова хранила творческое наследие подруги больше двадцати лет, надеясь, что когда-нибудь появятся надежные руки, в которые можно передать коллекцию. И время пришло. В 2017 году при содействии Елены Ильиной Национальный фонд поддержки правообладателей вернул произведения Александры Азовцевой в Россию.

Актриса. Вышивка. 1947Сейчас, когда проделана огромная работа и обновленные реставраторами Ивановского художественного музея картины собирают полные выставочные залы зрителей, можно сказать, что это событие поистине знаковое. На открытии выставки в Москве руководитель проекта, почетный член Российской академии художеств, советник генерального директора НФПП Лариса Назарова очень точно определила суть творчества Азовцевой: «Несмотря на то, что художница жила в отрыве от России, ее работы всей кровью были связаны именно с ней».

Открытие выставки в Доме русского зарубежья. Советник генерального директора НФПП Л. Назарова, художница  Е. Ильина, директор Дома русского зарубежья А. МосквинВыбирая выставочную площадку, организаторы остановились на Доме русского зарубежья, считая его лучшим местом для такого проекта. Здесь звучат имена многих русских художников, чья творческая судьба сложилась за рубежом. Выставке «Возвращение. Долгий путь домой» предшествовала экспозиция, представляющая Варвару Бубнову — русскую художницу из Японии. Теперь Александра Азовцева и ее наблюдения за жизнью в Поднебесной. Выполненные сухой пастелью портреты детей, молодых женщин, стариков притягательны именно благодаря многим важным психологическим деталям — взгляд, поворот головы, положение рук... Елена Ильина вспоминала о том, как Александра Александровна относилась к искусству портрета. С ее точки зрения, главным в таких работах было не фотографически точное изображение, а постижение сути человека, которого рисуешь, проникновение в его душу. Вот почему в галерее лиц, созданных талантливой художницей, читаются живые эмоции, угадываются характеры.

Александра Азовцева родилась в России, но всю свою долгую жизнь провела на чужбине. Детство и юность — в Китае, зрелые годы — в Австралии. Ее судьба сложилась удачно и в человеческом плане, и в творческом, кроме одного: на родине о ней не знали. Путь домой оказался долгим и занял больше двадцати лет, но теперь это имя стало частью русского изобразительного искусства.

Елена ГЛЕБОВА