Серость к себе не притягивает, вокруг нее не бывает споров. Если о тебе говорят — пусть даже и мнения совершенно разные — ты настоящий, другой... Иван Федотов с первых выставок в Хабаровске привлек к себе внимание. Выпускник художественного факультета Дальневосточного государственного института искусств (Владивосток) не шокировал публику инсталляциями, перфомансами, арт-объектами. Публика Хабаровска не избалована актуальным искусством, некоторые попытки были, но, увы, потерпели неудачу из-за своей банальности и неярких идей, да и в материальном воплощении это искусство весьма дорого, здесь одними подручными средствами не обойтись. Молодой художник, недавний студент, привлек внимание серьезностью видов и жанров изобразительного искусства, которые, можно сказать, стали исчезать с художественных выставок вместе с интересом к человеку. Исчезли выпускники ведущих вузов — исчезла и здоровая конкуренция профессиональных художественных сил. Минуло десять лет со дня приезда Ивана — для творческой биографии художника немалый срок, потому осмелюсь высказать свое отношение к его творчеству. Так кто же он, Иван Федотов? Для меня, прежде всего, убедительное подтверждение, что далеко не все зависит от времени, в котором тебе довелось жить, от места рождения, от судьбы. В Хабаровске его фамилия сама по себе весьма знаменита. Художественная галерея носит имя пейзажиста Алексея Матвеевича Федотова, имя которого символизирует масштабность и высокое звучание природы Дальнего Востока. Иван Сергеевич Федотов — его однофамилец, и родился он в отличие от классика не в Сибири, а в Хабаровском крае, в Николаевске-на-Амуре. В своем небольшом городе занимался в художественной студии, его учительница, будучи на одной из краевых выставок в Хабаровске, постоянно восклицала: «Это мой ученик!» Я ее понимаю: есть чем гордиться. Сразу после школы Иван поступил в Дальневосточный государственный институт искусств во Владивостоке, хотя, как правило, поступающие туда прежде заканчивают художественные училища. Хорошее образование, безусловно, пестует дар, оно необходимо для свободного воплощения замыслов, экспериментов и совершенства мастерства, талант же даруется природой и, к сожалению, далеко не всем. Ивана природа талантом не обделила. Творчество художника чаще всего его биография. Увидев ранние произведения Ивана, я подумала: «Как хорошо, что, зарабатывая трудный хлеб студента, юный художник подрабатывал именно в театре». В ранних работах — «Мыльный волшебник», «Любимая шляпка», «Инкогнито» — осязаемо чувствуется дух театра, его атмосфера, особое мироощущение. Этого сочинить невозможно. Для счастливой молодости, вопреки всем ее невзгодам, важны восторг и красивые чувства, а для живописца они просто необходимы, поскольку придают его колориту некую «вкусность» (если позволительно так выразиться). Живопись не просто раскованное сознание. Художник не создаст музыку цвета, ему необходимы чувства, накопленный эмоциональный опыт. Традиционный пленэр — всегда бесценный материал для художника, он замечательно развивает не только душу, в этюдах всегда живая кисть и свежее чувство, они, как живой звук, сохраняют искреннюю эмоцию и беспристрастность. Этюды Приморья, Хакасии, Охотского побережья, Шантарских островов — необходимый арсенал Федотова. Кажется, «брошу легкой кистью несколько мазков по заготовленному производственному грунту, а там зритель довоображает...» Увы, в кажущейся легкости всегда присутствует тяжелый труд, потому столь логично появление в творчестве Федотова такой живописи, как «Движение льда» или «Оттепель». Мне думается, что благодаря пленэрам появились и столь зрелые произведения как «Вишня» или «Капуста». И как изыскан «Чеснок», как пластичны его изломы, как утонченно торжественен, казалось бы, простой натюрморт! Что могло привлечь и восхитить художника в столь привычных огородных персонажах? Какая причина заставила его взять кисть и с удовольствием приступить к написанию столь скромного овоща, как капуста? Иван Федотов будто специально демонстрирует нам, что сама природа порой дарует фантастические сюрпризы! Он не придумывает никаких экстраординарных названий натюрмортам, в коих запечатлены, надо сказать, изысканно живописные овощи и фрукты. Простое, обыденное название: «Капуста». Натюрморт? Более хочется обозначить другим термином — композиция. Красивая, абсолютно зеленая, с разнообразнейшими нюансами основного цвета, только-только с грядки капуста, существующая в пространстве лета. На ее листьях чудные капли росы; простая капуста, а сколько нежности и разнообразия в зеленом цвете, и мы в дар нашему восприятию получаем ощущение свежести и красоты привычного огородного овоща. Ищите гениальное в простом. В его первых работах заслуживает уважение, прежде всего, то, что Иван ставит серьезные задачи, выбирая жанр. Например, портрет — через принадлежность к профессии он раскрывает образ портретируемого. Это видишь в портрете актрисы или в другой работе, на которой молодая особа примеряет шляпку. И в пейзажах этой поры — огромная работа художника, пишущего с натуры, что замечательно тренирует не только профессиональные качества, но и развивает память и наблюдательность. Далее начинается нелегкий путь, путь всех, кто настойчив в поиске самовыражения. В минувшем веке понятие «художник» было понятием исключительно мужским, поскольку это «не профессия, образ жизни». В этом заключении присутствовала некая жертвенность в пику «обывательской» жизни. Сейчас Союз художников России заполнен прекрасной половиной, поредели мужские ряды. Иван Федотов — художник XXI века, в котором приносить себя в жертву не рекомендуется, служение музам не поглощает жизнь полностью — в ней должна присутствовать и некая составляющая, материальная удовлетворенность. Его судьба сравнима с художниками XX века только в том, что жизненно необходимые решения он должен принимать самостоятельно, одним словом, надеяться только на себя. Успехи и ошибки — его личная привилегия. Но в отличие от предшественников он не может себе позволить «забыться» в ответ на государственную заботу. Бесплатных мастерских, творческих дач и плановых закупок государством художественных произведений, увы, нет. Поколение идеологического реализма, как принято называть период советского искусства, надо признаться, не вопреки, а благодаря выстроенным отношениям между государством и творческой личностью могло себе позволить писать картину в течение нескольких лет, и благодаря этой помощи весомая часть советского искусства составляет наше национальное богатство. Не могу удержаться от небольшой ремарки: никто не врывался к ним в мастерские и не требовал писать марксов и лениных, так же, как и «светлые утра социализма и грядущего коммунизма», выбор темы был исключительно личным. Такие корифеи, как Гелий Коржев, Виктор Иванов, Виктор Попков, Павел Никонов и многие-многие другие создавали свои произведения в согласии с совестью. У Ивана Федотова, как и у его современников, таких привилегий нет, как нет и необходимого набора материального минимума для свободного воплощения замыслов, как нет и страстных коллекционеров современного искусства. Покупают из желания отнести себя к классу привилегированному, из чувства «хорошего тона», но, увы, в этих случаях покупатель всегда уверен в непогрешимости собственного вкуса. Чувство свободы весьма относительно во всех сферах жизни, оно более — утешительный приз, когда начинаешь оценивать собственную непогрешимость. «Вечер». В этой работе меня удивило, что молодой художник смог передать состояние будто надвигающегося мира. Волшебно красивый закат, огромный тревожный, магический, завораживающий. Образ девушки не отстраненный, а родившийся из сада сирени. Она осторожно и встревоженно входит в этот мир, в предчувствие заката. Конечно, это мое прочтение картины, и я понимаю, что оно далеко от замысла художника. Но чем замечательно искусство такого рода, будь то музыка или живопись, или поэзия: завораживает само произведение, его красота, без конкретики, никаких литературных связей. Такое искусство притягивает тем, что ты становишься соавтором. Например, произведения «Под музыку Морфея», «Закат», «Ночная прогулка». В них женщины тоже странные создания, они гипнотизируют вас и завлекают в мир совсем нереальный. Их образы рождаются из эфемерной стихии, красивой и загадочной, и опять же погружают вас в цветовые аллюзии. Девушки появляются из среды, куда они погружены в своих ощущениях, которые и есть камертон их бытия — все эти картины из мира грез модернистской эпохи. Женские образы не имеют конкретных прототипов, хотя, безусловно, причина написания каждой картины существует. В его творчестве самовыражением стала живопись как раскованное подсознание, определенное рамками диктующей композиции. «Берилловая увертюра» состоит исключительно из стихии цвета — музыкальное откровение, выраженное в красках. В таком действии, как обычное таяние снега, кто-либо из нас вряд ли смог бы увидеть бесконечную, изысканную красоту — в каком-то небольшом определенном куске увидеть нечто восхитительное, заставить удивиться слякоти ранней весны? Желание описать произведения словами всегда тривиально, иногда не хватает воображения и слов. Научиться видеть! Не зря в свое время это было главным в преподавании изобразительного искусства или, как писали в дневниках, уроках рисования, — должны были учить этому детей. Вот два романтических живописных откровения художника, два состояния природы переданы исключительно в красочных ощущениях: «Первый день лета» и «Последний день лета» можно объединить как диптих. Прохладные аккорды синего присутствуют в «Первом дне лета» и теплые, едва уловимые намеки на приближающуюся осень «Последнего дня». Лето — это особое состояние, ожидаемое, оно полно красок и чувств, а впереди грядет долгая-долгая зима, в которой в большей степени присутствует черно-белая графика... Мне думается, если бы художник Федотов не изнурял себя упорно в поездках на пленэр, что необходимо для восполнения эмоциональных потерь, вряд бы у него получалось разнообразно передавать тончайшие нюансы в живописи. Художник ведет нас за собой в лабиринты разных чувств, мир порой ускользает, вибрирует, как движение льда в его картинах, как таяние снега. «Оттепель», «Весеннее противостояние» — как замечательно тонко он смог в них передать многообразие изысканных граней весны. Произведения построены исключительно на тонких наблюдениях за изменчивой природой. Конечно же, в его творчестве существуют произведения, в коих он пытается передать свои фантазии, опыт ощущений не имеющих прямых аналогов в природе, в окружающем бытии. Их задача — создать живописный аналог эмоциональному состоянию исключительно художественными средствами, работая с фактурой, цветовыми замесами. Важно найти и понимающего зрителя. Такие работы эквивалентны чувству, сиюминутному состоянию, которое рождается независимо от умозаключений, анализа, упаси бог, литературного опыта. Художник, принося их на выставки, для себя желает почувствовать обратную связь, рассчитывает на личные ассоциации зрителя. Он знаком с классиками начала минувшего столетия, что не писали кистью и красками — создателями объектов, инсталляций, предметов фабричного производства и т. д. И у нас есть опыт знакомства теперь уже с классиками, что пытались вызвать у зрителя галлюцинации, создавая всяческие неожиданные шедевры, используя самые невероятные материалы. Они отказывались от традиционной кисти, воспроизводя действия, так называемые фроттажи, граттажи, дриппинги... Изыскивать подходящее определение творчеству Ивана Федотова не берусь, но то, что ему ближе всего эпоха модерна, очевидно. Неплохой ориентир для молодого художника. Но если говорить о пристрастиях в русском изобразительном искусстве, непременно все укажет на Серебряный век, его эстетические, философские, программные постулаты. Картина «Время охоты» — ее художественное решение монументально. Созданный образ как иносказание к амурским петроглифам, самым древним свидетельствам пребывания человека на Дальнем Востоке, безусловно, естественным образом связан с охотой и рыболовством. В картине золотая дальневосточная осень как определение времени охоты, но не существует героя, существует некая данность. Данность не имеет различий, мужчина или женщина, скорее символ. Этот символ, на мой взгляд, ближе к реке Амазонке, менее всего ее следует искать в амурских необжитых тальниках. Художнику Ивану Сергеевичу Федотову от роду 33 года. Наработанное им заставляет согласиться с очевидным: он успел прожить достаточно глубокую творческую жизнь. Мною названа совершенно малая толика его творческого потенциала, потому не хочу славословить, что много-много впереди. Существует неоспоримое — талант ответственен за потерю упущенного времени, в этом упрекнуть Федотова невозможно. Он естественен в своем созидании: в его работах чувствуется потребность просто писать, не замахиваясь на «нетленку» и не желая угодить. Заслуживает уважения и его желание встречаться со зрителем. На художественные выставки он приносит не менее десятка живописных произведений, но потрясает не трудоспособность молодого художника, а заключенное в произведениях неистощимое воображение. Опять вернусь к произведениям с конкретными названиями — «Чеснок», «Груши», «Гранаты»... Тот же Иван Федотов, та же свободная кисть и желание максимально подчинить живопись нюансам цветовых ощущений. Цвет как аналог чувств. Произведения немного соотносятся со старыми мастерами — естественно, нет никакого сравнения в манере и приверженности Федотова к их письму, но есть отношение к живописи, как к материальному феномену, что работает на наши чувства. Словно автору хочется воскликнуть: «Будьте внимательны, казалось бы, к совсем обыденным предметам. Посмотрите! Как изощрен их создатель!» И, что также отличает нашего автора от иллюзионных произведений Хруцкого, он сам готов создавать красоту, соотнеся ее с привычно установленным статусом. Ему хочется сделать жизнь насыщенной, живой, он сам создатель своих воображаемых миров. Потому его груши, чеснок или капуста так эстетично привлекательны, и автор намекает нам: учитесь созерцать, быть может, это и научит нас любить то, что получено даром. Вот «Куст сирени» — произведение, состоящее из двух частей. Куст сирени — частность, но будто вмещает целое мироздание. Части диптиха составляют целое из воздушной среды цвета; разъединив ее на две части, художник играет пространством красочной среды, пространством цветущей весны, поскольку диптих посвящен этому замечательному времени. Это полотно заведомо готово находиться в пространстве постоянного присутствия человека необходимой эмоциональной поддержкой. Почему именно сирень покоряет и художников, и любителей искусства? Всем известна «Сирень» Михаила Врубеля. Она сложна творением самой природы, конструктивностью мелких лепестков и нежностью цвета. Большому мастеру несложно запечатлеть, повторить самые мелкие детали, но сложно передать ее запах, пластическую красоту, в итоге поспорить в создании образа с Творцом. И «Куст сирени», и «Наступление весны» Федотова содержат чувство обновления, начало новой счастливой жизни. Наверное, именно художник может в силу своей наблюдательности и почти осязаемого восприятия передать нам весну в ее ароматном великолепии цветущей сирени, в прозрачной чистоте воздуха... Красота весны в душе ожидающего ее — именно такие ощущения замечательно переданы в работах «Оттепель» и «Наступление весны». В изобразительном искусстве создают направление единицы. Что касается молодых дарований, дай бог им обрести собственную манеру, узнаваемый стиль. В истории искусства большинство талантливых художников, покоривших лучшие музеи и, естественно, зрителей, относятся к последним. Иллюзия обмана более всего присутствует в рядах тех, кто числится в креативно современных, рассчитывает на некомпетентность зрителя, ловко маскируется под авангардные течения: гораздо честнее те, кто умело владеет навыками технического свойства и создает незабвенные произведения, ориентируясь исключительно на рынки потребителя «прекрасного». Постскриптум. Иван Сергеевич Федотов, тридцати трех лет — свободная талантливая личность. Его произведения легко узнаваемы на художественных вернисажах, и, что заслуживает особого уважения, молодой художник не ограничивается регионом, к которому условно прикреплен как член Союза художников РФ. Можно уже говорить и о его манере как живописца, о свободном самовыражении, качестве, о котором не всем удается заявить. Его независимость в суждениях и поступках, быть может, раздражает многих братьев по кисти. Независимость, исключительность — это свойство таланта, но тем не менее существуют и границы условности и свободы. Быть свободным замечательно! Но есть еще и материальная независимость как часть необходимой свободы. Она посещает редко и чаще, увы, поздно! И главное. В какое будущее зовет современное искусство и какое оно? Татьяна ДАВЫДОВА |
|||
|