Приключения Доминика Мартина на Дальнем Востоке России

Доминик Мартин. Вахта на плоту. Июль 2010Как британский ученый почти стал старообрядцем

There’s so many different worlds
So many different suns
And we have just one world
But we live in different ones
Mark Knopfler

Мир из разных величин,
В нем много разных звезд.
Нам ясно — мир един.
Что же НАШ мир так непрост?

Марк Нопфлер
(перевод Ирины Емец)

Доминика я знаю давно. В конце октября 2009 года мне позвонила известный историк старообрядчества из Бурятии Светлана Валерьевна Бураева и спросила, смогу ли я принять в Хабаровске молодого исследователя из Великобритании, показать ему старообрядческий храм, рассказать о дальневосточных староверах. Я согласился без колебаний, и она сообщила мне дату прибытия поезда и номер вагона. Так началась моя многолетняя дружба и научное сотрудничество с Домиником Мартином — философом, этнографом, исследователем России и настоящим человеком мира.

Постигая мир старообрядцев

Сейчас, по прошествии ряда лет, Доминик имеет ученые степени магистра и доктора философии в области социальной антропологии в Королевском колледже в Кембридже. В 2017–2018 годах он преподавал в Высшей школе экономики Санкт-Петербурга, в 2018–2020-х был докторантом-русистом в Центре международных и региональных исследований Макмиллана и лектором по антропологии в Йельском университете. В качестве приглашенного исследователя работал в Калифорнийском университете в Беркли, Научном центре социальных исследований в Берлине, являлся членом Японского общества содействия науке в Токио.

Исследованиями старообрядчества в России Доминик начал заниматься еще в студенчестве, когда учился в Королевском колледже. Его академический интерес был связан с Дальним Востоком России. Сам ученый вспоминал в 2010 году об этом так: «Мой научный руководитель, известный в Кембридже профессор антропологии Каролина Хамфри много писала о Бурятии, где у нее много знакомых. Первый раз она приезжала туда в 1968 году и три летних месяца жила в колхозе в Селенгинском районе. Тогда она изучала монгольскую и бурятскую культуры. Второй раз, в 1990-е, объектом ее исследования были изменения в жизни людей в Сибири в постсоветский период. Тогда же Каролина Хамфри побывала в нескольких старообрядческих селах Бурятии. И когда несколько лет назад я рассказал Каролине о своем интересе к традициям русских староверов, она сказала, что эти традиции лучше всего сохранились в Бурятии и что она сама видела этих людей, которых здесь называют семейскими».

Здесь уместно напомнить, что, по мнению исследователя середины ХХ века С. А. Зеньковского, старообрядчество в России представляет собой самое значительное религиозное движение русского народа. Современный философ М. О. Шахов считает, что старообрядчество — это общее название русского православного духовенства и мирян, отказавшихся принять реформу, предпринятую в XVII веке патриархом Никоном, и стремящихся сохранить церковные установления и традиции древней Русской православной церкви. Старообрядчество всегда оставалось хранителем традиционных православных духовных ценностей — соборности, личности, общинности, общественного блага. Историк древлеправославной (старообрядческой) церкви Ф. Е. Мельников полагал, что старообрядчество есть «не ересь, не раскол и не секта, а чистое, вселенское православие, но вправленное в русскую самобытность».

По теме старообрядчества в современной России Доминик написал диссертацию. В ее основу легли двухлетние этнографические и архивные исследования Русской православной старообрядческой общины в Большом Камне Приморского края.

Семья МартинПритягательность России

Доминик Мартин родился и вырос в небольшом поселке под Глазго в Шотландии, как бы мы сказали, в интернациональной семье. Его отец — ирландец, а мать — шотландка. Оба получили высшее образование в Шотландии. Первую исследовательскую работу Доминик написал в 5-м классе. Увлекся историей. После школы поступил в один из самых престижных в мире университетов по специализации «Этнология». Заинтересовался феноменом старообрядчества. А так как люди этого вероисповедания живут в основном в России, то ему пришлось ехать в нашу страну. Как вы уже помните, впервые Доминик оказался вдалеке от своего дома, на дальневосточных просторах в 2009 году в возрасте 24 лет.

Вот как он рассказывал об этом периоде своей жизни в 2016 году.

— Как родители отпускали вас в столь молодом возрасте в такие далекие и долгие путешествия?

— Они знали, что время учебы — это хорошая возможность побывать в другой стране. Моему отцу всегда была интересна Россия, поэтому он даже чуть-чуть завидовал моей возможности приехать сюда. Мама, конечно, переживала. Но есть интернет и телефон, мы часто общались.

Когда я вернулся первый раз из России, показал родителям фотографии, рассказал, с какими замечательными людьми познакомился, поэтому они больше не переживают, отпуская меня сюда.

— Расскажите о родителях. Кто они по образованию, по профессии?

— Маму зовут Лили. Она окончила институт в Шотландии, преподает английский язык. Папа — Андрей — окончил тот же институт, работает в муниципальной администрации в отделе здравоохранения.

— Значит, по-русски вас можно звать Доментиан Андреевич?

— Да.

— Что вас подтолкнуло стать ученым?

— Трудно сказать. Во-первых, меня поощряли на это родители, поддерживали мои интересы. Во-вторых, интерес возник в процессе получения образования. С самого первого курса было тесное общения с профессорами: один на один или в малых группах. Это очень интересно, когда есть возможность взаимодействовать с учеными. У меня был очень хороший учитель! Я начал заниматься наукой еще во время обучения в университете. Но думал: «Закончится учеба и все закончится? Я с этим не согласен!» Мне понравилась эта жизнь, общение с интересными людьми. Перед тобой открывается масса возможностей! И я захотел продолжить.

Не было такого момента, когда пришла мысль: «Вот, хочу стать ученым». Но, находясь в этой среде, я втянулся, все время этим занимался и, в конце концов, когда мне исполнился 31 год, стал кандидатом наук.

— Почему молодежь Англии занимается наукой?

— Потому что это интересно, действительно интересно!

— Мне непонятно, что это за учеба такая, когда студент может себе позволить по полгода путешествовать по миру и не приходить на занятия? Объясните.

— Когда я приезжал в Россию, то учился уже в аспирантуре. Для путешествий мне надо было написать заявку на грант, средства которого пошли на разработку исследования. Я написал, что хочу изучать старообрядчество в России и получил грант. В 2009 году побывал на Украине, в западной России, в Бурятии. Тогда же впервые приехал на Дальний Восток и познакомился с отцом Елисеем, который предоставил возможность поработать в древлеправославном архиве и дал много другого ценного материала. Я написал отчет и получил еще один грант на поездку 2010 года. Позже все это вошло в мою диссертацию.

Если в Англии студент занимается исследованиями, у него есть возможность путешествовать по миру.

Прогулки по Хабаровску

Доминик осуществил три миссии на российский Дальний Восток. Во время первой поездки в течение трех месяцев изучал русский язык в Санкт-Петербурге, затем отправился в этнографическую экспедицию на Дунай на Украине, а в октябре 2009 года впервые приехал в Забайкалье. В то время молодой исследователь еще находился в научном поиске и только начал собирать материал для своей будущей диссертации.

Именно после полевой работы кембриджского аспиранта Доминика Мартина среди староверов Бурятии я и познакомился с ним на перроне вокзала. Выяснилось, что в Хабаровске Доминик мог оставаться не более трех дней. Тот октябрьский вечер выдался теплым, слегка моросило. Мы направились пешком вдоль Амурского бульвара, к набережной Амура. По пути зашли на городской рынок, в рыбных рядах купили свежую кету-икрянку, немного овощей и фруктов. Когда добрались до берега Амура, стало совсем темно. Но даже при таком освещении амурская ширь восхитила Доминика. Ему раньше не приходилось видеть ничего подобного.

Добравшись до своего дома, я приготовил красную икру-пятиминутку и пожарил кету с картошкой. Вечерняя трапеза прошла за разговорами о британской популярной музыке 1960–1970-х годов. Выяснилось, что мои музыкальные предпочтения совпадают с музыкальными вкусами его отца, что сам Доминик несколько лет назад играл в студенческой блюз-группе. В следующие дни британский гость побывал в краевом музее им. Н. И. Гродекова, Дальневосточной государственной научной библиотеке, где участвовал во встрече хабаровской молодежи с американским лектором и донес до него свою точку зрения на «ирландский вопрос». Конечно же, мы много гуляли по историческому центру города. Пока я был до обеда на службе, он самостоятельно осматривал городские достопримечательности. К сожалению, не удалось посетить старообрядческий храм, и мы лишь посмотрели на него издалека, но в целом эти дни оказались весьма насыщенными впечатлениями. Хабаровск Доминику понравился, он чувствовал себя комфортно, сделал множество фотоснимков на память.

Доминик рассказывал о своих исследовательских планах, и я посоветовал ему отправиться в Приморский край, в старообрядческую общину, которую окормлял о. Елисей Елисеев, конечно же, предварительно получив согласие священника. Доминик воспользовался этой неожиданной возможностью и, как показала его дальнейшая академическая судьба, не прогадал. Благодаря жизни в общине он окончательно утвердился в своих представлениях о диссертации и дальнейших академических задачах на несколько лет вперед. В знак признательности за мое гостеприимство Доминик подарил книгу на русском языке, которую купил в одном из книжных магазинов Хабаровска. Это был том Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец». И пригласил меня посетить Шотландию, что я и сделал в августе 2011 года.

Летний лагерь «Золотой лампас». Приморье. 2016Зеркало глаз

Дальнейший путь Доминика лежал в сторону Владивостока. Пункт назначения — город Большой Камень, где располагался церковный архив, получивший впоследствии название Древлеправославный Иркутско-Амурский архив (ДИА) Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ). Доминик не первый исследователь, обращавшийся в эту старообрядческую общину. Поэтому причин отказывать в общении и работе в архиве у ее настоятеля не было.

Отец Елисей решил сам встретить гостя на железнодорожной станции. Доминик несколько удивил его: молодой, с взъерошенными волосами, небритый. С дешевенькой сумкой, в потертых джинсах... По виду типичный большекаменский парень. Разговор между священником и исследователем сразу пошел откровенный. Доминик попросил пожить в церковной среде, посмотреть, поработать. Священник рассказал ему об основных законах общежительства, британский аспирант пообещал быть внимательным и не нарушать правил семьи и общины. Отец Елисей вспоминает: «На этом и сошлись. Скажу, что Мартин оказался весьма хорошо воспитанным молодым человеком, которого быстро полюбила моя семья и многие христиане. Все договоренности он выполнил и перевыполнил».

Доминик занимался своими исследованиями в Большом Камне и поселке Шкотово. При этом сам стал предметом изучения. Отец Елисей писал историю приезда к ним исследователя из Великобритании, брал у него интервью, практиковался в разговорном английском. Приморский священник вкладывал свой смысл во взаимодействие с человеком из британской академической среды: «С Домиником, как и с другими исследователями, наша община, наша семья исследует себя, смотрит на себя глазами „постороннего человека“, „взглядом со стороны“. Это очень важный и ценный опыт. Общение с Домиником тогда и сейчас позволяет смотреть на себя через зеркало его глаз. Это отражается и в бытовых вопросах, и в научно-исследовательских аспектах».

В 2010 и 2016 годах Доминик жил в Приморье по нескольку месяцев, стал участником религиозных и общественных событий. Вот лишь некоторые из них: церковные праздники, походы детского лагеря «Золотой лампас», экологический сплав по рекам Шкотовского района, молодежный фестиваль «Вектор», фестиваль байкеров в бухте Шамора, исторический морской заплыв — преодоление вплавь залива б. Андреево (от носа м. Седловидного до пирса с. Андреевка). По воспоминаниям священника, Доминик «соглашался на все, что предлагали ему христиане, в том числе, мои дети. Потому он и стал близок нам. Реально близок. Мы подружились с ним и полюбили его».

Работа над собой

Летом 2010 года британский аспирант вновь приехал в Забайкалье. Доминик побывал у белокриницких старообрядцев в селе Ягодном, ездил в Иркутск, где работал в архивах. Вместе с участниками паломничества от Читы до места ссылки в XVII веке протопопа Аввакума в Нерчинске сплавлялся больше недели на самодельном плоту по восточносибирским рекам Ингода и Шилка. Переносил все тяготы путешествия по воде, будь то жара или затяжной дождь, нес вахты по управлению плотом, участвовал в совместных молитвах, играл в футбол на стоянках, исследовал встречавшиеся на маршруте поселения, знакомился с жителями Восточной Сибири. На мой взгляд, здесь в полной мере проявилась важная черта британского исследователя — свойственный молодости здоровый авантюризм.

В 2010 году произошло важное и необычное для ученого событие, на которое стоит обратить внимание. В силу сложности академической задачи Доминик Мартин считал необходимым соблюдать все предписания и строгие ограничения, характерные для жизни христианина-старообрядца. По нескольку раз в день он читал молитвы на старославянском языке, посещал церковные службы староверов, выдерживал пищевые ограничения во время постов, полностью отказался от алкоголя и курения. Более того, аспирант из Кембриджа прошел «чин оглашения» в Русской православной старообрядческой церкви, то есть стал как бы «кандидатом на крещение», проходящим ознакомление с учением старообрядчества.

Оглашение считается состоянием подготовки к крещению. Человек может молиться и присутствовать на богослужениях, но волен сам выбирать, креститься ли ему или нет. Так британец Доминик Мартин стал Доментианом Мартияном. По Забайкалью и Дальнему Востоку исследователь путешествовал вместе со своим наставником о. Елисеем, и тот отмечал успехи Доментиана: «за то небольшое время, что он находится здесь, он не только изучил русский язык, но и на славянском читает лучше многих наших староверов!» Но для него это была не только научная работа, но и «работа над собой».

Доминик так говорит о своем религиозном чувстве: «По крещению я, как и мой отец, католик. Мама у меня протестантка. Нельзя сказать, что еще год назад я был в полном смысле верующим человеком. Одно дело, когда ты только один раз в неделю по воскресеньям приходишь в церковь, а дальше у тебя начинается обычная жизнь, и ты забываешь о Боге. И совсем другое, когда ты живешь здесь, постоянно молишься. Каждый вечер мы беседуем о Боге с отцом Елисеем, вместе читаем священные книги. Идет постоянный непрерывный философский процесс, в котором ты на самом деле ищешь ответ на вопрос о том, что такое Бог, что такое вера, какое ты занимаешь положение по отношению к Богу и как ты сам можешь что-то сделать для Него? Я точно могу сказать, что после приезда в Россию моя вера значительно укрепилась! Я очень уважаю людей, с которыми я здесь общаюсь. Я очень благодарен им за то, как приняли меня, как они открыты и откровенны, за то, что они мне дают. Я, по сути, чужой человек, стал для них своим».

Доминик не считает большой проблемой исполнение ограничений старообрядчества. «Я, конечно, раньше пробовал курить, но мне это не нравится. Сейчас я не курю. Что же касается ограничений в еде, то, например, сегодня мы постимся, не едим мяса. Но рыбу есть можно! На мой личный вкус я предпочитаю рыбу мясу, а также овощи и фрукты. Отец Елисей и раньше говорил мне, что не так уж трудно жить по этим законам, и я в этом сам убедился».

Гораздо сложнее для британского исследователя было принять концепцию его новых друзей, которая заключается в том, что «древлеправославие» — это истинное христианство, которое сохранилось в чистоте только в традициях старообрядцев. «В английском языке нет различия между словами „правда“ и „истина“, у нас для обозначения этих понятий есть только одно слово truth. Но истину ищут все люди, и в Англии люди тоже хотят знать, что такое истина. В этом смысле у отца Елисея и таких людей, как он, очень сильная позиция. Я не говорю, что я согласен со всем, что они говорят, но мне сейчас трудно спорить с этим. Особенно когда я сам вижу, как эти люди стараются жить настоящей христианской жизнью».

Епископ Внифантий и участники паломничества Чита – Нерчинск. Июль 2010Яркие страницы жизни

Осенью 2010 года Доминик возвратился в Великобританию. В академических кругах Кембриджа восхищались его способностью организовывать столь длительные поездки по России. Его считали едва ли не рекордсменом среди аспирантов по количеству семестров, проведенных в этой стране. В 2016 году, обладая новым академическим статусом PhD, Доминик из Санкт-Петербурга отправился по Великому Сибирскому железнодорожному пути на Дальний Восток. Остановился на несколько дней в Хабаровске. В этот раз ему повезло больше: он посетил богослужение в Покровском старообрядческом храме, пообщался с хабаровскими старообрядцами. И, как в первый раз, отправился в Приморье на все лето. Его очередная научная миссия была наполнена встречами, работой в архиве, посещением новых мест.

Доминик вел здоровый образ жизни. Научился играть в одиночный волейбол — «американку», и в первом же «международном турнире» в с. Суходол взял первое место, выиграв шесть из шести игр. Когда останавливался в суходольском храме, каждое утро совершал пробежки по лесным дорожкам, а вечерами делал заплывы в море. Доминик участвовал в экологических акциях филиала ДВФУ, в том числе по сбору пластиковых бутылок, изготовил из них индивидуальный плот для себя и в экстремальных условиях сплавился по реке Шкотовке.

2016 год стал для него плодотворным. Доминик участвовал в научно-практической конференции в Санкт-Петербурге, встречался с учеными Хабаровска, съездил в п. Терней, с. Вольно-Надеждинское, Владивосток. Написал ряд публикаций для электронной прессы Кембриджского университета. Записал несколько часов интервью и толстую тетрадь дневниковых наблюдений, дал интервью местным СМИ.

В завершение рассказа о приключениях Доминика на российском Дальнем Востоке нужно рассказать об одном курьезе, произошедшем с ним в предпоследний день пребывания в России. Летом 2016 года Большекаменский центр научно-исследовательских инициатив (БЦНИИ) организовал ряд публичных встреч жителей Большого Камня с учеными. Прошла встреча и с исследователем из Кембриджа, ведь в Большой Камень не каждый день приезжает коллега из Великобритании. На встречу приехали жители Шкотовского района и города Артема. 31 августа в городской библиотеке имени Ладынского Доминик в течение двух часов общался с многочисленными слушателями. Встреча закончилась, но собравшиеся не хотели расходиться, они фотографировались, продолжали разговор с ученым. Но потом случилось непредвиденное.

Откуда было знать организаторам, что 1 сентября судостроительный завод «Звезда» в Большом Камне ожидает высоких гостей из Москвы? Непосредственный очевидец этого события о. Елисей вспоминает об этом недоразумении так: «Чистое совпадение! Спецслужбы проявили дополнительную (может быть, чрезмерную) бдительность и на всякий случай (превентивно) препроводили иностранного гражданина в полицию для опознания личности. После проведения процедур „знакомства“, которые длились сравнительно недолго, Доминик Мартин с извинениями и объяснениями был отпущен. В этот же день он уехал в Артем и далее — на свою родину». Наверное, офицеры пытались найти ответ на вопрос, что делает британец на окраине Приморья, ведь само по себе напрашивается: где Кембридж, а где Большой Камень? Оказывается, и такое может случиться с британским академическим исследователем в России.

Молодые приморские старообрядцы, которые активно ведут научный поиск в Большом Камне, считают Доминика ярким примером неформального отношения к знаниям. Они видят в нем личность, которая требовательно относится к себе как к исследователю, способна зажечь жажду познания у других и увлечь их романтикой будущих путешествий.

Сегодня академическая работа Доминика касается взаимосвязи между постсоциалистической жизнью и преобразованиями экономики и общества, последовавшими за окончанием холодной войны в приграничных районах России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Его исследовательские интересы касаются религиозного возрождения и диаспор (старообрядчество), ритуалов и традиций национализма и милитаризма (монархисты и казаки), связей между казачеством и старообрядчеством, «закрытых городов» и моногородов, русско-японских отношений, российских корпораций и государственного капитализма.

В заключение хочу привести слова русского старообрядческого священника о. Елисея Елисеева, который долгое время общался с Домиником: «Я всегда стараюсь быть благодарным Богу за то, что он дает нам. Благодарен ему и за то, что он свел нас с британцем Домиником Мартином. То общение, которое у нас было и есть — яркая страница в нашей жизни. И хорошо, если общение и совместная работа получат продолжение. В каком формате и в каком направлении будет продолжаться или развиваться наше сотрудничество — пусть это остается в области воли Божией, я с радостью приму любые его благословения».

Иван ШЕВНИН
Фото автора