Историко-документальный выставочный проект «Национальная мозаика Хабаровского края»Самобытная культура народов Амура давно уже стала своеобразным штрихкодом. По нему о нашем регионе узнают в самых далеких странах. Благодаря носителям вокальной и танцевальной культуры, представляющим свое искусство на международных фестивалях, и произведениям мастеров, которые украшают коллекции крупнейших музеев России, Японии, Германии, Канады, большой мир узнает об особой культурной традиции Хабаровского края. Этой теме посвящен уникальный историко-документальный выставочный проект «Национальная мозаика Хабаровского края», подготовленный сотрудниками краевого государственного архива. «Каждый народ, даже самый маленький, — неповторимый узор на ковре человечества». Эти слова принадлежат известному писателю Чингизу Айтматову. Благодаря сохранившимся архивным документам и фотографиям, размещенным на выставочных стендах в Хабаровске в сквере Семьи, Любви и Верности стадиона имени Ленина, можно узнать интересные документальные факты из жизни коренных этносов нашего края. В XIX — начале ХХ века уровень развития коренного населения был очень низким, а основным источником существования являлись охота и рыболовство. Большинство народов вели оседлый и полуоседлый образ жизни. Оседлые — нанайцы, нивхи, ульчи, негидальцы — жили в землянках, полуземлянках или в деревянных лачугах. Удэгейцы и орочи кочевали. Когда началось освоение Дальнего Востока русскими, положение коренных жителей изменилось: развивались товарно-денежные отношения, охотники и рыбаки поставляли на рынок пушнину, оленину, рыбу. Появились и новые отрасли хозяйственной деятельности — огородничество, земледелие, скотоводство. Важной вехой в истории развития коренных народов Амура стала первая всеобщая перепись населения 1897 года, позволившая установить их точную численность и места проживания. В конце ХIХ века важную роль в жизни народов Севера и Приамурья играла церковь: на смену языческим верованиям приходило православие. Миссионеры прививали туземцам русскую культуру, делали первые шаги в их образовании. Среди документов, представленных в экспозиции «Национальная мозаика Хабаровского края», метрические записи. Самые ранние относятся к 1831 году и свидетельствуют о принятии коренным населением христианства. На Дальнем Востоке государственное устройство и решение вопросов об улучшении быта коренных народов Севера началось только после окончания Гражданской войны, интервенции и установления власти Советов на местах. Согласно переписи населения 1926 года, общая численность коренных народов на российском Дальнем Востоке была 39 088 человек, что составляло 18,08 % от общей численности населения региона. Важнейшей особенностью государственной политики советской власти по отношению к коренным народам являлось не только сохранение их численности, но и качественное изменение культуры, быта, образа жизни. С этой целью был образован ряд специальных структур: в 1923 году создан Дальневосточный комитет содействия народностям северных окраин, в 1924 году при Президиуме ВЦИК РСФСР образован Комитет содействия народностям Севера. Документы 1920–30-х годов свидетельствуют, что собственно этот период и является временем коренного изменения их социальной и культурной жизни. К наиболее значимым относятся материалы Первого туземного съезда Дальневосточной области. Он проходил в Хабаровске в здании Дворца труда с 15 по 19 июня 1925 года. Именно здесь впервые сумели собраться вместе разрозненные туземные племена, проживавшие в 1920-х годах на обширной территории Дальнего Востока. На выставке есть фотография делегатов съезда под председательством Яна Борисовича Гамарника. Представители народов Амура, избранные соплеменниками на туземных районных съездах, приняли самое активное участие в работе съезда. «Товарищи! Сегодня впервые на Дальнем Востоке, впервые в истории советского строительства под защитой законов Советской власти собрались распыленные по окраинам Дальнего Востока туземные племена для того, чтобы свое дело, свою жизнь строить по-новому и самим — применительно к укладу жизни в тайге, по тундрам и горам», — прозвучало в одном из докладов. В социальной сфере большое внимание уделялось образованию. В эти годы повсеместно начали работать школы и интернаты. Ключевым событием стала разработка национальной письменности. Культурно-просветительную работу школ и интернатов дополняли красные юрты, красные уголки, культурные базы, избы-читальни. Заведующая красной юртой легендарная Александра Петровна Путинцева запечатлена на фотографии среди делегаток на праздновании 8 Марта в Нижних Халбах. Неоценима роль и другой женщины, отстаивавшей права сородичей уже в конце XX — начала XXI века, — Евдокии Александровны Гаер, уроженки Нанайского района, выпускницы Хабаровского государственного педагогического института, кандидата исторических наук, научного сотрудника Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока (Владивосток), где она работала с 1969 по 1989 год. Гаер была народным депутатом СССР, депутатом Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, заместителем председателя комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов. Ей присвоено звание почетного гражданина Хабаровского края. Нанайцы, с XVII века известные как гольды, самый многочисленный народ. По данным переписи населения Хабаровского края, в 2010 году их численность составляла 11 009 человек. Нанайцы были прекрасными охотниками, но первостепенное значение в их жизни имело рыболовство, а осенний ход рыбы лососевых пород на нерест всегда становился основным событием. Сегодня значительная часть представителей этого народа говорит на русском языке, однако только в 1931 году был разработан нанайский алфавит, в 1963-м их письменность перевели на кириллицу. В Государственном архиве Хабаровского края сохранилось издание православного миссионерского общества 1884 года — «Святое благовествование от Матфея» на гольдском языке в переводе священника Прокопия Протодиаконова. Среди особо ценных документов — записи из метрической книги гольдской миссии 1892 года, запечатлевшие факты добровольного присоединения гольдов к христианству и изменение имен (например, Ойбака — Ирина, Латари — Наталья, Насака — Елена). На выставке представлены фотографии из личных фондов составителя первого большого нанайско-русского словаря Сулунгу Николаевича Оненко, зачинателя нанайской литературы Акима Самара, сделавшего очень многое для ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Со временем в среде нанайцев сформировалась национальная интеллигенция, широкую известность далеко за пределами Дальнего Востока получили писатель Григорий Гибивич Ходжер, певец Кола Бельды. А слова нанайского поэта Андрея Пассара выражают мысли не только его народа: ...Но чье бы крыло Древний народ нивхов живет в низовьях Амура и на севере острова Сахалин. Первые сведения о его представителях, названных русскими землепроходцами гиляками, появились в XVII веке. Сегодня земля нивхов — Николаевский и Ульчский районы. Всего же, по данным переписи 2010 года, в Хабаровском крае проживает 2 149 нивхов. В экспозиции представлены исторические документы: метрическая книга 1881 года с записями о родившихся гиляках, фотография гиляцкого семейства. Жизни нивхов посвятил свои произведения основатель нивхской литературы Владимир Санги. Среди тех, кто изучал историю этого народа, составитель первых русско-нивхского и нивхско-русского словарей Чунер Михайлович Таксами. Он родился в селении Кальма Тахтинского района (ныне Ульчский), затем жил в Санкт-Петербурге. В архиве хранится личное дело исследователя. Кроме того, на выставке представлены фотографии Центра культуры коренных малочисленных народов Севера и Нижнего Амура в Николаевске-на-Амуре, деятельность которого направлена на сохранение нивхской культуры. Одна из страниц «Национальной мозаики Хабаровского края» посвящена дальневосточному композитору Николаю Николаевичу Менцеру. Среди документов его личного фонда есть уникальные нотные рукописи «Нивхских сюжетов» и «Негидальского массового танца». Немец по национальности, он создал множество произведений в самых разных жанрах на основе северного фольклора. Наиболее известны «Эвенкийская рапсодия» (1958), сюита в четырех частях «Нивхские сюжеты» (1959), «Ульчская сюита» в трех частях (1966), неоконченная оперетта «Девушка из Найхина», балет «Анга» (в соавторстве с С. Томбаком и Ф. Садовым) по известной нанайской сказке. Менцер написал много песен, среди которые популярные «Нанайская рыбацкая», «Каюрок», «Удэгейские девушки», «Лодочка», «Край любимый» и другие. Негидальцы (амгунские люди), проживающие по рекам Амгунь и Тугур, известны также с XVII века. В настоящее время они живут в Николаевском, Ульчском и имени Полины Осипенко районах. По данным переписи 2010 года, их всего 480 человек. Негидальцы — исконные рыбаки и охотники, причем важную роль в их жизни играла охота на лесных птиц. Среди редких документов, сохранившихся в Государственном архиве Хабаровского края, есть метрические записи о вновь просвещенных иноверцах китайского ведомства негидальского рода Удского округа за 1859 год, фотографии конца XIX века, протокол Кербинского собрания представителей тунгусов и негидальцев от 1 июня 1925 года, на котором рассматривались вопросы помощи туземцам и работа среди женщин. На склонах хребта Сихотэ-Алинь и вдоль притоков рек Уссури и Амура обитает еще один малочисленный народ — удэгейцы (согласно переписи 2010 года их 620 человек). Само название «лесные люди» указывает на основу хозяйственного уклада: охота, рыболовство, сбор женьшеня, трав, ягод. У каждого народа Приамурья есть свой национальный герой. Первым удэгейским писателем и автором книги о своем народе стал Джанси Кимонко. Я сын удэгейского народа, В судьбе будущего автора повести «Там, где бежит Сукпай» большую роль сыграла писательница и переводчица Юлия Алексеевна Шестакова. Благодаря творческому союзу этих двух людей мир узнал о тяжелой жизни удэгейцев, нещадно притесняемых царскими властями, скупщиками пушнины и обреченных на медленное вымирание. Кимонко и Шестакова создали произведение, ставшее известным в нашей стране и за рубежом. История семьи Кимонко написана в амбарной книге, на бланках протоколов заседаний сельского исполкома, которые сегодня являются документальной реликвией и хранятся в личном фонде Ю. А. Шестаковой. С давних времен и по настоящее время на берегах Амура живет народ, который называет себя нани, что значит «местный, здешний». С 1926 года за ним закрепилось официальное название — ульчи. Большинство проживает в Ульчском районе с центром в селе Богородском. Всего же в Хабаровском крае 2 621 представителей этого народа. В годы советской власти рыбаки и охотники ульчи трудились в рыболовецких совхозах, и сегодня в районе действуют артели, которые занимаются добычей и переработкой рыбы. Своеобразным культурным центром ульчей считается село Булава. Особой строкой в историю зарождения и расцвета литературы коренных народов Дальнего Востока вписано имя замечательного ульчского прозаика Алексея Леонтьевича Вальдю. Прототипы героев его произведений испокон веков жили на Нижнем Амуре. Села, стойбища, города, упомянутые в его повествованиях, и сегодня стоят на берегах великой дальневосточной реки, свидетельствуя о событиях, происходивших в прошлом. Талантливый представитель ульчского народа, ровесник и участник социальных преобразований на Амуре Алексей Леонтьевич рассказал миру об особенностях труда и быта, родовых и семейных взаимоотношениях, особом характере своих земляков. В Государственном архиве Хабаровского края хранится его личный архивный фонд. Впервые с творчеством писателя А. Л. Вальдю читатели журнала «Дальний Восток» познакомились в 1953 году, когда были опубликованы его сказки «У костра», позднее вышли книги «Жизнь и сказка» и «Месяц первых цветов». В автобиографических воспоминаниях «Откуда приходит рассвет» Алексей Леонтьевич с глубокой благодарностью писал о просветительской роли русских, пришедших на Амур, об их наставническом отношении к коренному населению. Отдавая дань уважения выдающемуся государственному деятелю и путешественнику Геннадию Ивановичу Невельскому, Вальдю подчеркивал: «Г. И. Невельской строго придерживался правил бережного обращения с коренными народами и неукоснительно требовал их соблюдения от своих сподвижников. Видел в коренных жителях не бессловесных и покорных дикарей, а людей, у которых есть свое достоинство, культура, свой взгляд на жизнь. Видя, что русские к ним относятся с уважением и доверием, мои предки охотно помогали им: шли в проводники, давали все нужные сведения о протоках, озерах, заливах, горных массивах, делились едой. Своими справедливыми действиями Г. И. Невельской и его соратники быстро завоевали доверие и уважение аборигенов». Традиционно селились родовыми общинами по рекам Коппи, Тумнин, Хуту орочи. Сегодня представители этого народа, чья численность всего 441 человек, живут преимущественно в Советско-Гаванском и Ванинском районах. Наиболее крупные поселения орочей — села Датта и Уська-Орочская. Богатством отличается орочское устное народное творчество орочей: мифы, сказки, героические сказания, предания, загадки. Большие любители пения, орочи аккомпанируют себе на таких музыкальных инструментах, как бубен, дудочка, смычковый инструмент дыдуманки. Орочский язык орочисэл до недавнего времени считался бесписьменным. Лишь в начале 2000-х годов на основе кириллицы создана орочская письменность, а составителем первого орочского разговорника стала Наталья Наевна Бисянка, орочская поэтесса. Эвенки — один из крупнейших по численности коренных народов (согласно переписи 4 654 человека) — проживают в Аяно-Майском, Тугуро-Чумиканском, Верхнебуреинском, Охотском и имени Полины Осипенко районах. И в наши дни сохранились небольшие семейно-родовые хозяйства, которые кочуют в тайге с оленями, придерживаясь древнего обычая и сохраняя традиционный образ жизни. Славятся эвенки и своим декоративным искусством. Признанный народный мастер Любовь Федоровна Умрихина живет в селе Нелькан Аяно-Майского района. Она лауреат краевого конкурса «Ремесла земли Дерсу», дипломант всероссийских и международных выставок-ярмарок по художественным народным промыслам. Эвены, называемые в прошлом тунгусами, населяют побережье Охотского моря. Их очень мало — 441 человек, но эвены, один из немногих коренных народов Севера, кто сохраняет исконный образ жизни оленеводов-кочевников. В советские годы оленеводство активно развивалось, но сегодня поголовье оленей снизилось, и в основном это частные стада. Эвены бережно хранят традиции предков. Самый любимый праздник у них —Хэбденек, обозначающий символическую встречу Нового солнца и Нового года. По эвенкийскому народному календарю она наступает в летнее время. Старинный ритуал проходит под звуки варгана: на восходе солнца все участники протягивают к нему руки. Традиционно во время этого праздника проходят выставки народного искусства, о чем свидетельствуют фотографии, украшающие историко-документальный выставочный проект «Национальная мозаика Хабаровского края». Лариса САЛЕЕВА |
|||
|