Древняя история российского Дальнего Востока в трилогии Виктора КвашинаХабаровский живописец Сергей Петухов любил ездить на пленэры в нанайское село Сикачи-Алян. Привозил оттуда не только удивительные по колориту холсты, но и осколки древности — фрагменты орнаментированной керамики, металлические украшения, монеты, найденные во время прогулок по амурскому берегу. Со временем в его мастерской появился небольшой музей, и художник им очень гордился. И все же отдаленные от нас многими столетиями артефакты, вызывая неизменное любопытство, оставались предметами абстрактными. Впрочем, древняя история российского Дальнего Востока для большинства его современных жителей тоже терра инкогнита. Исторические романы Виктора Квашина «Последняя крепость империи» (2019), «Сказки о Бохайском царстве» (2020), «Земля бога речного устья» (2020), основанные на серьезных научных источниках и новейших археологических данных, сокращают расстояния между эпохами и наполняют жизнью «гранит науки» (обложки всех трех книг созданы владивостокской художницей Ольгой Ничипурук). Автор уводит читателя в глубины первого тысячелетия нашей эры, повествуя о многонациональном государстве Бохай, позволяет прикоснуться к миру Средневековья, делает свидетелями наивысшего расцвета, а затем краха великой империи чжурчжэней — Цзинь, уничтоженной монголами по личному завещанию Чингисхана. «Сколько перекопано, сколько написано, сколько слов сказано на конференциях! А много ли, по сути, мы знаем о тех чжурчжэнях?» Так размышляет археолог Николай Федорович Ильмаков из «Последней крепости империи». Мечтая побывать «в чжурчжэньской шкуре» и все увидеть своими глазами, он задается вопросами: о чем думали далекие обитатели современного Приморья, как смотрели на жизнь? Пропуском в XIII век станет случайная находка на месте Шлыковского городища в Приморье — серебряная пайцза (верительная бирка), являвшаяся когда-то своеобразным удостоверением для чиновников и военачальников высшего ранга. С этого знака из прошлого начнется рассказ о судьбе полководца Сиантоли из рода Тохто, командира последней крепости чжурчжэньской империи. Виктор Квашин выстраивает роман в двух плоскостях. В 2013 году студенты-историки под руководством профессора Ильмакова разбираются в государственном устройстве средневекового Дальнего Востока, сопоставляют факты, спорят, и постепенно от главы к главе складывается целостная картина. Параллельно разворачивается сюжет о тех, кому довелось жить и умереть в то время, и теория приобретает объем, дает представление о развитой культуре и повседневности далеких обитателей нынешних дальневосточных территорий, наполняется характерами людей с их сильными и слабыми сторонами, надеждами и разочарованиями. Сиантоли отмерен нелегкий путь: он не раз испытает душевную боль от равнодушия близких, столкнется с предательством, научится ценить дружбу, познает настоящую любовь. На наших глазах юный чжурчжэнь станет сильным воином, вместе с ним мы не раз вспомним наказ его деда — когда-то тоже храброго воина, хранителя памяти рода Тохто: «Не спеши умирать!». Финал романа печален, как и финал жизни его главного героя. Но не все чжурчжэньские «сорняки» были выполоты монголами за время изнурительной двухсотлетней войны, пишет Виктор Квашин в послесловии: «...остались „корешки“, проросли случайно сохранившиеся „семена“. Потомки чжурчжэней вновь заполнили территорию, ранее им принадлежавшую, и даже ее расширили. Их генетическая агрессивность, воинственность и неординарное мышление позволили маньчжурам, как их теперь стали называть, привести к власти в Поднебесной маньчжурскую династию Цин, которая правила почти три столетия — с 1644 до 1912 года. Очень возможно, что не последнее место в иерархии маньчжурских государственных деятелей занимали потомки чжурчжэньского полководца Сиантоли-Яэлэ из рода Тохто». Доктор исторических наук Ю. Е. Вострецов назвал «Последнюю крепость империи» сводом интересных сведений о средневековом Приморье и высказал мнение, что книга может быть рекомендована в качестве дополнительного источника для изучающих дальневосточную историю. То же можно сказать и о двух других романах Виктора Квашина. «Сказки о Бохайском царстве» повествуют о самом древнем государстве, существовавшем на территориях российского Дальнего Востока. В историю мальчика Мангули вплетены сюжеты, основанные на фольклорном материале самых разных дальневосточных народов. Их рассказывает бабушка Гобо, и в каждом из них предвестник Золотой империи чжурчжэней — Бохай обретает конкретные очертания. Между самой первой историей о волшебной крупорушке и завершающей роман сказкой о бохайском семени пройдет не так много времени, но этого будет достаточно, чтобы почувствовать особенности культуры и обычаев бохайцев, осознать драматизм их жизни в условиях жестоких и беспощадных законов того времени. Но выжженная киданями земля зазеленеет и вновь станет радостной. Она обязательно прорастет молодым бохайским семенем, покроется бохай-травой. Слова старой Гобо звучат как завещание потомкам Бохая — чжурчжэням, перебрасывают мостик через столетия. А линия жизни рода Тохто продолжится в романе «Земля бога речного устья», рассказывающем об экспансии монгольской империи Юань на Нижнем Амуре и Сахалине. В фокусе судьба сына погибшего воина Сиантоли. Тохто Оло жил в конце XIII века при монгольском правлении, и хотя ему не выпало яростных сражений, земной путь был трудным, подчас изнуряющим. Он никогда не забывал о духовном завещании старейшины рода Тохто: быть честным, верно служить императору, но всегда помнить о своих чжурчжэньских корнях. Оло созидал — возводил укрепления, мосты, города. Но прежде чем стать строителем первого ранга и уважаемым в государстве человеком, чьи свидетельства будут вписаны в «Историю усмирения диких племен северных и восточных заморских территорий», Оло совершит немало опасных походов на Нижний Амур и Сахалин, столкнется с воинственным племенем кувэй (айны), обитавшем на острове Камуй-кара-путо-я-мосир, что в переводе означает «Земля бога речного устья». Завершающий трилогию роман Виктора Квашина дает представление о том, какие сложные социально-политические процессы происходили в то время на наших территориях, каким жестким было противостояние местных народов. Участие в составлении исторической летописи стало для Оло последним важным делом. Прилетевшая чайка — верный знак предстоящего путешествия, всегда являвшийся ему накануне, и в этот раз не обманула. Он получил официальное приглашение от Академии государственной истории и отправился в столицу империи. Старик встретится с городом, который строил когда-то, во время аудиенций с летописцами заново пройдет через все пережитое и постарается не упустить главного, чтобы оставить память о своем поколении. А потом прилетит чайка и позовет в дорогу. На этот раз путешествие будет особым, и уставший Оло Тохто шагнет туда, где обрывается все земное. Елена ГЛЕБОВА |
|||
|