Вчера приснился странный сон. Художественный дискурс определяется авторским мироощущением, но каким образом, в какой реальности развивается восприятие мира, как оно качественно отражается в творчестве и почему этот художник интересен публике — такие вопросы всегда актуальны и для изучения истории изобразительного искусства, и для анализа пластической специфики контекста художника. Часто художники-пейзажисты в своем творчестве отдают предпочтение акварели, потому что благодаря структуре краски можно передать тонкую поэтику природного мира. Образный строй акварельных композиций Инги Федосеевой выделяется тем пластическим качеством, которое активно включает визуальное мышление зрителя. Акварельное пространство ее пейзажей строится на множественности рефлексов, благодаря чему каждый затаенный уголок природы озаряется лучами солнечного света и зрительское внимание с увлечением исследует тональное богатство рефлексов, чувственно осязая движение цветовых излучений. Поэтому художник ищет такой ракурс пейзажа, чтобы он способствовал выразительному выявлению неисчерпаемой палитры природы. Например, во многих композициях солнечные лучи врываются в центр, интенсивно освещая густую чащу, снег, землю... Внимательные глаза художника замечают тончайшие тональные нюансы, а созерцающий зритель наслаждается осязательным солнечным теплом. По сути, сюжетами композиций Инги Федосеевой является разворачивание тональности, что требует применения станкового принципа, но при этом необходимо совместить временную протяженность, текучесть акварели и ощущение пленэрной легкостиa. Принцип дихотомии, при котором технические приемы масляной живописи активно применяются для работы акварельными красками, но сохраняя просвечивающие акварельные слои, образует стилевую доминанту: многосюжетность цветовой образности. А творческий поиск представляет собой непрерывный процесс вчувствования в природный мотив. «Много путешествую по Дальнему Востоку и в первую очередь глазами вбираю красоту колорита природы, внутренним чувством создаю образы, а потом в мастерской вновь эмоционально вхожу в то состояние сродни пленэрному, как будто заново любуюсь увиденными пейзажами. И непосредственно пленэрные работы помогают войти в это состояние и продлить его ощущение», — размышляет Инга. Волшебство изобразительного искусства происходит, когда художник не только изнутри насыщен эмоциональным восприятием натуры, но и создает образный строй, преобразуя колориты реальности в эстетическую самоценность. Акварельные пейзажи Инги Федосеевой воспринимаются целостно и, на первый взгляд, легко. Но постепенно, невольно втягиваясь, начинаешь неспешно рассматривать различные детали, обнаруживая, что композиции сложны множественными рефлексами, подчеркнутые динамичными акцентами, формирующими живописное пространство. Например, серия зимних пейзажей с деревенскими домиками среди слегка намеченного тоном ритма волн снежных сугробов; с тональными рядами дальних холмов, тающих в небе; с графическими островками сухих трав, кустов, нежными овалами крон деревьев; хозяйственные постройки еле проглядывают в зимнем тумане; невысокие заборы и деревянные ступени, образующие цветные тропинки по деревне, — в каждый уголок этого пространства нас ведут розоватые и голубые блики, и упругие фиолетовые тени углубляют пространство, и деревья устремляются ввысь... Верный натуре пейзаж вызывает тонкое сентиментальное чувство восторженности от природы, свежести зимнего воздуха, которые наиболее ярки в непосредственном детском восприятии. Названия работ просты: «Заснеженный дворик», «Зимнее солнце», «Зимний вечер. Облучье», «Зимнее Облучье». «Вознесеновка зимним днем», но для художника Инги Федосеевой эти места родные, потому что она выросла в Облучье, и природное состояние органично вплетено в ее эмоционально-чувственную память с детства. С талантом художественного видения нужно, видимо, родиться, и судьба будет направлять человека на этот необычный, но трудный путь в поисках своего художественного стиля. Инга Федосеева вспоминает: «У сестры отца (она окончила наш хабаровский худграф) была подписка журнала „Юный художник“, и журнал был моим постоянным чтением. В школьной редколлегии всегда бралась за рисование. Я понимала, что в жизни нужно заниматься тем, что нравится, а я любила только рисовать. Поэтому решила поступать на художественно-графический факультет, и сначала не поступила, так как не было особой подготовки. Но добилась своего: через некоторое время поступила, и была счастлива». Начался новый этап жизни, который всецело отдан творческим поискам и продолжается до сих пор. Акварельная серия с некоторой тематической условностью — отражения, в которой основная идея заключается в том, чтобы выразить пространственную целостность, обусловленную особенностями свето-цветового спектра. В результате природа является для нас совершенным критерием красоты. У Инги Федосеевой проникновение в тайны цвето-образности природы — это та художественная осознанность, когда художник сопричастен к творению новой природной реальности, вплетая свое колористическое видение. Буквально метафорическим и многозначным представляется название одной из работ: «Воздух сквозь камни». В ней свет, создавая воздушную среду, воздействует на цветовую природу камней, но и цвет, объем камней меняет цветоощущение художника в восприятии не столько воздуха, сколько в отношении общей атмосферы места. И в каждой ее акварели мы чувствуем такую тональную семантическую избранность определенного места, что, конечно, обусловлено сосредоточением всего личностного мира мастера в этот момент художественного действа. Если мы внимательно рассмотрим композиции с отражениями, то отметим, что само небо не выделено, а мы его видим через отражения в воде, в тающем снеге. Растительность вбирает свет неба, и ее цвет взаимно соотражается с облаками. Таким образом, перед нами целостное живое мироздание с богатыми рефлексирующими взаимосвязями. Да и зритель втянут в эту непрерывность цветовых перипетий, эмоционально отражаясь в композициях. Акварельные приемы с эффектами «а ля прима», с глубинами послойного письма размывов акварельного мазка, завершающиеся характерной цветовой напряженностью мозаичных пятен и росчерков, соединяют и эмоциональный импрессионизм, и вдумчивость станкового подхода. Становление художественного мировоззрения продолжается, пока человек мыслит себя художником, но начало профессионального пути во многом формирует будущее творческого стиля. Инга Федосеева с воодушевлением вспоминает студенческие годы: «Очень любила учиться: рисовала всегда, и на вечерний, и на дневной рисунок ходила. Нашим наставником с первого курса стал художник Александр Петрович Лепетухин. Он достаточно много уделял времени студентам и, что было для нас особенно ценно, работал вместе с нами — сразу возникла связь с ним на равных, и это позволило многим из нас почувствовать себя творческими личностями. При этом мы наблюдали всегда своего наставника за работай: блокнот и карандаш А. П. Лепетухин из рук не выпускал. Многие проекты его работ рождались у нас на глазах; эскизы к картинам, иллюстрации к книгам. О понятии „композиция“ говорил, что это как раскрыть глаза шире вокруг себя, учил нас смотреть, раскрывать глаза, видеть одновременно и как бы сверху, и изнутри. С самого начала я следовала идее, что нужно рисовать композицию. Поэтому однозначно могу сказать: Лепетухин оказал большое влияние на меня и как педагог, и как художник. На занятиях рисунком он часто нам читал монографии известных художников, раскрывая круг своих интересов и погружая в глубину художественного процесса, в мощный философский смысл нашей профессии. После таких занятий я бежала в „Букинист“ в надежде приобрести книги известных художников, о которых он рассказывал. После третьего курса формировали группу студентов для музейной практики в Ленинграде, а это новые открытия. На четвертом курсе пришел Александр Иконников, он только что приехал из Москвы, преподавал рисунок и тоже много рассказывал о художниках. Диплом защищала по живописи. После института принимала участие в молодежных выставках при Союзе художников, с нами работали искусствоведы Т. Давыдова, Л. Козлова. Живопись требует определенных условий, и в силу обстоятельств акварель стала занимать все больше времени. Я часто ездила в Облучье, и в свободное время, часто ранним утром, ходила рисовать акварелью, так как бумага, краска под рукой. Так началась жизнь с акварелью, и она увлекла возможностью поэтизации изменчивости мира...» От искусства зритель ожидает того впечатления, которое бы отражало содержание его культурного опыта и давало новые импульсы, открывая что-то необычное. Конечно, акварель как распространенная техника сразу отзывается эмоциональным откликом, но у Инги она имеет временной подтекст ее измышления цветового объема природы: от общей лучезарности пространства к самоценности каждого акварельного нюанса. Если анализировать любое произведение этого художника, исходя из композиции ее живописного кружева, то такой анализ волей-неволей превратится в поэтический текст. Инга часто пишет тени, а ведь тени — это тоже отражение, в колорите которого соединение предметности и света. Фабула композиции сразу вводит зрителя в мир теней на первом плане: то густо-синего цвета, то мягко-фиолетовые с перламутром розовых включений, меняющие тональность при разном освещении, — такая тоновая разработка уже становится живописным содержанием, а наш взгляд постепенно уходит в глубину, к верху композиции, где цвет тональными следами растворяется в объемности и цветового ореола необъятности мира, и в чувственном живописном подсознании созерцателя, а сознание становится просветленным. Это мир художественного чуда, которое доверяет нам истинный художник. Творческую атмосферу Инга Федосеева поддерживает в детской художественной студии Центра народной культуры и досуга микрорайона Березовка: «...всегда хотелось просто рисовать и самой побольше познавать. Но так случилось, что жизнь предложила и путь преподавания тоже. В юном возрасте мне не нашлось у кого поучиться, а вопросов было много. Когда появился опыт, желание поделиться сформировалось само собой. Я занимаюсь с детьми семи лет и старше, а это уже вполне осознанные личности, и моя задача не убить в них эту личность, а помочь определиться с направлением в жизни, и чисто технически показать огромные возможности творческого пути: увлеченно жить, познавая этот прекрасный мир и в радости открывая себя. Конечно, мне будет приятно, если кто-то из моих учеников выберет в будущем профессию художника или дизайнера, но гораздо важнее, что прорастет в этой личности: любовь к людям, созиданию, добру. Вот ценности нашего мира». Ольга ПРИВАЛОВА Инга Александровна Федосеева |
|||
|