Путешествуя в Хабаровск будущего

Литературные жемчужины в собрании Гродековского музея

В Гродековском музее на протяжении многих десятилетий комплектуется литературный фонд. В итоге собран уникальнейший материал — настоящий Клондайк для исследователей. Одной из жемчужин музейного собрания можно назвать подшивку приложения к газете «Тихоокеанская звезда» «Экран» за 1928 год (номера 2–15, 24, 34, 37, 39–40). Этому изданию исполнилось 95 лет. Среди опубликованных материалов, имеющих несомненный интерес, — научно-фантастический рассказ «Чудесная трубка товарища Варда», написанный неизвестным талантливым автором.

Известно, что «Тихоокеанская звезда», правопреемница газет «Дальневосточная правда» и «Дальневосточный путь», начала издаваться с 1920 года и сразу стала самой крупной газетой на Дальнем Востоке. У нее были собственные корреспонденты в Берлине, Праге, Шанхае, Харбине, Токио, с ней сотрудничал известный художник, мастер политической карикатуры Борис Ефимов. В редакции газеты работали лучшие дальневосточные литераторы и художники Н. П. Наумов, А. П. Гайдар, Е. И. Титов, П. С. Комаров, И. Д. Елкин и многие другие. Некоторые авторы работали под псевдонимами, и наша задача — установить подлинное имя литератора.

В 1927–1931 годах по воскресеньям для подписчиков «Тихоокеанской звезды» выходили бесплатные приложения к газете, в том числе прекрасно иллюстрированный фотоснимками и рисунками «Экран». Всего вышло 52 номера. На его страницах печатались стихи Иннокентия Луговского, Михаила Лесневского, Вячеслава Афанасьева, Владимира Агатова (автора стихов к песням для фильма «Два бойца»), проза Венедикта Марта, Макса Поляновского (будущего лауреата Сталинской премии), Михаила Доронина. Каждый номер приложения поражал свежестью и новизной: читатели узнавали о вулкане под Хабаровском, радиовещании в Японии, сокровищах фрегата «Паллада»...

Рассказ «Чудесная трубка товарища Варда» печатался в нескольких номерах «Экрана». Его сюжет незамысловат: герой путешествует во Времени на изменившемся Пространстве (с начала ХХ века две эти философские категории считались едиными и нераздельными). В редакции на столе у товарища Варда (с английского «ward» — «сторож» или «охранник») таинственно появляется странная записка, трубка и табак. Сто лет назад люди считали табакокурение безобидной забавой и даже ошибочно полагали, что никотин поможет справиться с туберкулезом. Дымовые кольца Варда образовали тоннель, идущий по линиям четвертого измерения. Известно, что наш мир имеет три пространственных измерения: ширину, глубину и высоту и четвертое — время. Ученые предполагают, что за пределами четырех измерений лежит Поле Событий, в котором все явления происходят одновременно и независимо от расстояния, скорости и массы...

Сквозь таинственный тоннель Вард попадает в Хабаровск 1978 года, на площадь Свободы (Ленина). Во всем мире социализм, люди освободились от денег, на земле создан единый «Мировой Союз Трудящихся». Героя рассказа встречает член «Академии прошлого» Элит, и вдвоем они отправляются осматривать город. По стеклянным тротуарам «с необыкновенной быстротой, не поднимая ног, двигаются пешеходы»; электроэнергия передается по эфиру, при этом озонируя воздух. В небе летают аэропланы с «гелиомоторами большой мощности», которые без разбега, вертикально взмывают ввысь.

Автор, насколько ему позволяла творческая фантазия и общая эрудиция, изображает фантастический, но узнаваемый Хабаровск: здесь и Плюснинка, и Чардымовка, и Хехцир, и улица Карла Маркса. Амур по-прежнему многоводен: «серебристая лента его совсем не изменилась за пятьдесят лет. У берега стояла флотилия электрических лодок». Плюснинка и Чардымовка осушены и заключены под гигантские стеклянные крыши, и под стеклом искусственные тропики, где летают колибри, «скрежещут» попугаи, растут розы диаметром в четыре метра. В Хабаровске два климата: «под открытым хабаровским небом — неаполитанский, а в ложбинах — тропический. В одной из долин Хехцирского заповедника создан «постоянный полярный климат». Есть и «зал проектов», куда инженеры, художники приносят свои изобретения, и «огромный глаз всего края» — «кинопроекция с фонической установкой» (прообраз телевидения), и еще много диковинок...

А на Камчатке, куда герои перенеслись по дну Охотского моря на поезде со скоростью три тысячи километров в час, «на золотистом песке, у теплых седых волн Берингова моря, купались, резвились и просто грелись на солнце взрослые и детвора»: люди научились направлять теплые течения в нужное русло. Когда Вард возвращается в реальность, выясняется, что он отсутствовал всего 17 минут...

Так наши земляки 95 лет назад видели будущее человечества и город Хабаровск, который они любили так же, как и мы сейчас. Автор рассказа не мог знать, что в 1940-е годы на страну обрушится долгая и страшная война и внесет свои печальные коррективы в развитие цивилизации.

И все же каждый музейный предмет, бережно и с любовью хранимый, делает нас богаче и счастливее...

Наталья ГРЕБЕНЮКОВА