- Научить главному
- Меняющие мир
- Единое пространство культуры
- «Арсеньев LIVE» – осеннее посвящение
- На профессиональной волне
- Рукотворная красота
- Владимир Торгашин. Образы времени
- Этнические сюжеты Натальи Дигор
- Елена Левандовская. Играть с восторгом
- Путь к себе
- Лариса Михайленко. Свой музыкальный мир
- Вечный бой скульптора Мильчина
- Маленькая городская история
- Волшебными тропами
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Инна Владимировна ЗОСИМОВА
Фестиваль российской дальневосточной графики «Серебряная волна» уже является историей, которая отражена в семи каталогах. Именно на них обратил внимание весной этого года министр культуры Хабаровского края Ю. И. Ермошкин. Интересуясь деятельностью культурных организаций Комсомольска-на-Амуре, он посетил и арт-галерею «Метаморфоза», отметил ценность инициативы художников в проведении фестиваля и высказал пожелание, чтобы осенью состоялась восьмая по счету «Серебряная волна», посвященная 85-летию Хабаровского края. Для художников этот фестиваль всегда событие. Графика, которую часто называют «тихой» или камерной, мощно выходит из мастерских в публичное пространство: Хабаровск, Биробиджан, Комсомольск-на-Амуре, Амурск, Находка, Владивосток и другие города объединяются в единую экспозицию. «Серебряная волна», в первую очередь, ставит задачу расширения профессиональных связей и привлечения внимания людей к высокому искусству графики. Что чувствует зритель, когда попадает на выставку, где представлено 250 графических композиций? Это масштабное пространство не только художественных решений, которые возникают в процессе работы с графическими материалами, но и личностных высказываний через образные сюжеты — своего рода эстетических и эмоциональных посланий человека (художника) человеку. Хотя каждая выставка изобразительного искусства требует сосредоточения для вхождения и понимания картины, тем не менее разнообразие графических техник в одном пространстве создает особую зрелищность. Станковый и натурный рисунки, акварели, гуаши, загадочные смешанная техника и печатная техника — все создает образ живого графического пространства для осмысления специфики графического языка. Искусство обладает способностью впечатлять особым чувствованием реальности, в которой художники обнаруживают поэтические смыслы, и в графике такая непосредственная связь выражается, в основном, через акварель, гуашь. Благодаря их богатым живописным качествам художники с достоверной глубиной запечатлевают собственные импрессии, чаще в жанре пейзажа, олицетворяющего сокровенные эмоции человека. Акварельные композиции могут быть динамичными из-за цветовых контрастов, с эффектами приема алла прима, порою дополняемые тушью, графитом (А. Потехин, В. Суслов, Ю. Яровенко, А. Гончарова, А. Калягин, Н. Незнамова, Ж. Леоненко, Г. Морозова). Неуловимая субстанция акварели позволяет передать пленэрную изменчивость природы. Более лирическое восприятие проявляется в пейзажных сюжетах с туманностью раннего утра, гаснущими закатами, весенними или уходящей осени, в них еле слышимое, мягкое звучание нежной тональности лессировок (И. Федосеева, А. В. Макашин, Г. Лапенкова, С. Рязанцев, Т. Макарова). Порой эмоциональная экспрессия личного чувствования подчеркивает декоративные эффекты цветовой реальности, активно используя фактуру графических материалов (И. Лиханов, В. Коровин, И. Грабовский, Ш. Шахназаров, М. Макарова, Н. Хрустова, Е. Коробко). В метафорических исканиях субъективной образности природы художники часто переходят к монохромным фактурам акварели, туши, чернил, акрила, и зритель волей-неволей включает свое чувствование, как будто вслушиваясь в приглушенную мелодию природного бытия (В. Пичуев, А. Шалагин, Ю. Дунский, М. Гусельников, Д. Мамаева). Эти графические материалы активно включают белый цвет основы как образ света. Если в цветных техниках светность выявляется посредством тональных рефлексов, то световая семантика графической формулы наиболее ярко выражена в черно-белой графике, как в рисунке, так и в печатных техниках. Сегодня художники часто отдают предпочтение рисунку: разнообразные вариации линии, штриха соединяют множество конкретных реалий в метафорическую вязь многоликого образа реальности (И. Зосимова. Е. Кохановская, А Галинов, И. Грабовский, Ю. Барбутько, Т. Кривцова, В. А. Муратова, А. Вертепная). Офортная техника тяготеет к традиционной стилистике штрихового многообразия, определяющее сюжетное лирическое содержание, в которых человек и природа — это единый целостный мир (А. Карташов, С. Толмачев, Е. Зайцев). Стилевая особенность Н. И. Холодка, М. Гусельникова в лаконичном контрасте белого пространства и черных пятен. В целом пейзажный жанр дальневосточных художников тяготеет к философскому осмыслению. Все чаще художники обращаются к жанровому содержанию, широко применяя эффект фрагментарности, или композиционно выделяют лирический мотив, а порой подчеркивают смеховой контекст (О. Большакова, Е. Маскевич, Я. Костина, В. А. Горячев, В. А. Цап, Е. Карачевский, Н. Вагина, С. Платов, С. Жарикова), и так как графика имманентно обладает стремлением к обобщенному художественному языку, то композиции богаты жизненными смыслами, что наводит зрителя на размышление о бытии. И те графические композиции, где художники сосредотачиваются на стилистическом знаковом обобщении, выразительны ассоциативной семантикой символического содержания (А. Тен, А. Михалевич, Ю. Быков, А. Деревнина, И. Бобровская, Л. Зинатулина, В. Галактионов). Уже на первом фестивале «Серебряная волна» появились кураторские проекты и проект «Память сердца». Для музеев и кураторов выставок это возможность показать текущие исследования определенных этапов творчества художников. Участником каждого фестиваля становится Дальневосточный художественный музей (искусствовед Л. Г. Козлова). Краеведческий музей Комсомольска-на-Амуре представлял произведения о строительстве города (графика художников 1940–70-х). Музейно-выставочный центр Находки показал редкую коллекцию гравюры 1970–80-х годов, переданную в дар музею художником В. П. Быковым. В 7-м каталоге художники Якутии представлены искусствоведом Г. Г. Неустроевой, творчеству Г. Павлишина посвящена статья директора картинной галереи им. А. М. Федотова Т. А. Давыдовой. Важное исследование о книжных графиках Хабаровска написал художник Ю. И. Дунский. В нынешнем году предоставлен материал из Музея изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре «Акварелисты 60–70-х годов города Юности». Проект «Память сердца» связан с творческим наследием дальневосточных художников. Он помогает понять связь прошлого с современностью, что важно для осмысления истории дальневосточного искусства графики. Культура в целом — информационная и просветительская система, обладающая постоянной и оперативной памятью, и фестиваль графики с изданием каталогов является существенной частью художественного процесса. Нужно подчеркнуть, что «Серебряная волна» — инициатива самих художников. Расширяя границы фестиваля, организаторы приглашают к участию молодых художников. Первыми стали студенты художественно-графического факультета Хабаровского педагогического института. Именно они под руководством Н. И. Холодка разработали логотип, дизайн каталога и дали фестивалю российской графики Дальнего Востока столь поэтическое и символическое название. Теперь эти ребята, став профессионалами, самостоятельно участвуют в фестивале. К началу XXI века термин «творчество» начинает применяться так широко, что профессиональное и любительское теряют четкие границы. Поэтому фестиваль графики как профессиональный форум является своего рода камертоном, для того чтобы понимать и различать эти тенденции в современной культуре. Графическое искусство благодаря профессиональному общению развивается более интенсивно и качественно. Ольга ПРИВАЛОВА |
|||
|