- Научить главному
- Меняющие мир
- Единое пространство культуры
- «Арсеньев LIVE» – осеннее посвящение
- На профессиональной волне
- Рукотворная красота
- Владимир Торгашин. Образы времени
- Этнические сюжеты Натальи Дигор
- Елена Левандовская. Играть с восторгом
- Путь к себе
- Лариса Михайленко. Свой музыкальный мир
- Вечный бой скульптора Мильчина
- Маленькая городская история
- Волшебными тропами
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Инна Владимировна ЗОСИМОВА
Актриса камерного театра «Триада» Елена Левандовская ввелась в спектакль «Маленькие трагедии», сыграв роль Шута, и опровергла мнение, что любой ввод губителен для спектакля. Ее Шут выскочил из гущи массовки, как пробка из бутылки с шампанским, и стал украшением действия и центром притяжения остальных персонажей. Легкий, стремительный, пикантный. — Роль построена на танце, на движении, это мне легко и привычно, — уверяет Елена. — Что касается вводов как таковых, то в театре так уж изначально повелось, что актрисы увольнялись, уезжали, уходили в декрет, а я играла их роли. Это называется производственной необходимостью. Театр с его движением, танцами, динамикой Елена любила всегда. В свое время и «Триаду» выбрала за прекрасный синтез музыки, слова, движения. Впервые познакомившись с ней, когда училась на отделении театральной режиссуры в Хабаровском институте культуры, поняла: вот театр ее мечты. А чтобы стать ближе к мечте, поехала во Владивосток, поступила на актерский факультет Академии искусств. — Когда перешла на четвертый курс, и впереди замаячила проблема трудоустройства, сделала заход в «Триаду», чтобы поговорить с художественным руководителем Вадимом Сергеевичем Гогольковым относительного своего ближайшего будущего. Скажу сразу: мои тогдашние «порывы» окончились ничем. В результате я очутилась в Комсомольске-на-Амуре, где меня приняли в труппу драматического театра, в которой проработала два года. Но все это время меня не оставляла надежда попасть в «Триаду», уж очень большое впечатление произвел на меня театр... Однажды узнала, что в Хабаровск на гастроли приезжает театр Ефима Звеняцкого из Владивостока. Желание встретиться с бывшими однокурсниками, педагогами, посмотреть спектакли театра, на сцену которого во время студенчества ей не раз приходилось выходить в массовках, вновь привело в Хабаровск. Да и призрачная надежда еще раз испытать судьбу и попасть в труппу Гоголькова затеплилась в сердце. — Наверное, только в молодости можно примчаться из одного города в другой, чтобы посмотреть спектакли, — замечает Елена. — В последний день гастролей приморцев вышла я после спектакля из театра и вдруг увидела в отдалении Вадима Сергеевича Гоголькова. Что-то екнуло внутри. Думаю: дай подойду, чем черт не шутит! Подошла, поздоровалась, стараясь казаться спокойной, поинтересовалась, нет ли в «Триаде» свободных ставок. И вдруг слышу (я не поверила ушам): «Да... приезжайте в сентябре». Сбылась мечта! Пусть не сразу, но все же! Мне ничего в жизни не давалось легко, никогда. В сентябре приезжаю в Хабаровск. Первая моя работа на сцене «Триады» — ввод в спектакль по пьесе Ю. Мисимы «Маркиза де Сад» (в театре спектакль шел под названием «Театр маркиза де Сада»), роль Баронессы. Это была неслыханная удача! Начались репетиции, и опять счастье! Совсем другой образ, исходя из индивидуальности новой исполнительницы, предложил ей Гогольков, а художники даже костюм специально для нее сочинили. — Платье, помню, сшили шикарное, с большой юбкой, очень эффектное! Роль Баронессы вроде и небольшая, но очень яркая, интересная. Да и материал литературный необычный. Вадим Гогольков поставил спектакль по произведению японского писателя — не столько о пресловутом маркизе, некоем Донасьене Альфонсе Франсуа де Саде, сколько о женщинах, которые в разное время были с ним близки. Елена до сих пор с благодарностью вспоминает тот период работы и первую свою роль в «Триаде». Настоящая же премьера случилась позже в спектакле «Ночной полет», поставленном Гогольковым по произведениям Антуана де Сент-Экзюпери. Спектакль-фантазия, со своими символами и полетами души, в котором образ вечной скиталицы с вечной гармошкой в руках в исполнении Елены Левандовской символизирует Творчество и Дорогу. В самой актрисе тоже есть что-то от клоунессы: стремительность, быстрые переходы от смешного к грустному, самоирония. — Я до сих пор бессменная исполнительница этой роли. Потому что спектакль, хотя кардинально измененный, до сих пор в репертуаре. И снова вводы... Будем справедливы, если бы не вводы, Елене вряд ли посчастливилось сыграть множество интересных ролей. Например, Раневскую в чеховском «Вишневом саде». В ту пору прежняя исполнительница собиралась уезжать, и актриса после долгих раздумий решилась просить режиссера дать ей возможность попробовать себя в этой роли (до того она играла в спектакле Шарлотту, тоже любопытная судьба: одинокая, без корней, без дома, вечная клоунесса в чужих домах). Вадим Сергеевич согласился, отчего не попробовать? Сегодня он называет Раневскую одной из успешных ролей актрисы Левандовской. Роль Кейт, которая затем «перепала» Елене в спектакле по пьесе А. Герни «Сильвия», в театре он шел под названием «Блюз на кончике хвоста» — тоже ввод, в котором ей как актрисе «было что сказать». А смешная толстая тетка, к тому же влюбленная, в клоунском спектакле «Дворюги», доставшаяся ей по наследству от предыдущей исполнительницы — сплошное удовольствие, фейерверк. «Я же характерная, — поясняет Елена, — клоунада — мой конек!» Даже самая любимая роль Лены — Эстель в спектакле по пьесе Жан-Поля Сартра «За закрытыми дверями» — ввод, счастливый случай. Спектакль, решенный режиссером Сергеем Листопадовым в жанре «аттракциона», рассказывает о глубинах подсознания, о том, что человек за закрытой от всех дверью своей души сам отвечает за существование в том мире, где нет границ между жертвой и палачом, преступником и судьей. — Я до сих пор играю эту роль, как летаю. Да и спектакль «За закрытыми дверями» — один из любопытных в репертуаре. В свое время на ежегодном краевом театральном фестивале он был отмечен премией губернатора в номинации «За лучший актерский ансамбль». Приступая к следующему спектаклю «ДиогенOFF», Листопадов вместе с главным художником театра Сергеем Кимом решил поразмышлять о том, почему человек, несмотря на опыт предыдущих поколений, не извлекает из него уроков. И неважно, в древности это происходит, в настоящем или в будущем, продолжает упорно наступать на те же грабли и совершать те же ошибки. — Интересное решение. У меня там была эффектная роль, играла я ее с восторгом, но, понимаете, ее могла бы сыграть любая актриса, а вот Эстель — нет! Ну и конечно, Графиня в гогольковской «Страсти» по пушкинской «Пиковой даме» — шикарный материал для любой актрисы. Я так давно играю эту Графиню, что считаю изначально своей, хотя это не так — тоже ввод, как вы догадались... Елене посчастливилось работать в чеховском репертуаре: Шарлотта и Любовь Андреевна в «Вишневом саде», Полина Андреевна в «Чайке» и одна из последних ролей — Ольга в «Трех сестрах»«, старшая. Деятельная, совсем молодая женщина, ее героиня мечется, как привязанная птица, не то смеется, не то вот-вот заплачет. В отличие от сестер Ольга отчетливо понимает, что это уже навсегда, и не строит насчет будущего пустых иллюзий, наверное, потому и веселая. А жизнь утекает между пальцев, пустая, бесполезная... Гоголь, Чехов, Пушкин — это те три кита, на которых сегодня стоит «Триада». В гоголевской «Женитьбе» с первых реплик у зрителей возникает отчетливое ощущение, что Николай Васильевич где-то рядом, смотрит из-за кулис на сцену и иногда нашептывает актерам на ухо заветное словцо. Левандовская в роли Арины Пантелеймоновны, замороченная сватовством и нашествием женихов, хлопочет, наставляет племянницу, то и дело раскладывая карты, и о себе не забывает, вспоминая свои молодые мечты. Ах, как быстро летит жизнь! — О несыгранном. Всю жизнь буду страдать, что в театре так и не взяли в репертуар пьесу «Оскар и Розовая дама», как я хотела ее сыграть! Великолепная пьеса! Пожалуй, одна из тех, которая мне очень-очень пришлась по душе. По этому материалу я до сих пор страдаю! А мечта — сыграть «Яму» Куприна, давняя, еще со студенческих лет. — Лена — актриса трудоспособная, — комментирует художественный руководитель театра Вадим Сергеевич Гогольков. — Она упорна, дотошна, задает много вопросов. Пока все до донышка о своей героине не узнает, на сцену не выйдет. Сегодня в труппе «Триады» осталось немного тех, кто стоял у истоков и успел застать актеров и спектакли «той» счастливой поры, о которой хабаровские театралы до сих пор слагают легенды: главный художник Сергей Ким, композитор Дмитрий Голланд, актриса Елена Левандовская. Хочется надеяться, что их усилиями и в дальнейшем будут поддерживаться традиции, которыми всегда был славен театр Гоголькова. Светлана ФУРСОВА |
|||
|