Человек-птица, или Прерванный полет Венедикта Марта

Портрет В. Марта работы  Д.Д. Бурлюка. Владивосток, 1920-е гг.Венедикта Марта принято называть поэтом-футуристом, хотя его творческое наследие значительно многообразнее: он был поэтом, прозаиком, публицистом, редактором, издателем. Русский и советский поэт С. Я. Алымов, знавший Венедикта Марта в 1920-е годы по работе во Владивостоке и в Харбине, сравнивал его с французским лириком позднего Средневековья Франсуа Вийоном: «Нелепый бродяга, смешной человек-птица с вывихнутыми крыльями, шаркающими по земле, держащий в своем творческом клюве кусочек синего неба. Один из немногих уцелевших виллоновских потомков — Венедикт Март».

В последние годы к его творческой судьбе проявляется особенный интерес, тем более что у исследователей есть xорошая возможность познакомиться с редкими, в том числе рукописными изданиями, письмами и рукописями поэта. Они наиболее широко представлены в фондовом собрании Гродековского музея. Помимо творческих материалов в музее есть и материалы биографического характера, по которым можно проследить судьбу этого человека, во многом трагическую.

Венедикт Март. 1916

Венедикт Николаевич Матвеев (Марьин, Март) родился в 1896 году и был четвертым ребенком в многодетной семье Н. П. Матвеева-Амурского — поэта, публициста, издателя, редактора газеты «Приморский край» и иллюстрированного еженедельника «Природа и люди Дальнего Востока». О детстве Венедикта известно немного: он занимался гербарием, коллекционировал марки, держал аквариум с золотыми рыбками. А еще много читал и был очень впечатлительным. «Твой папка, когда был маленьким, точно такой же, как ты, — писал Венедикт своему сыну Зангвильду, — первый раз в жизни попал в театр, на пьесу С. Юшкевича „Евреи“, и там тоже показывали погром. Твой папка был таким впечатлительным и смешным мальчонком, что когда начался на сцене погром, он закричал на весь театр: „Городовой!!!“, и, конечно, папку-мальчика в слезах увели из театра».

Ранние известные стихи гимназиста Венедикта датированы 8 августа 1913 года. Первая книга стихов «Порывы» под псевдонимом Венедикт Марьин вышла в свет в 1914 году в типографии отца Николая Петровича. Наборщиком был сам автор. «Колесо типографской машины, — вспоминал брат Венедикта Георгий, — крутили по очереди: Венедикт, Петр, Гавриил. Венедикт сам и распространял среди горожан свой сборник».

Книгу напечатали на папиросной бумаге. На форзаце молодой автор написал: «Мои первые юношеские стихотворения посвящаю дорогому отцу». Лейтмотив многих стихов сборника — грезы и сновидения:

Мне снился странный тяжкий сон:
Как будто ночью убегаю...
Бегу... куда, и сам не знаю...
Вдруг слышу где-то чей-то стон...

Зоя Матвеева с Виктором, Татьяной, Зангвильдом Матвеевыми. Владивосток. 1920

В 1917 году Венедикт Март редактировал журнал «Глашатай», и тогда же в типографии Н. П. Матвеева-Амурского вышла его вторая книга «Песенцы», в которую он включил переводы с японского и оригинальные стихи в стиле японской поэтики. В конце декабря 1917 года увидела свет третья книга «Черный дом». Черный цвет привлекал Венедикта Марта, избравшего своим псевдонимом слово «Март», которое лексически связано со словами morir — умирать, martyr — мученик (мартиролог — в католичестве «каталог или список святых», в православии «святцы»). Во многих названиях произведений Венедикта Марта присутствует именно этот цвет: «Черная тщета», «Черная, грозная ночь», «Черный хрусталь» (цикл стихов из книги «Черный дом»), «На черной нитке», «Черные люди». Черный цвет символизирует тьму смерти, искушение, отчаяние, скорбь и зло. Но в индуизме он отражает дуалистическое единство Света и Тьмы, которое необходимо для продления жизни.

Колорит цветовых образов диссонировал с веселым нравом поэта. Его племянница Новелла Матвеева писала, что, по рассказам ее отца, Н. Н. Матвеева-Бодрого, «Венедикт был очень озорным и острым на язык, а вот стихи писал мрачные».

В 1918-м Венедикт Март написал и сам переплел книгу «Русь — кровь моя!». На титульном листе начертал слова: «В эту книгу вошли стихотворения, созданные в угарные годы войны и в святые Дни Революции». В январе этого же года во Владивостоке организационно оформился футуризм, было создано литературно-художественное объединение (ЛХО), в которое входил и Венедикт Март. Но уже в декабре 1920-го он изменил свое отношение к футуризму и даже опубликовал статью «Футуризм — музейная плесень». За это его критиковали Н. Ф. Насимович-Чужак, С. М. Третьяков, Д. Д. Бурлюк и многие другие представители этого течения в искусстве.

В 1918 году у Венедикта Марта в Харбине родился сын Зангвильд. Его матерью была Сима Лесохина, фельдшерица инфекционной больницы Петрограда, в которой Венедикт лечился от тифа. Дальнейшая судьба Симы оказалась печальной: она попала в психиатрическую больницу, в которой умерла от голода во время блокады Ленинграда...

В Харбине Венедикт Март прожил с сыном пять лет, редактировал журнал «Искусство» и «Великий океан». Потрясенный горькой долей русских эмигрантов, он опубликовал в харбинской газете «Заря» стихотворение «Скитальцам России», в котором были строчки:

Грозы кровавые Русь разметали,
Ветер нагрянул и кровли сорвал.
Вьюги — очаг, отчий дом растерзали...
По миру сонмы блуждают бродяг.

После возвращения в СССР Венедикт Март с сыном жили в подмосковном Томилино на даче у поэта Фофанова-Олимпова (Фофанов Константин Константинович (1889–1940), русский поэт, один из создателей эгофутуризма — Н. Г.). Позже, уже в саратовской ссылке 1928 года, Март писал Зангвильду: «Сынок, сынок, помнишь, как я тебе вслух читал летом вечерами „Дон-Кихота“ в нашем дорогом сосновом Томилино? Ах, сынок мой, плакать хочется, когда вспомнишь это дорогое время...»

В 1920-е годы в соавторстве с Николаем Костаревым он написал под псевдонимом Никэд приключенческий роман-трилогию «Желтый дьявол» о Гражданской войне на Дальнем Востоке. В 1928-м в Москве у него вышли две книги рассказов: одна так и называлась — «Сборник рассказов», другая — «Логово рыжих дьяволов». В конце этого же года Венедикта Марта арестовали и сослали в Саратов. О причине своего ареста он писал сыну: «Говорят, что твой папка поскандалил в присутствии таких дядей из ГПУ, при которых лучше не скандалить...»

В ссылке Венедикт работал очень много: к декабрю сдал в разные редакции и издательства 25 рукописей, в январе — 43 рукописи, в феврале (за 28 дней) — 61 рукопись. В Ленинграде вышли сборники его рассказов «Черные люди» (1930), «Золотой поезд» (1931), «Ленинградские рассказы» (1932). Вернувшись из ссылки, Венедикт Март с сыном некоторое время жил в Ленинграде, потом переехал в Киев, где издал свой последний сборник «Дэрэ — водяная свадьба».

В 1937 году Венедикта Николаевича арестовали, а затем расстреляли. В одном из писем его сын Зангвильд, известный впоследствии как поэт Иван Елагин, писал: «Весь архив моего отца увезли вместе с ним в 37 году. У меня нет ни одной его строчки». Брат Венедикта Н. Н. Матвеев-Бодрый чудом сохранил многие материалы Венедикта Марта. Они представлены в фондовом собрании Гродековского музея. Среди них уникальные, в том числе рукописные книги Венедикта Марта: «Порывы», «Песенцы», «Черный дом», «Русь — кровь моя!», «Изумрудные черви», «Мартелии», «Тигровьи чары», «Три солнца», «Лепестки сакуры», «Украденная смерть. На перекрестках смерти», «Россия без Ять», «Фаин» (совместно с братом Гавриилом), «Дэрэ — водяная свадьба» и другие. Музей располагает также письмами поэта сыну Зангвильду, брату Николаю, сестре Зое, племяннику Виру (Виктору Николаевичу, сыну Н. Н. Матвеева-Бодрого), писателю А. П. Чапыгину.

Иван Елагин посвятил отцу одну из лучших своих поэм «Звезды». В стихотворении «Личное дело» он писал:

И пропал он, как в дыму,
На заре в июле,
И дыхание ему
Задержали пулей.
Брось на клок бумаги взгляд,
Только зубы стисни.
Прочитай, как был изъят
Человек из жизни.

Наталия ГРЕБЕНЮКОВА
Фото из архива Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова