Живая земля

О прозе Юрия Жекотова

Как же приятно открыть для себя прозу Юрия Жекотова! Радостно погружаться в его «солнечные хороводы» природы, знакомиться с «не по годам рассудительными» взрослыми героями и их удивительными, трогательными своей человечностью и живостью детьми, занимающими высокое место «в шкале человеческих оценок», «хаживать по тайге», прислушиваться к ней, как к живому существу, открывать секреты охотников и рыболовов, любоваться «кумачовыми красками закатов».

Рассказы оригинальные, если не сказать уникальные. Ты читаешь и получаешь удовольствие от неожиданности поворота сюжета, восхищаешься близостью к таежной природе, переживая до слез, то радуясь, то взгрустнув. Все персонажи рассказов выписаны так живо, здорово, с непреходящей бодростью души и ума автора. От произведений Юрия Жекотова веет силой и мужеством автора, герои которого живут подлинной жизнью, в тесной связи с природой. Она то испытывает людей, проверяя на прочность, то щедро одаривает, то трогательно заботится, с пониманием и любовью отвечая на любовь.

Душа читателя откликается на духовную энергию автора, персонажи его возвращают не просто читателю, а, можно сказать, человечеству права на то, чем оно обладало от начала времен.

Как много потерял человек, погнавшись за цивилизацией, прогрессом, как много он обретает, возвращаясь в отчий дом, к своим корням, как много мудрости и тайн вселенной ему открывается!

Чтение этих рассказов не предназначено для пробегания наискосок страницы, а требует наслаждения, смакования и погружения в исцеляющие душу тексты, в завораживающие волнительные перемены настроения. Эта наполненность позволит лучше осознать мир, его слышать, видеть, обонять, и у тебя возникает осознанная зоркость, внимание к деталям окружающей жизни. В героях побеждают воля и разум, уверенность в своей правоте. Они словно следуют древней мудрости: победи ситуацию, и ты победишь всегда. Они выходят победителями в непредвиденных обстоятельствах, преодолевают их и обретают гармонию.

С первых строчек «Ревнивого моря», мысленно оказавшись на берегу Охотского моря, ты ввергаешься в глагольный ритм непрерывного действия в осенней природе: «Проверяя прочность золотых одежек осени, на исходе сентября объявился-зашутковал мороз: принялся стегать травы, изгоняя оттуда едва теплившуюся жизнь, стеклить по ночам промоины на прибрежных болотцах, выбеливать вязкими утренними туманами морские горизонты. Звезды теперь спускались к самой земле, заводили хороводы, и сплетенное из их ярких шлейфов широкое одеяло, так и не прибранное к рассвету, еще долго свисало с неба, сверкая кружевами кухты на кочкастых торфяниках».

Здесь нельзя жить «без любви к морю, без ответного человеческого слова». Михаил Сермяжный, вызвавшийся добровольно сторожить рыбацкий стан, говорит о себе: «Я своего Охотского моря не предам. Касаток и белух на югах вы не сыщете, нерпа наша усатая из-за кормы лодки там вам не улыбнется, северные чайки не закружат над головой такой веселый белокрылый танец!»

«Наше море другое, мудрое, мы у него в вечных учениках, — вторит ему автор Юрий Жекотов. — С ним не забалуешь! Редко приласкает погожим деньком. А приласкает, так тут же сыростью обдаст и моросью. Не любит ленивых и пустоголовых, быстро втемяшит, что почем, а норов проявишь, так и не примет, спровадит. Зато Охотоморье трудяг привечает. Без улова не оставит». Михаил подался в сторожа, чтобы обеспечить своим детям возможность увидеть другое, теплое море. Но не такое уж и крупное цунами «почти все не прикрепленное к тверди имущество артели забрало данью, а что не успело прихватить, перемешало и бросило. Побило баркасы, основательно разрушило добрую половину рыбацких строений».

И Михаил Сермяжный приходит к выводу, что море не простило ему измены, и когда герой заговорил с ним, как с живым: «Эх, морюшко-горюшко, с тобой не замечтаешь. Куда мне от тебя? Куда я от твоего характера, от норова? Я сам такой, измены не люблю, непостоянства, переметных душ всяких, неоседлых, пустяковых...

Мне другого моря, хоть медом облей его, не надо. Я так, только одним глазом хотел посмотреть, детишек побаловать», — и он увидел, что море посветлело и простило человека, став «таким красочным, светлым, добрым и жалостливым».

В рассказе «Тигриная любовь» главный герой принадлежит к той не переводящейся на земле породе людей, что, забыв презренную пользу, отправляются в странствие по земле в «поисках синей птицы или философского камня...».

Вася Солкин, молодой ученый, изучая тритонов, сталкивается с необычным поведением тигрицы, проявившей интерес к двуногому существу, наполнявшему таежную тишину песнями под гитару. Марго, как назвал тигрицу Василий, не только охраняла его, заботилась, принося к двери охотничьей избушки подсвинка, вывела заблудившегося в непогоду Василия с его девушкой Ларисой к домику.

Владивосток оказывается чужим и скучным для Василия, и когда он вернулся в тайгу, «тигрица Марго улыбалась первым сентябрьским дням и то и дело счастливо поглядывала вдоль распадка, где после небольшого перерыва над избушкой у тритонова ключа под покровом таежных картин вызовом для городских „цивилизованных“ нравов вновь раздавались слова песен...»

Пронзительная история «Морошкового зайца», история спасения провалившегося в трясину болота мужчины, спасавшего свою дочь Настю. Избежав трагедии, люди не впадают в самовосхваление, а рассматривают спасение как добрую помощь солнечного лучика, «морошкового зайца», как милость природы: «Раз болото до сих пор не взяло, не быть тебе утопленником. Кому как, а нам оно эдак. Кому жить — любоваться, тому в трясине не бултыхаться. Значит, не судьба. Значит, не отлюбил еще свое...»

В рассказе «Грезы деда Захария» мы встречаемся с удивительным видением жизни старого человека, ничем не примечательного на первый взгляд. Оказавшись в городской квартире и тоскуя по лесу, с которым связана вся его жизнь, дед Захарий создает целый охотничий музей на основе своих фотографий охотника и рыболова. Но еще больше счастливых мгновений охоты в воспоминаниях, которые и создают смысл его жизни. Они украшают жизнь в старости, когда Захарий размышляет: «...конечно же, о своем ратном начале, как на утренних зорьках сколько раз вместе с другим охотничьим людом, кто порой неведомо для себя зачем, но впрягался в одни постромки с природными силами и под песни пролетных птиц своей восторженной охотничьей думкой помогал матушке-земле, затянувшейся розоватыми потугами, разродиться новым днем, и потом, лишь разок прикоснувшись к давней заретушированной сегодняшними письменами тайне, непреодолимо стремился к правому, обозначенному судьбоносными далями делу...»

Заключительный рассказ «Моховое царство — таежное государство» говорит нам, что не все тайны раскрыты, как не все тропки в лесу исхожены. Щедра тайга, но «только надо с легким сердцем идти, а коли с алчностью — с жадностью сговоришься, то не примет тебя тайга, а в чуждом лесу все тропинки к омуту».

К бережному отношению, к любви и почтению к величественной матери-земле призывает нас автор.

Рассказы талантливые, искренние, притягательные. Это проза высокой пробы. Спасение мира в красоте природы, облагораживающей и одухотворяющей человека. Через случай мы воспроизводим в нашем сознании целое, через таежный воздух — национальный русский дух, через небольшие срезы отдельных человеческих характеров — богатырские силы русского народа.

Автор любуется сам, и мы вместе с ним наслаждаемся поэтичными таежными пейзажами. Все окрашено родовым чувством художника, национальным, народным, семейным. Теплота интонации Юрия Жекотова, выбор нравственных оценок, принцип одухотворения обладают последовательной логикой, собственным пространством существования. Рассказы говорят нам, что земля жива, и на ней вновь и вновь прорастает молодая трава.

Лидия ДОВЫДЕНКО


Юрий ЖекотовЮрий Викторович ЖЕКОТОВ — прозаик, член Союза писателей России.

Родился в Николаевске-на-Амуре в 1964 г. Окончил Приморский сельскохозяйственный и Иркутский педагогический институты. В настоящее время работает учителем в школе.

Произведения автора печатались в сборнике «Светлые души», альманахе «Охотничьи просторы», в журналах «Берега», «Природа и человек — XXI век», «Молодая гвардия», «Российский писатель», «Север», «Южная звезда», «Юный натуралист», «Родное Приамурье», «Дальний Восток» и др. Победитель литературных конкурсов «О городе строки мои» в честь 155-летия Николаевска-на-Амуре, Дальневосточного конкурса природоохранной журналистики «Живая тайга» (Владивосток, 2011), Всероссийского конкурса-фестиваля «Хрустальный родник» (Орел, 2012), IV заочного межрегионального литературного конкурса маринистики им. К. Бадигина (Калининград, 2022). Лауреат в номинации «Проза» международных литературных конкурсов «Славянские Традиции» (Крым, 2010, 2014), «Согласование времен — 2012» (Германия), «Золотое перо Руси» (Москва, 2017), Международного литературного конкурса им. А. Платонова «Умное сердце» (Москва, 2019) и др. По итогам 2020 и 2021 гг. награжден журналом «Мир животных» (Беларусь) дипломами «Натуралист года».

«Рассказы дальневосточного охотника» Юрия Жекотова, представленные в 2023 г. на соискание Общероссийской литературной премии имени В. К. Арсеньева, признаны одной из лучших книг в категории «Короткая проза».

Автор семи книг прозы, в том числе «Зов белухи» (2007) и «Солнечные хороводы» (2011), «Те печальные амурские дни» (2017).

Живет в Николаевске-на-Амуре.