- Счастливое «где-то»
- Прорастая на Востоке
- Прорастая на Востоке
- В поисках Ачанского городка
- Начальник Амурской экспедиции
- Славянский мир Дальнего Востока
- Вниз по Амуру. Дорожные заметки этнографа С. В. Максимова
- На Амуре. Первые путевые впечатления*
- Тракт длиною в два века
- Исчезающий мир амурских сел
- Иван Аполлонович Чарушин, мастер архитектуры
- Православная культура на Дальнем Востоке России
- Сюжеты из вертепного ящика
- Единое пространство культуры
- Театральный сезон
- Литература
- Знаки и символы нашей истории
- Дом народного творчества
- ГАЛИУЛЛИН Ильгис Фатыхович (1947–2010)
Уже не первый год накануне Рождества возле православных храмов в Хабаровске появляются пещеры из снега, а в них персонажи евангельской истории о рождении Христа. Это вертепы — забытый сюжет рождественских праздников. Новые черты в облик города уже несколько лет вносят художники и дети из воскресных школ. Вообще рождественский вертеп — одна из форм народного кукольного театра, без которого в прежние времена не обходились во время Рождества и святок. А в первоначальном значении вертеп — пещера, потаенное место. Славянский народный кукольный рождественский театр, взявший себе такое название, большей частью был распространен среди украинцев, хотя и в русских деревнях всю рождественскую неделю по дворам ходили христословы — люди, славившие Христа, а вместе с ними «постановочная группа» с деревянным ящиком. Некоторые семьи имели собственный вертеп и в праздничные дни приглашали друзей и соседей на спектакль. Еще вертепы были частью рождественских ярмарок, но это, конечно, в дореволюционной России. Вертепы мастерили большими и маленькими — в зависимости от ситуации. Вертепный ящик, выполняя роль театрального пространства, имел два уровня, куклы двигались по специальным прорезями. Кукол вырезали из дерева и наряжали в одежду из лоскутков. Сюжеты вертепной постановки были, что называется, вечными, как и главные персонажи — Младенец, Мария, Иосиф, царь Ирод, пастухи, волхвы, ослик, вол и ангел, провозглашающий радостную весть. Рождественские вертепы наибольшее распространение получили в Возрождение народного вертепного театра в России связно с именем Дмитрия Покровского, который в 1980 году вместе с режиссером Виктором Новацким проделал серьезную исследовательскую работу и по крупицам собрал ценнейший материал. В итоге в репертуаре театра Дмитрия Покровского появился уникальный спектакль, о котором заговорили как о первом шаге к возрождению живого народного театра в России. К сожалению, исторические источники не сохранили сведения о том, устраивали ли в хабаровских церквах вертепы, существовали ли кукольные театры с евангельскими сюжетами. Но если учесть, что среди переселенцев большинство составляли украинцы, вполне можно предположить, что где-нибудь да и разыгрывались представления в вертепном ящике. Возрождение церковной жизни в Хабаровске пришлось на А в воскресной школе при Иннокентьевском храме самый настоящий вертепный ящик — по всем канонам. Педагоги Иван Стремский и Наталья Лепетухина разыскали подлинные тексты вертепных постановок (благо уже появилась литература на эту тему), дети научились правильно водить кукол, и теперь всю рождественскую неделю дают благотворительные выступления для школьников, воспитанников детских домов и горожан. Что касается вертепов-пещер, которые сооружали внутри храма (символические ясли с фигурками Пречистой Девы, Праведного Иосифа Обручника и Младенца Христа, но чаще праздничная икона Рождества Христова внутри «пещеры»), эта традиция тоже к нам вернулась. Уже несколько лет в хабаровских храмах на Рождество появляются вертепы, украшенные еловыми ветками и живыми цветами. Верующие люди, подобно волхвам, приносят свои дары-молитвы рожденному Спасителю. Елена СОЛНЦЕВА |
|||
|