Сюжеты из вертепного ящика

Рождественская пещера. Воскресная школа Иннокентьевского храмаУже не первый год накануне Рождества возле православных храмов в Хабаровске появляются пещеры из снега, а в них персонажи евангельской истории о рождении Христа. Это вертепы — забытый сюжет рождественских праздников. Новые черты в облик города уже несколько лет вносят художники и дети из воскресных школ.

Вообще рождественский вертеп — одна из форм народного кукольного театра, без которого в прежние времена не обходились во время Рождества и святок. А в первоначальном значении вертеп — пещера, потаенное место. Славянский народный кукольный рождественский театр, взявший себе такое название, большей частью был распространен среди украинцев, хотя и в русских деревнях всю рождественскую неделю по дворам ходили христословы — люди, славившие Христа, а вместе с ними «постановочная группа» с деревянным ящиком. Некоторые семьи имели собственный вертеп и в праздничные дни приглашали друзей и соседей на спектакль. Еще вертепы были частью рождественских ярмарок, но это, конечно, в дореволюционной России.

Вертепы мастерили большими и маленькими — в зависимости от ситуации. Вертепный ящик, выполняя роль театрального пространства, имел два уровня, куклы двигались по специальным прорезями. Кукол вырезали из дерева и наряжали в одежду из лоскутков. Сюжеты вертепной постановки были, что называется, вечными, как и главные персонажи — Младенец, Мария, Иосиф, царь Ирод, пастухи, волхвы, ослик, вол и ангел, провозглашающий радостную весть.

Рождественские вертепы наибольшее распространение получили в XVII–XIX веках, но после революции 1917 года они исчезли из палитры народной культуры, как и многие религиозные обряды. В 20-е и 30-е годы XX века лишь в некоторых уголках Западной Украины сохранялись вертепные традиции: детвора ходила колядовать с небольшими самодельными театриками из бумаги. В целом же приемы вождения кукол в вертепах и тексты вертепных действ были практически утрачены.

Вертепный театр. Воскресная школа Иннокентьевского храмаРождественский вертеп для Никольского храма. 2006. Автор А. Горовой

Возрождение народного вертепного театра в России связно с именем Дмитрия Покровского, который в 1980 году вместе с режиссером Виктором Новацким проделал серьезную исследовательскую работу и по крупицам собрал ценнейший материал. В итоге в репертуаре театра Дмитрия Покровского появился уникальный спектакль, о котором заговорили как о первом шаге к возрождению живого народного театра в России.

К сожалению, исторические источники не сохранили сведения о том, устраивали ли в хабаровских церквах вертепы, существовали ли кукольные театры с евангельскими сюжетами. Но если учесть, что среди переселенцев большинство составляли украинцы, вполне можно предположить, что где-нибудь да и разыгрывались представления в вертепном ящике.

Возрождение церковной жизни в Хабаровске пришлось на 90-е годы XX века. В 1993-м при Иннокентьевском храме открыли воскресную школу, и уже через несколько лет ее преподаватели и воспитанники накануне Рождества начали делать статичный вертеп на территории храмового комплекса — снежную пещеру и кукол. В Христорождественском, Спасо-Преображенском храмах к Рождеству тоже появлялись праздничные пещеры, вертепы, причем всякий раз в новом художественном воплощении. Четыре Александра — Горовой, Михалевич, Лепетухин, Рябчук — из тех профессиональных художников, благодаря которым в нашей современной жизни — слишком быстрой, клиповой — появилась философия рождественского вертепа.

Рождественский вертеп для Спасо-Преображенского собора. 2009.  Авторы А. Горовой, А. РябчукПанно «Рождество Христово». 2010. Авторы А. Рябчук, А. Горовой

А в воскресной школе при Иннокентьевском храме самый настоящий вертепный ящик — по всем канонам. Педагоги Иван Стремский и Наталья Лепетухина разыскали подлинные тексты вертепных постановок (благо уже появилась литература на эту тему), дети научились правильно водить кукол, и теперь всю рождественскую неделю дают благотворительные выступления для школьников, воспитанников детских домов и горожан.

Что касается вертепов-пещер, которые сооружали внутри храма (символические ясли с фигурками Пречистой Девы, Праведного Иосифа Обручника и Младенца Христа, но чаще праздничная икона Рождества Христова внутри «пещеры»), эта традиция тоже к нам вернулась. Уже несколько лет в хабаровских храмах на Рождество появляются вертепы, украшенные еловыми ветками и живыми цветами. Верующие люди, подобно волхвам, приносят свои дары-молитвы рожденному Спасителю.

Елена СОЛНЦЕВА