Природа в марте не слишком щедра на краски. В графическом рисунке Саранска — небольшого, лишенного суеты и спешки — оттенки талого снега и просыпающейся земли. Но только лишь наступал вечер, картина менялась, и появлялся новый сюжет — яркий, светящийся. Огнями загорался Государственный русский драматический театр Республики Мордовия. Здесь восемь дней подряд свои спектакли представляли театры России, Молдовы, Казахстана, Украины, Азербайджана, Эстонии. Город Саранск стал точкой притяжения бывших соотечественников, которые, по сути, ими же и остались. Разные государства на географической карте, единое целое на карте театральной. Главные точки соприкосновения — русский театр, русский язык, русская культура. Да и сам фестиваль 2011 года посвящен «За шесть лет „Соотечественники“ стали не только важной частью жизни Саранска, — сказал на открытии фестиваля министр культуры Мордовии П. Н. Тултаев, — но и послужил импульсом к возникновению других творческих форумов — Международного фестиваля кукольных театров финно-угорских народов, фестиваля национальных театров (в Саранске есть Государственный национальный театр Республики Мордовия), Международного фестиваля классической музыки».
Но чтобы сегодня написать эти слова, потребовалось немало усилий тех, у кого родилась идея фестиваля и кто сумел ее реализовать. Среди них Наталья Старосельская — писатель, главный редактор журнала «Иные берега» и шеф-редактор журнала «Страстной бульвар, 10» и председатель экспертной комиссии «Соотечественников». Наталья Давидовна вспоминает, что тогда, шесть лет назад, у многих вызывал недоумение выбор города для проведения фестиваля. Потому что Саранск был абсолютно нетеатральным.
Самый первый фестиваль прошел довольно трудно. В числе зарубежных участников было три театра — Белоруссия, Казахстан, Украина, зрительный зал заполнен наполовину, но уже тогда стало понятно, что путь выбран верный. Тем более что серьезную поддержку тогда оказал МИД России. Изначально ставка делалась на то, чтобы объединять на театральном форуме как можно больше бывших советских республик, и в итоге за эти шесть лет на встрече соотечественников не было лишь одной из них — Таджикистана.
Открыл программу VI фестиваля спектакль Государственного русского драматического театра Республики Мордовия «Продавец дождя» Ричарда Нэша (режиссер А. Ермолин). Потом произошло «совершенно невероятное событие» (так обозначено в программке) — гоголевская «Женитьба», воплощенная художественным руководителем театра «У моста» (Пермь) Сергеем Федотовым (в этом году театр стал почетным гостем «Соотечественников»). Метаморфозы на грани мистики пермских актеров сменила особая тональность Русского молодежного театра из Эстонии (Таллин), представившего спектакль для семейного просмотра (это тоже из программки) «Поллианна» по произведению Э. Портер. Потрясающая атмосфера пластической драмы об Эдит Пиаф по пьесе И. Гриншпун «Падам... Падам...» (постановка и сценография Ю. Хармелина) Молодежного драматического театра «С улицы Роз» (Молдова, Кишинев). Играли Пушкина — весело, виртуозно — актеры Восточно-Казахстанского областного театра им. Жамбыла (Казахстан, Усть-Каменогорск). Сценическую версию «Метели» и «Барышни-крестьянки» представила режиссер театра Т. Баева в спектакле «Играем Пушкина». За встречей с Чеховым в спектакле Донецкого областного русского театра юного зрителя «Чайка» (режиссер О. Александров) последовала веселая, немного хулиганская клоунада «Smail-Dot-Net» театра «Арлекин» из Вильнюса. На закрытии фестиваля мощной завершающей точкой стала «Федра» Жана Расина — Азербайджанский государственный русский драматический театр им. С. Вургуна, режиссер А. Шаровский.
Фестиваль с самого начала задумывался не как призовой, а как встреча друзей, единомышленников. На память о «Соотечественниках» театры-соотечественники всегда увозили деревянную статуэтку и диплом. В этом году глава Республики Мордовия Н. И. Меркушкин учредил премию, которая вручалась от имени экспертной комиссии. Первым лауреатом стал Восточно-Казахстанский областной театр им. Жамбыла. Двадцать лет он не выезжал за пределы своей республики, с того самого момента, как Казахстан объявил о своей независимости. Участие в форуме «Соотечественники» стало прорывом. И возможно, по словам Н. Д. Старосельской, нынешний фестиваль проложил театру из Усть-Каменогорска дорогу к другим театральным форумам и проектам, как это произошло в свое время с молодежным театром «ОСА». На VI фестивале к работе экспертной комиссии впервые присоединилось молодежное жюри. Театральные критики и журналисты из разных городов России и стран ближнего зарубежья представляли Москву, Нижний Новгород, Одессу, Ставрополь, Хабаровск. Все они ученики Н. Д. Старосельской, участники ее регионального семинара театральных критиков. Молодежное жюри учредило собственный диплом и вручило его Молодежному драматическому театру «С улицы Роз».
Подобный фестиваль реален для каждого региона нашей страны, убежден С. Ф. Игонькин. Но это должна быть личная воля тех людей, кто берет на себя груз ответственности. Главное, не бояться воплощать идею, какой бы дерзкой она ни казалась на первый взгляд. «Соотечественники». Имя фестиваля непафосное, емкое. Когда-то у приезжающих на фестиваль театров было одно отечество. Потом оно разделилось, разорвались нити, связывающие людей. Их соединяют «Соотечественники». Елена ГЛЕБОВА |
|||
|