Пылинка вечности на глиняном черепке

Сикачи-Алянская аухаРаботы из новой серии дальневосточного живописца Игоря Кравчука, на которых изображения тигра, рыбы, цветка, петроглифа соединены в причудливые коллажи, хочется разглядывать не спеша. Они словно зашифрованные послания потомкам, несущие в себе полную тайн и очарования загадку. А тайна всегда притягательна. «Наверное, искусство в Хабаровске стало более интеллектуальным, — замечает Кравчук. — Сегодня главный объект, представляющий интерес для зрителей, — внутренний мир человека».

Дальний Восток издревле привлекал к себе внимание людей не только богатством своей уникальной природы, но и территориальной близостью к Востоку. Однако отнюдь не китайский ширпотреб интересует приезжих и гостей города, а тот характерный для Дальнего Востока колорит, который присутствует в работах дальневосточных живописцев.

Ганеша IIИменно месторасположение дальневосточного края, находящегося между Европой и Азией, натолкнуло хабаровского художника Игоря Кравчука на мысль использовать в своих живописных полотнах элементы китайской старинной культуры.

«Когда во время пленэров в нанайском селе Сикачи-Алян, на реках Анюй, Кия, где до сих пор сохранились остатки древних поселений, мне попадались старинные монеты, бусы, глиняные черепки, обломки наконечников с изображением лося, черепахи, солнца, иероглифов, я видел, что они очень похожи на символику приамурских аборигенов, — поделился Кравчук. — Все эти находки, на которых словно лежала пыль веков, волновали воображение, интересовали меня как художника. Они как бы говорили об общности различных цивилизаций, связи веков. А значит, одни и те же символы: река, цветы, рыба, птицы, — для многих народов имели один и тот же смысл».

ЧерепахаВ процессе изучения восточной символики, знакомства с основами учения фэн шуй художник не мог не отметить такую особенность: каждому элементу присущ свой цвет, своя линия, орнамент. Разумеется, на протяжении времени что-то видоизменялось, утрачивалось, но главная цель: жить в гармонии с природой и в ладу с собой, нести позитивное отношение к жизни — все же осталось. Ибо искусство, убежден Игорь Кравчук, способно влиять на строй мыслей человека.

Стремление передать через символы быстротекущее время, соединить разрозненные фрагменты в единое целое, в центре которого пристальное внимание художника к человеку, легли в основу нового направления в творчестве Игоря Кравчука. Благодаря изучению современного направления живописи появились работы, выполненные в технике коллажа, то есть наложение на основу материалов другой фактуры, это могут быть предметы археологии, амулеты с символами, металл, керамика и т. д.

Счастливый драконПервые выставки вызвали заметный интерес зрителей и привлекли внимание искусствоведов. Цветы, похожие на бабочек, и бабочки, словно легкие цветы на гибких стеблях, экзотические мотивы Сикачи-Аляна — в работах художника одна тема плавно перетекала в другую, получала новое развитие, рождая совершенно новые неожиданные формы.

И хотя Кравчук продолжает писать цветы, натюрморты, пейзажи, но теперь тема эта стала приобретать иной, более глубокий смысл.

Однако интересы художника не ограничиваются живописью. Пять лет назад Кравчук с помощью друга-предпринимателя Евгения Евгеньевича Бегуна открыл в здании Крайсовпрофа на Соборной площади галерею Регионального творческого союза «- 2», которая скоро стала весьма популярной среди художников и коллекционеров, так как объединила в своих стенах людей творческих и инициативных, которые охотно принимают участие во всех начинаниях и проектах. Можно сказать, что открытие галереи на Соборной площади — это тот счастливый случай, когда под влиянием благоприятных обстоятельств затаенные мечты вдруг материализовались и стали реальностью.

Имея за плечами 10-летний опыт работы консультанта и организатора различных выставок, изучая спрос и психологию покупателей в художественном салоне, Игорь Кравчук убежден, что основное условие для выживания и развития изобразительного искусства в городе — поддержка властных структур.

Букет с лилиями— Отношение властей к художникам, артистам, галеристам, — комментирует художник, — это показатель состояния искусства в стране, городе, крае. Возьмем для примера Москву, там биеннале проводятся в самых престижных и удобных помещениях, это целая программа, которой уделяется много внимания и средств. А у нас в Хабаровске любое начинание подобного рода возможно лишь при помощи коммерческих структур или на голом энтузиазме одного или нескольких человек. Судите сами: единственный выставочный зал Союза художников — художественная галерея имени А. Федотова — был открыт еще при советской власти. И все. Государство сняло с себя все полномочия. С одной стороны, свобода — это хорошо, а с другой плохо, так как минимальная помощь от государства все же должна осуществляться.

— Что конкретно необходимо для того, чтобы изобразительное искусство в крае шло по пути развития?

— Предоставлять художникам помещения для проведения выставок и обязать тех, кто этим занимается, самих проводить и организовывать выставки. Тогда на вырученные деньги галереи смогут жить и развиваться. Такой опыт имеется в Москве. Главное, определить требования к галереям: проводить в год не менее шести выставок, работать с профессиональными художниками определенного уровня. Кроме того, галерея — это правдивая информация о художниках, о новых тенденциях в мире живописи, что способствует формированию вкуса и гарантирует качество предлагаемой продукции. Поэтому у нас работают люди, хорошо знающие свое дело, за эти годы сложился вполне стабильный профессиональный коллектив, что тоже способствует упрочению репутации галереи.

— Пять лет существования галереи Регионального творческого союза «- 2» — срок немалый. Что интересного происходило в ее стенах за эти годы?

Пионы— Состоялась совместная выставка Владимира Хрустова и Андрея Павленковича, посвященная Хабаровску, — два непохожих взгляда на родной город, его дома, улицы, старые уютные закутки, где прошло, может быть, и твое детство... Увидели свет работы художников из Санкт-Петербурга. Не оставила зрителей равнодушными персональные выставки Александра Иконникова, Владимира Хрустова — мастеров, хорошо известных не только на Дальнем Востоке. Приятной неожиданностью и открытием нового имени стала выставка работ ученого-лесовода Дмитрия Ефремова, его персональная выставка под названием «Лес и люди. История познания» вызвала большой интерес хабаровчан и коллег художника, сотрудников Дальневосточного института лесного хозяйства. Дважды экспонировались наши художники в Японии, а также в Сан-Франциско. В конце прошлого года гостем нашей галереи стал фотохудожник из Америки Адольф Шапиро. Интерес, который вызвали его фотоработы в России, явился для него сюрпризом... В стенах галереи также были представлены экспонаты сувенирной продукции из частных коллекций. Хочется надеяться, что за эти пять лет галерея превратилась в центр притяжения, где происходят встречи с самыми различными людьми — своеобразный клуб по интересам.

— Что ожидает любителей изобразительного искусства в ближайшем будущем?

Подсолнухи— Готовится выставка Вадима Флиссака из Санкт-Петербурга, а также моя персональная с новой серией: цветы, фэн шуй. Выставка карикатуриста Александра Тимягина — работы художника его взгляд на жизнь, думаю, также не оставят зрителей равнодушными.

Вообще значение художественных выставок, открытие новых площадей для выставочных залов, где художники могли бы продемонстрировать свои работы, трудно переоценить. Галерея — это путеводитель в мире искусства, открытие новых имен, это более мобильная форма работы с художниками. Кроме того, галерея — это общение, обмен опытом с западными галеристами, обмен художниками. Смысл работы любой галереи — показать и заинтересовать чем-то необычным, своим, характерным для данного региона, познакомить с изобразительным творчеством как можно больше людей. В дальнейших наших планах — открытие новых галерей, превращение дальневосточного центра в своеобразную творческую Мекку.

Светлана ФУРСОВА
Хабаровск