В 2004 году в Тюменскую инспекцию по охране и использованию памятников истории и культуры поступило распоряжение городской власти — реконструировать надгробие полярного летчика Эдуарда Лухта на Текутьевском кладбище. Сотрудники инспекции обратились в нашу организацию. Так я впервые услышал об Эдуарде Мартыновиче Лухте — человеке интереснейшей судьбы. Долгие годы могилу венчал деревянный обелиск, на котором был прикреплен пропеллер красного цвета. Потом дерево истлело, исчез пропеллер, осталась только чугунная плита, заросшая травой, на которой с трудом можно было прочесть: «Лухт Эдуард Мартынович, Работая над эскизом, я сделал старую плиту основой композиции. Необходимо было сохранить частицу того времени, застывшую в чугуне, выполнить реконструкцию памятника и оградки в стиле Познакомился с биографией летчика, начал поиск потомков Лухта и нашел его сына, который живет в Москве. Эдуард Эдуардович сейчас на заслуженном отдыхе, долгие годы проработал на заводе фрезеровщиком. В телефонном разговоре рассказал об отце много интересного, в том числе факты, ранее не опубликованные... ...Матрос Лухт, в Октябрьскую революцию принимавший участие во взятии Зимнего дворца, мечтал о полетах. Но был простым мотористом воздушной бригады Балтийского флота. В В 1927 году на пароходе «Колыма» в Заполярье отправилась экспедиция с важными грузами для охотников Севера. Среди путешественников находился и Лухт, который во льдах должен был повести летающую лодку «Савойя-16». Эдуард Лухт и его коллега Ефим Кошелев доставили зимовщикам почту, медикаменты, продовольствие. Обратно улетели груженные пушниной. О блестящей Первой советской воздушной экспедиции узнали во всем мире. Имена летчиков, рискнувших перелететь льды, написали газеты и журналы. Участники экспедиции были награждены ЦИК Якутии специальными серебряными знаками экспедиции на остров Врангеля и «Первооткрывателю воздушных путей Якутии». Правительство ЯАССР наградило их почетными грамотами и подало ходатайство о награждении участников экспедиции орденами Красного Знамени. Вскоре после окончания полярной экспедиции Э. М. Лухта назначили на должность командира Что же представлял собой этот первый в мире речной авианосец? По инициативе Э. М. Лухта канонерская лодка была переоборудована: с палубы сняли надстройку, а на ее месте соорудили мастерскую-ангар. Вместимость — четыре самолета Р-1 на поплавках. Командир отряда Лухт, как правило, брал на себя наиболее трудные задания. Часто летал на рекогносцировку, разведку. Дважды летал с Блюхером и многократно с командиром Амурской флотилии Я. И. Озолиным. Однажды они попали в сильный туман. Полет проходил над Амуром. Внезапно перед самолетом появилась громада железнодорожного моста. «Перепрыгнуть» мост было невозможно, и Лухт принял единственно верное решение — отдал ручку от себя и, почти касаясь воды, проскочил под фермой моста. В 1929 году Красная армия в районе КВЖД совершила настоящий подвиг. Мир увидел «советский блицкриг» — частями РККА была разбита Мукденская армия в 300 000 человек. Численность группировки РККА составляла всего 18 521 человек, 150 артиллерийских орудий, 25 самолетов и 14 кораблей Амурской флотилии. По большому счету положение СССР в регионе было безнадежным. В мае 1929 года китайская полиция ворвалась в Генконсульство СССР в Харбине, провела обыск, избила и ограбила сотрудников посольства. Был арестован генконсул СССР. Правда, через несколько часов китайцы освободили дипломатов. Победа над белокитайцами казалась абсолютно невозможной — противник обладал колоссальным превосходством в силах. На Западе уже открыто обсуждали, каким образом будет делиться Дальний Восток после разгрома СССР, который всеми считался неизбежным. Боевые действия на дальневосточном участке начались 12 октября в районе Лахасусу против китайской флотилии, сосредоточенной в устье реки Сунгари. Самолеты После расправы с канонеркой Лухт и Боровиков атаковали и вынудили в замешательстве отступить кавалерийский отряд численностью в 300 всадников, который пытался сбросить десантников в реку. Причем действовавшие на высоте 50 м самолеты во время боя подверглись сильному обстрелу с земли. Например, Лухт, возвратившись на базу, «привез» 14 пулевых пробоин в крыльях и фюзеляже самолета. Однако машина боеспособности не потеряла. 22 декабря 1929 года в Хабаровске состоялось подписание соглашения между СССР и Китаем, предусматривавшего ликвидацию конфликта и восстановление на КВЖД прежнего положения. По представлению командующего флотилией Э. Лухт был награжден вторым орденом Боевого Красного Знамени. Награду ему вручил командарм ОДВА В. Блюхер. После подавления выступления белокитайцев Лухт продолжал служить в Хабаровске. Строил аэродромы, казармы, передавал свой боевой и летный опыт молодежи. Его практический ум всегда находил что-то новое, полезное, нужное. Так, например, он предложил использовать даровую энергию горячих природных источников для обогрева теплиц. В результате этой инициативы в пищевом рационе авиаторов круглый год были свежие овощи. Но дорога службы никогда не бывает гладкой. Однажды при выполнении ночных групповых полетов столкнулись два самолета. Погибли два летчика и два летнаба. Дело командира было передано в трибунал. Выручил нарком обороны К. Е. Ворошилов, прибывший в Хабаровск по делам службы. Увидев на кителе Лухта дырочки от снятых наград, нарком спросил: «Почему не носите ордена?» Лухт объяснил ситуацию. «Для чего вы проводите ночные полеты?» — последовал второй вопрос. На это Эдуард Мартынович ответил, что «японцы умеют летать ночью, а мы обязаны это делать лучше их». «Наденьте ордена, трибунала не будет», — закончил разговор Ворошилов. В 1935 году общественность широко отметила двадцатилетие службы Э. М. Лухта в авиации. Вот что писала газета «Тихоокеанская звезда»: «Это человек влюбленный в туманы Охотского моря, вырисовывающиеся из-за облаков вершины угасших вулканов Камчатки. Он знает и любит свой край, вместе со своими товарищами охраняет его и зорко следит за спокойствием его границ». В 1938 году Э. М. Лухт переехал в Тюмень, где стал работать командиром Обского отдельного отряда ГВФ. Интересно, что авиаотряды в то время именовались по названиям рек, потому что воздушные трассы прокладывались вдоль водных артерий. Лухт много сделал для авиационного освоения тюменского Севера. Были открыты регулярные авиалинии до Тобольска, Ханты-Мансийска, Березово, Салехарда и многих других населенных пунктов. Для авиаторов он добился более или менее благоустроенных квартир, а сам жил в маленьком, на четыре окна, домике по улице Дзержинского, 7. В мае В 1980 году инициативной группой ветеранов «Аэрофлота» было предложено назвать улицу в Тюмени именем Э. М. Лухта. К сожалению, улицы с таким названием до сих пор нет. Виктор ЮЖАКОВ ЛУХТ Эдуард Мартынович (10.08.1893, с. Каракура Перекопского уезда Таврической губернии — 29.05.1940, г. Тюмень), эстонец, летчик. Окончил Самарскую школу морских летчиков (1919), Качинскую школу высшего пилотажа (1924), учился в Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского. В |
|||
|