Ручей слёз

Легенды и реальные истории нанайского села Верхняя Эконь

Все на земле имеет свое имя. Многие из этих имен и названий насчитывают сотни, а то и тысячи лет, поэтому мы порой и не знаем их смысл. Есть специальная наука, изучающая названия, — топонимика. Она возникла довольно давно. В России первые топонимические исследования проводились еще в начале ХIХ века, но бурное развитие получили лишь в последние 30–40 лет. С помощью этой науки я решила исследовать свое село, улицы, по которым хожу каждый день, сопки и ручьи, которые вижу из окна моего дома. Хочется, чтобы люди, которые приезжают к нам в село на экскурсии, задавая местным жителям вопрос: «А что значит название этого села (реки, сопки, улицы)?», получали правдивый, исторически верный ответ.

Именно поэтому пришлось обложиться книгами, словарями и записями легенд и сказок о селе. Среди них, например, труд Е. М. Поспелова «Туристу о географических названиях», где в отдельные главы собраны названия, относящиеся к горам, улицам и водным потокам. Именно эта книга помогла объяснить некоторые названия моего села, хотя в ней и приводились примеры из европейской части России. Ничего не получилось бы без словаря нанайского языка. Ведь село Верхняя Эконь находится в Приамурье — месте коренного обитания нанайцев. А значит, большое количество названий имеет отношение к их языку.

Под охраной Пуймура

Село Верхняя Эконь находится в Комсомольском районе Хабаровского края. Столица края — город Хабаровск — получила свое название по имени первопроходца Е. П. Хабарова. Уроженец города Великий Устюг, решительный по характеру, осенью 1649 года Ерофей Павлович Хабаров с отрядом в 70 человек отправился из Якутска по реке Олекме на Амур. Собрав доказательства того, что амурские земли богаты и прибыльны, первопроходец вернулся в столицу. Что означает фамилия Хабаров? Слово «хабар» в северных говорах обозначает «весть», «добыча», а еще — «счастье». По-видимому, предки Е. П. Хабарова были очень удачливы, а их прозвище со временем стало фамилией.

Что касается названия села Верхняя Эконь, то оно не историческое, а скорее легендарное. Сохранилось несколько легенд о происхождении названия села. Одна из них записана Павлом Сергеевым в 1995 году от жителя села М. А. Волкова.

В начале ХХ века в стойбище жили рядом две семьи нанайцев, в одной был сын, а в другой — дочь, они любили друг друга. Но у юноши не было денег, чтобы заплатить за невесту выкуп и жениться на ней. И вот он пообещал ей пойти на охоту, поймать много соболей, чтобы купить на них у китайских торговцев товары для выкупа. Юноша ушел на охоту, и долго от него не было вестей. А тем временем в стойбище пришел китайский торговец. Отец девушки задолжал ему за продукты и охотничьи припасы, а заплатить весь долг не смог. Тогда торговец решил забрать у него дочь. Узнав об этом, девушка убежала в сопки и там пряталась, пока ее жених не вернулся с охоты и не заплатил за нее выкуп.

По другой версии, жених не смог помочь своей возлюбленной. Девушка долго плакала, и от ее слез образовался ручей, который по ее имени назвали Экэни. Этот ручей и сегодня протекает через село с востока на запад, впадая в Амур. Если мы заглянем в словарь нанайского языка, то обнаружим, что «Эконь» в переводе с нанайского значит «ручей».

Но почему именно «Верхняя Эконь»? Селение когда-то было разделено на две части: одна находилась выше по течению Амура, а другая ниже. Если в Верхней Экони сегодня живут люди, стоят дома, то Нижняя Эконь пришла в запустение и практически исчезла.

Село Верхняя Эконь стоит на Амуре. Его название связано с драконом Пуймуром. О том, кто такой Пуймур, рассказывает нанайская легенда «Как старик спас Пуймура», записанная у жительницы Комсомольска-на-Амуре Е. Д. Самар. Пуймур — водный житель, сын водного царя. Он может обретать человеческий вид, помогает во всем человеку, благодаря его за доброе отношение, хотя может и разгневаться. Это полностью соответствует характеру своенравного, но богатого рыбой Амура.

На Амуре, прямо напротив Экони, виднеется остров Входной. Название говорит само за себя. Он как бы входит в залив у села, отрезая Эконь от основного, шумного движения реки. Частью Амура когда-то была Муха. Раньше это был залив, а теперь озеро. Его название произошло от нанайского: «муэ» — «вода». Когда в Экони стало проживать много русских, то слово «муэ» изменилось по звучанию. «Муэ» — «мухэ» — «муха». Так появилось новое название. От названия озера оно перешло на часть села, расположенную рядом.

Улицы как странички памяти

Все названия наших улиц связаны либо с историческими личностями, зданиями и достопримечательностями, либо с природой. Лесная, Дубовая, Березовая, Таежная, Ключевая...

Итак, улица Лесная. «Лес» — слово общеславянского происхождения. Лес, окружающий село, состоит из лиственных и хвойных деревьев; особенно его украшают березы, растут шиповник, багульник. Летом много грибов: подберезовики, опята, подосиновики, медвежьи ушки (лисички). Собирают здесь и ягоды: землянику, малину, смородину, кишмиш (актинидию), жимолость и бруснику. Если посмотреть на карту, можно увидеть, что лес окружает село со всех сторон, поэтому он не мог не отразиться в названиях улиц.

Таежная улица имеет в названии корень «тайга», которое произошло от слов «таить», «прятать». Тайга — это густой, темный лес. Таежная и Лесная улицы начинаются и оканчиваются лесом. На Березовой и Дубовой растут деревья этих пород, и сами названия изначально им дали местные жители, а не администрация села.

На Ключевой улице несколько десятилетий назад на самом деле бил ключ, но сейчас на его месте колонка. А что такое ключ? Это общеславянское слово, по происхождению звукоподражательное. Образовано оно с помощью суффикса от слова «клюк» — звук. Так называют бьющий из земли источник, родник.

Что касается Набережной, то традиционно первая улица, идущая вдоль Амура, набережная (расположена на берегу). Магистральная улица — значит главная. На ней стоит автобусная остановка, она же (единственная в селе) асфальтирована. Она самая первая при въезде в село, миновать ее невозможно.

Кроме того, в Экони есть улицы, названные так по расположенным на них зданиям и достопримечательностям — Школьная, Клубная. Во все времена на Школьной улице находилась школа, жили учителя. Официально начальная школа была открыта в 1934 году. Когда эконской школе исполнилось 60 лет, в подарок она получила новое здание. Сегодня в сельской школе около 60 учащихся, все они получают полное среднее образование. Но начальные классы — классы-комплекты. В здании школы расположены этнографический музей и детский сад. На Клубной улице находится Дом культуры, построенный в 50-е годы ХХ века как символ советского времени. Возле него стоит памятник Ленину.

Особо следует поговорить об улице Храпая. Это единственная улица села, названная в честь его жителя. Здесь находится могила Петра Павловича Храпая, известного врача, награжденного орденом Ленина, который в 30–50-е годы прошлого века лечил жителей Верхней Экони. Когда-то на этой улице было кладбище, но село росло, строилось, и захоронения снесли, оставив только одно — человека, волей случая оказавшегося на Дальнем Востоке и оставившего о себе добрую память. В те годы он был единственным на окрестные села медиком, к которому отовсюду приезжали в Эконь люди. О нем и его добрых делах сегодня можно прочитать в книгах Григория Ходжера «Конец большого дома» и «Амур широкий».

Петр Павлович Храпай родился в 1882 году. Получил медицинское образование, затем пошел служить в армию. В 1904 году, будучи со своим полком в Румынии, участвовал в бунте. За это его отправили в ссылку на Сахалин. Когда на Амуре началась чума, всех заключенных медиков с острова Сахалин отправили на борьбу с эпидемией. Так Храпай попал в Нижнетамбовскую волость, село Пермское. В 1909 году он женился. В семье родилось пятеро детей. Все получили образование. Сын, Валентин Петрович, стал учителям и одно время работал в Экони. По воспоминаниям жителей села, Петр Павлович Храпай был человеком приветливым, внимательным к людям, честным. Он лечил всех, никому не отказывал, за деньги и без денег, старых и молодых. Лекарства он готовил сам, половину дома отвел под больницу и аптеку. Врач Храпай принимал роды, вправлял вывихи, оперировал. Как-то к нему привезли человека, которому медведь содрал кожу с головы. Петр Павлович промыл рану, смазал ее медвежьим жиром и натянул кожу на прежнее место. Раненый выжил и пошел на поправку. Вместе с больными Храпай делал зарядку на берегу Амура, ходил с подростками в походы. Во время строительства Комсомольска его с семьей выселили из дома. Так он оказался в селе Вознесеновка, а после и в Экони.

В 1945 году знаменитый врач поселился в селе Верхняя Эконь. «Последние годы Петру Павловичу работать было трудно, но он никому не отказывал. Днем и ночью двери его дома были открыты. Человек он был обходительный, но и пошутить любил. Хорошо знал свое дело. Умер он в 1955 году. Перед смертью очень болел, почти не вставал с постели. Хоронили его всей деревней», — вспоминает жительница Верхней Экони Екатерина Павловна Братченко. Сегодня к могиле П. П. Храпая водят экскурсантов. От нее открывается красивый вид на Амур.

Сакральная точка Шаман-горы

Верхняя Эконь стоит в окружении возвышенностей. Самые знаменитые — сопка Ребячья и Шаман-гора. Ребячья сопка находится сразу за селом. Свое название она получила потому, что уже не один десяток лет дети катаются с ее склонов. Зимой на санках и лыжах по снегу, осенью просто по опавшим листьям. Что касается Шаман-горы, то по поводу ее названия существует интересная нанайская легенда. Но сначала надо сказать, что шаманы — это люди, лечившие людей, посредники между людьми и духами.

Как появились шаманы? Об этом рассказывает легенда, записанная со слов жительницы села А. Т. Дигор.

«Давно у старика из рода Самар умер сын. Старик со старухой похоронили его. Спустя некоторое время умерший сын вернулся. Опять похоронили его родители. Смотрят: снова возвращается сын. Тогда старик сказал: „Почему мертвый сын возвращается из потустороннего мира? Я сам отвезу его в буни“. Похоронили родители сына. Потом старик уложил его тень на нарту и повез. Долго, далеко шел, к воротам царства мертвых — буни — пришел. А ворота наглухо закрыты оказались. Стал старик камень за камнем отдирать от стены, сделал в ней дыру и втолкнул в буни тень сына. Камни же завернул в охотничий передник и пошел домой. Вернувшись, решил хорошенько разглядеть их. Развернул передник, а камни полетели в отверстие под потолком дома. Падая на землю, большие камни превратились в могущественных шаманов, а маленькие — в малосильных. Вот так появились шаманы, чтобы отвозить умерших в царство мертвых».

Получается, что шаманы — жители неба, которые по воле человека стали жить в обычных домах. Но иногда шаманы, как и люди, умирают. Доказательством этого, по мнению нанайцев, является скала Шаман-гора, расположенная в трех километрах от Верхней Экони. О ней рассказывают такую легенду. Когда-то на горе жил шаман. Однажды ему приснился сон о том, что, проснувшись, он спрыгнет с вершины и полетит как птица. Шаман проснулся, прыгнул со скалы, но разбился. В память о погибшем скалу назвали Шаман-горой. Вряд ли сегодня это сакральное место. На скале пишут различные надписи краской, обучаются скалолазанию с туристским снаряжением. Но, судя по названию, раньше она обожествлялась, служила местом отправления культовых обрядов.

От жителей Экони можно услышать фразу: «Я был на точке». Что это за «точка»? Тоже возвышенность, но ее название не значится на карте. Означает оно сопку, на которой около 20 лет назад находилась воинская часть (воинская точка). Память об этом сохранилась в селе.

Память людей хранит те названия, которые когда-то были в селе, но исчезли. Например, «Ширпотреб» — так называли в 60-е годы ХХ века часть села, в которой находились склады и магазин, предлагавший товары широкого (народного) потребления. Закрылся магазин — исчезло название.

Исчезло из оборота и прежнее название села — Экань. Именно так раньше оно писалось. Но ни одна из улиц не была переименована, ни одна не носила имена советских деятелей или представителей нанайского народа. Хотя, может быть, стоило бы назвать улицу на Мухе улицей Муски — первого нанайского учителя. А одну из улиц — в честь проживавшего в Экони писателя В. Коренева? Или хотя бы переулок — именем обладателя двух орденов Славы Николая Павловича Сайгора...

Исследуя топонимику своего села, я сделала для себя много новых открытий. И поняла самое главное: чем больше знаешь о месте, где живешь, тем оно роднее. Надеюсь, что те, кто прочтет эту публикацию, также почувствуют, что Верхняя Эконь стала им ближе.

Анастасия СОРГОЛЬ


ИСТОЧНИКИ

  1. Поспелов Е. М. Туристу о географических названиях. — М.: Профиздат, 1988.
  2. Русско-нанайский словарь. — Ленинград: Просвещение, 1982.
  3. Хабаровский край: страницы истории. — Владивосток: Утро России, 1996.
  4. Легенды о селе Верхняя Эконь (материалы школьного этнографического музея).
  5. Воспоминания и рассказы жителей села Верхняя Эконь.