- Народное творчество. Сюжеты о любви
- Сюжеты о народном творчестве
- Сохранить традиционную культуру народа – значит сохранить себя
- То, что объединяет народное творчество
- «Штрих-код» северной цивилизации
- Живая нить этнического искусства
- Родовая память мастерства
- На перекрестках приамурского орнамента. Памяти Николая У
- Мастера Земли Дерсу
- Гармония целого
- Хранитель удачи
- Солнце над Ачаном
- Тропа исчезающего народа
- Диковинки из бабушкиного сундука
- Золотое яйцо. Формула народного смехового творчества
- Грани духовности
- Литература
- Знаки и символы нашей истории
- Единое пространство культуры
- Илья Дмитриевич ЛИХАНОВ
В 2009 году исполняется 95 лет со дня рождения известной ульчской мастерицы, члена Союза художников России Очу Лукьяновны Росугбу (1914 – 1988). Народное искусство – результат коллективного творчества и труда многих поколений безымянных мастеров. Но в каждом поколении выделяются особо одаренные художники, чье творчество определяет уровень современного им народного искусства. Этих людей помнят многие десятилетия, об их таланте рассказывают легенды, их произведения хранят как образцы для подражания. Таким выдающимся народным художником была и Очу Лукьяновна Росугбу. Рассказывают, что когда в семье Талинды и Лукьяна Ходжер появился долгожданный ребенок, местный прорицатель объявил, что родилась большая мастерица, чье искусство принесет славу всему роду. Своей единственной дочери Талинда, известная в округе рукодельница, терпеливо передавала секреты мастерства, и очень скоро маленькая Очу стала радовать родственников небольшими подарками, вышитыми собственными руками, удивляя их тонкостью и чистотой работы. Родилась Очу Лукьяновна в стойбище Кадаки, много лет жила в селении Аури, а когда в 1960-е годы началось «укрупнение» колхозов, перебралась с семьей в село Булава, где и жила до своего последнего дня. Ее судьба, как и у большинства амурских женщин, была непростой, но, наверное, счастливой. Муж был добрым, интеллигентным человеком, получил образование в Ленинграде и работал в сельской школе. Они воспитали пятерых детей. Может быть, и семейная устроенность способствовала тому, что ее искусство было так гармонично и продуктивно. Но главная причина, вероятно, в другом: в глубине ее духовности, в способности к сильным эстетическим переживаниям, в необыкновенно насыщенной внутренней жизни, существовавшей как будто автономно от внешнего мира. Даже тяжелая работа в рыболовецком колхозе и бесконечные заботы о большой семье не могли погасить огонек вдохновенного творчества, который поднимал ее среди ночи и заставлял неустанно рисовать и вышивать, возбуждал в воображении все новые замысловатые орнаментальные сюжеты. Близкий художнице мир тайги и великого Амура, мир знакомый, но не познанный, отраженный в народных мифах и легендах, питал творческое воображение мастерицы и вдохновлял ее на создание собственных неповторимых орнаментальных сюжетов. И живут на ее текстильных коврах пластичные, грациозные собольки и легкие бабочки, напряженно слушающие тишину олени и гордые птицы; упруго и гибко оплетают их фантастические драконы, сила и власть которых, по местным поверьям, безмерны. Мы познакомились с Очу Лукьяновной, когда ей было уже около 70 лет. Но и в этом возрасте она была очень красива. Маленькая, хрупкая бабушка Очу до старости сохраняла в характере и внешности черты юной, мечтательной девушки. Добрая, тихая, немногословная, она никогда не говорила о своих идеях и чувствах, связанных с творчеством. О них говорят ее произведения. В музеях России хранится более 200 работ художницы. Большую часть ее художественного наследия составляют текстильные аппликационные ковры и предметы традиционной одежды. Хотя владела Очу Лукьяновна всеми видами национальных женских ремесел: аппликацией и вышивкой по ткани, ровдуге и рыбьей коже, тиснением и аппликацией на бересте, плетением из лозы и меховой мозаикой. Она умела делать все – обработать материал, будь то тяжелая шкура животного или хрупкая кожа рыб, сшить из него любое изделие, украсив его собственным орнаментом, используя все разнообразие национальных технических приемов. И в каждом произведении находит проявление ее высокая художественная культура и блестящее мастерство исполнения.
В искусстве О.Л. Росугбу присутствует то чувство меры, которое позволяет ее современным и очень декоративным произведениям сохранять исконный национальный характер. Изделия мастерицы легко узнаваемы. В них – особый эпический строй, приверженность определенной цветовой гамме (любимые цвета – голубой и розовый) и орнаментальным мотивам (чаще всего это бабочки и птицы). Гармония целого – отличительная черта творчества Очу Лукьяновны Росугбу. Она находит выражение в выверенных, уравновешенных композициях ее ковров, логичности декоративного оформления одежды, в удивительном чувстве формы, приобретающем космическую цельность в ее тарелках – соро. Без преувеличения можно сказать, что творчество этой талантливой мастерицы определило уровень развития современного ульчского искусства и оказало сильное, благотворное влияние на многих ульчских мастериц, особенно в селе Булава. Они до сих пор пользуются трафаретами ее орнаментов, произведения бабушки Очу служат для них камертоном художественности. Очу Лукьяновна Росугбу – член Союза художников России, участник и дипломант многих всесоюзных, всероссийских, региональных и краевых выставок народного искусства. Ее произведения экспонировались в Японии, Венгрии, Чехословакии. В 1990 году в Музее изобразительных искусств г. Комсомольска-на-Амуре состоялась большая персональная выставка мастера.
Галина ТИТОРЕВА, |
|||
|