- Народное творчество. Сюжеты о любви
- Сюжеты о народном творчестве
- Сохранить традиционную культуру народа – значит сохранить себя
- То, что объединяет народное творчество
- «Штрих-код» северной цивилизации
- Живая нить этнического искусства
- Родовая память мастерства
- На перекрестках приамурского орнамента. Памяти Николая У
- Мастера Земли Дерсу
- Гармония целого
- Хранитель удачи
- Солнце над Ачаном
- Тропа исчезающего народа
- Диковинки из бабушкиного сундука
- Золотое яйцо. Формула народного смехового творчества
- Грани духовности
- Литература
- Знаки и символы нашей истории
- Единое пространство культуры
- Илья Дмитриевич ЛИХАНОВ
Мастер, о котором пойдет речь, давно известен не только в нашем крае, но и далеко за его пределами как победитель многочисленных конкурсов. Николай Николаевич Дявгода – многократный участник выставок «Ладья» и «Северная цивилизация» (г. Москва). Его творческие выставки проводились в Хабаровске, Николаевске-на-Амуре, Комсомольске-на-Амуре, в музее им. В.К. Арсеньева (г. Владивосток), в Новосибирске и г. Санта-Фе (США), а работы находятся в музеях им. В.К.Арсеньева (г. Владивосток) и г. Осака (Япония). Николай Дявгода родился в маленьком, но имеющем тысячелетнюю историю ульчском селе Кольчём. Истоки народного искусства Приамурья, можно сказать, у художника на генетическом уровне, так как в его роду были талантливые мастера, обладавшие прирожденным художественным вкусом и твердой рукой исполнения сложных орнаментальных композиций. Бабушка художника Пумпа Дявгода была весьма искусной вышивальщицей. Показанный на выставке старинный свадебный халат, украшенный тонкой орнаментикой, привлекавший внимание посетителей, был исполнен мамой художника Лилией Петровной из рода Самар. Дедушка Вакса Самар был умелым мастером резьбы по дереву и свое охотничье снаряжение всегда изготавливал сам. Наследственное мастерство как родовая категория, являясь основой культуры народов Дальнего Востока, живет в сознании современного мастера Николая Дявгоды. Интерес к творчеству и профессиональному изучению народного искусства Дальнего Востока возник у Н.Н. Дявгоды еще в студенческие годы, когда он обучался на художественно-графическом факультете ХГПИ. Итогом стало выполнение в 1986 году дипломной работы по художественной обработке бересты. Серия орнаментированных изделий, украшенная аппликацией, резьбой, тиснением и росписью, экспонированная на выставке студенческих работ в Москве, была удостоена диплома. Примечательно, что далее Николай Дявгода не только совершенствует технико-художественных навыки обработки бересты и других природных материалов, но и глубоко изучает историю культуры родного края, начиная с глубокой древности, с наскальных рисунков эпохи неолита, историю шаманизма не только по литературным источникам, но и беседуя с людьми преклонного возраста, носителями культурных традиций. География научных поисков постепенно расширяется, и его внимание привлекает специальная литература по культуре и шаманизму Алтая, то есть Николай Николаевич Дявгода исконный носитель культурного начала и профессиональный художник декоративно-прикладного искусства в одном лице. Он может не только сделать музейную копию берестяного изделия, но идет главным образом по пути создания авторских произведений, стремясь переосмыслить то, что по сути является народной традицией. Н.Н.Дявгода – размышляющий художник, постоянно находится в экспериментальном поиске, торении своего пути в искусстве, и профессиональное образование играет в этом не последнюю роль. Он не только успешно занимается декоративно-прикладным искусством, но и пишет маслом, много рисует. Произведения, созданные Николаем Дявгодой, являются предметом особого разговора, они дают повод для размышлений, так как несут выраженное авторское начало. Без сомнения, художник опирается на культурные и художественные традиции народного искусства Приамурья, а также иногда сочетает ранние формы искусства весьма отдаленных параллелей алтайского шаманизма в своем творчестве. Среди работ Н. Дявгоды, представленных на фестивале «Живая нить времен», обращает внимание серия декоративных панно, выполненных с использованием традиционных материалов и оформленных в рамы. Основу композиционного решения некоторых панно составляет стилизованная вырезанная из дерева маска или создается форма, напоминающая ритуальный бубен. Иногда они соединяются в триптихи. Тематика панно связана с традиционным бытовым укладом, культом охоты, шаманскими представлениями Приамурья, и можно продолжить далее этот ряд. Николай Дявгода вырабатывает свой прием оформления рам декоративных панно, например, продолжая на ней изобразительный мотив, поддерживающий основную тему – это бегущие с луками охотники, словно преследующие добычу. В композицию часто включены амулеты и сэвэны, вырезанные из дерева или кости, ее органично дополняют кожаные ремешки и растяжки. Интересен опыт внесения занимательного момента, в частности декоративное панно «Ловушка на зверя» с подвижными элементами миниатюрного костяного капкана и настороженным на будущую добычу луком. Если вникнуть, как работает профессиональный художник Николай Николаевич, поговорить с ним о его работе, то нельзя не почувствовать и не проникнуться обаянием поэтического мира, наполненного мифологическими образами легенд и сказаний, в котором он живет. Николай Николаевич не сочетает воедино фрагменты прошлого и настоящего, так как для него минувшее и современное – это просто целостное пространство культуры. То, что создает мастер, не механическое соединение, а творческий акт, связанный с пониманием образного содержания и формы: пропорций, ритма и фактуры природных материалов. Мифологический мир и богатейшее орнаментальное наследие Приамурья так же востребовано Н.Н. Дявгодой, как и другими современными мастерами. Художник не просто включает в канву своих произведений сложившиеся мотивы орнамента, но при этом стремится к их переосмыслению. Николай Николаевич довольно часто использует асимметричные решения в зонировании орнамента, а это было большой редкостью в традиционном искусстве. Объектом интерпретации становится родовое древо, зооморфные мотивы, стилизуются петроглифы святилища Сикачи-Алян или «бегущие» спирали криволинейного орнамента и т. д. Николай Дявгода последовательно импровизирует с различными элементами народного искусства, превращая маски и ритуальные бубны в элементы или самостоятельные декоративные композиции. Он делает это комплексно, что придает целостность его произведениям. Порой сами природные формы подсказывают Н. Дявгоде способ пластической интерпретации. Тщательно тонированное дерево с выраженной слоистостью волокон, обтекаемостью форм ассоциативно напоминает базальтовый валун с петроглифами и одновременно крону дерева («Родовое древо»). Художник Николай Дявгода постоянно ищет новые, наиболее емкие выразительные формы, обращаясь к сокровищнице народного искусства Приамурья. В его камерных произведениях зритель может прочитать мотивы фольклора, мифов и легенд дальневосточных народов, увидеть космический путь шамана и его зооморфных помощников. Композиции вызывают поэтические ассоциации, акцентируя эстетическую и пробуждая историческую память. Все влияния и заимствования, приходящие извне, оказываются лишь в плоскости внешнего и основательно переосмыслены. Художник Николай Дявгода в процессе творческой деятельности вырабатывает свои ценности и нормы, слагает свою профессиональную культуру видения и прочтения традиций народного искусства, тем самым регулируя свое развитие изнутри. Соответственно перед зрителем возникает совершенно новая задача ассоциативно соединить живую нить творчества современного мастера и традиционного искусства Приамурья. Композиции Н.Дявгоды действительно позволяют это сделать, но интересны они и с морфологических позиций, и как пример того, что родовая сущность народного искусства, всегда переживаемая в контексте истории, непременно отражает глобальные социальные изменения в жизни этноса. С одной стороны, утверждая свой родовой характер, народное искусство Дальнего Востока постоянно воспроизводит то, что является духовно значимым и ценным. Пример тому – многие опытные и молодые мастера, работающие в узнаваемом русле народного искусства. С другой стороны, под воздействием естественного бега времени оно постоянно изменяется, и тогда появляются произведения нового характера, расцвечивая нить народного искусства. Можно отметить, что на творимом им пути Николай Дявгода не одинок, и на фестивале были представлены мастера, идущие в этом русле. Но он один из немногих, кому это удается делать на хорошем художественном уровне, что подтверждает первое место в номинации «За профессиональное мастерство» на фестивале «Живая нить времен».
Виктория ШИШКИНА, |
|||
|