Солнце над Ачаном

Когда-то небольшое нанайское село Ачан, расположенное неподалеку от озера Болонь, мало чем отличалось от других национальных поселений Приамурья. Здесь мирно сосуществовали древние традиции нани и социалистический уклад жизни, работал рыболовецкий колхоз с боевым названием «Красный партизан». В девяностые годы прошлого столетия ачанцам, как и всем коренным народам Амура, пришлось нелегко. Закрывались колхозы, рвались достаточно крепкие экономические нити, связывающие приамурские села с государством. Но, несмотря ни на что, жизнь продолжалась. Просто она стала другой. Не всем удалось благополучно преодолеть этот болезненный перелом, и сегодня на карте нашего края немало медленно угасающих или вовсе исчезнувших точек. Но судьба Ачана оказалась счастливой.

Его не миновали социальные потрясения, но село не только сохранилось, но и стало одним из самых ярких национальных культурных центров Приамурья, притягивающих внимание этнографов, лингвистов, историков, журналистов. И объяснение этому есть: полвека назад здесь родился ансамбль «Сиун» («Солнце»), который даже в те трудные годы продолжал объединять людей, по-прежнему наполняя их жизнь особым смыслом. Сегодня о народном фольклорном песенно-танцевальном коллективе национально-культурного центра «Силэмсэ» говорят как о явлении в культуре Хабаровского края. Именно этот коллектив на состоявшемся в 2009 году съезде коренных народов в Москве представлял наш регион.

Известность «Сиуна» давно уже перешагнула границы родного края и Дальнего Востока. Песенное и танцевальное искусство нанайцев – подлинное, идущее из глубин народной памяти, открывалось жителям Москвы, Канады, Франции, Болгарии, Японии, Китая. Десять лет назад в лучах «Сиуна» заискрилась «Тасима» («Лепешечка») – детский образцово-показательный ансамбль. Несколько поколений ачанцев (возраст артистов от шести лет и за шестьдесят) стали единым целым, они по-настоящему преданы культурным традициям своего народа.

«Сиун», получивший в 1985 году звание «Народный», развивался благодаря таланту многих людей. Среди них такие знаковые фигуры, как Валентина Сергеевна Киле – основатель ансамбля, руководившая им три десятилетия, Понгса Константинович Киле – известнейший в Приамурье поэт и композитор, Анна Ходжер – народная поэтесса, Мадо Дечули – одаренный балетмейстер, работавшая во многих фольклорных коллективах края, Нина Павловна Гейкер – нынешний руководитель ансамбля и талантливейшая вокалистка.

Начало у этой истории очень простое. Валентина Сергеевна Киле предложила своим подругам организовать концерт для ачанских рыбаков. Жизнь – это ведь не только трудовые будни. И так это пришлось по сердцу людям, что поющая «инициативная группа» со временем превратилась в самый настоящий ансамбль, а его первыми артистами стали рыбаки, охотники, врачи, учителя и домохозяйки. Тогда, в пятидесятых, движение фольклорных коллективов было очень активным, проходили фестивали и праздники, о самодеятельных артистах писали газеты. Но даже когда волна интереса в обществе схлынула, «Сиун» продолжал петь, танцевать, придумывать новые концертные номера. Просто для жителей Ачана это уже стало частью жизни, причем очень важной.

Судьба каждого ачанца неразрывно связана с ансамблем «Сиун». Они приходят сюда совсем маленькими детьми и остаются на долгие годы. Кто-то, окончив профессиональные учебные заведения, возвращается работать. Как, например, молодой балетмейстер Нина Киле, художник по костюмам Татьяна Киле.

В жизнь Нины Павловны Гейкер, которая пришла на смену Валентине Сергеевне Киле и руководит ансамблем тоже уже почти тридцать лет, «Сиун» вошел буквально с пеленок. Ее мама Надежда Тарасовна, одна из первых солисток ансамбля, приносила дочку на репетиции (к слову, и сегодня это вполне обычная практика для нынешних молодых женщин). Девочка выросла, окончила в Хабаровске училище искусств по специальности «Дирижер академического хора» и вернулась домой. Природа наделила Нину Гейкер удивительным по красоте голосом, и преподаватели училища убеждали ее поступать в консерваторию, но никакие уговоры не подействовали. Только в Ачан, в родные места. Здесь ее консерватория.
Нина Павловна Гейкер говорит, что очень важно не потерять свои корни. Только так можно сохранить традиции предков, научить молодое поколение нани беречь свою землю, гордиться своей культурой и осознавать ее самобытность. Здесь по-прежнему исполняют замечательные произведения Понгсы Киле, не забывают наставления родоначальницы Валентины Сергеевны Киле, а это значит, что близкие и дорогие люди всегда рядом. В репертуаре «Сиуна» старинные песни, которые звучали на берегах Амура и два, и три столетия назад. Хореографические номера – прикосновение к древним обрядам, легендам, преданиям. Например, композиция, воссоздающая сакральный обряд «Каса», во время которого шаман провожал души ушедших в потусторонний мир. Или «Кукушка», где говорится о том, как птица своими криками будит мировое Древо жизни, а вместе с ним и всю природу, и как страдает она, вынужденная оставлять птенцов. Глубокий философский смысл в изысканном по пластическому решению «Танце со свечами»: в старину мать просила повзрослевшую дочь зажечь свечу, и это означало, что таким образом она передает ей род, объявляет хранительницей очага.
Так и в ансамбле «Сиун» бережно хранят и передают из рук в руки подобно свече память, любовь, красоту.
 

Анна МОРОЗОВА
Фото Алексея Мартынца