- Народное творчество. Сюжеты о любви
- Сюжеты о народном творчестве
- Сохранить традиционную культуру народа – значит сохранить себя
- То, что объединяет народное творчество
- «Штрих-код» северной цивилизации
- Живая нить этнического искусства
- Родовая память мастерства
- На перекрестках приамурского орнамента. Памяти Николая У
- Мастера Земли Дерсу
- Гармония целого
- Хранитель удачи
- Солнце над Ачаном
- Тропа исчезающего народа
- Диковинки из бабушкиного сундука
- Золотое яйцо. Формула народного смехового творчества
- Грани духовности
- Литература
- Знаки и символы нашей истории
- Единое пространство культуры
- Илья Дмитриевич ЛИХАНОВ
Когда-то небольшое нанайское село Ачан, расположенное неподалеку от озера Болонь, мало чем отличалось от других национальных поселений Приамурья. Здесь мирно сосуществовали древние традиции нани и социалистический уклад жизни, работал рыболовецкий колхоз с боевым названием «Красный партизан». В девяностые годы прошлого столетия ачанцам, как и всем коренным народам Амура, пришлось нелегко. Закрывались колхозы, рвались достаточно крепкие экономические нити, связывающие приамурские села с государством. Но, несмотря ни на что, жизнь продолжалась. Просто она стала другой. Не всем удалось благополучно преодолеть этот болезненный перелом, и сегодня на карте нашего края немало медленно угасающих или вовсе исчезнувших точек. Но судьба Ачана оказалась счастливой. Его не миновали социальные потрясения, но село не только сохранилось, но и стало одним из самых ярких национальных культурных центров Приамурья, притягивающих внимание этнографов, лингвистов, историков, журналистов. И объяснение этому есть: полвека назад здесь родился ансамбль «Сиун» («Солнце»), который даже в те трудные годы продолжал объединять людей, по-прежнему наполняя их жизнь особым смыслом. Сегодня о народном фольклорном песенно-танцевальном коллективе национально-культурного центра «Силэмсэ» говорят как о явлении в культуре Хабаровского края. Именно этот коллектив на состоявшемся в 2009 году съезде коренных народов в Москве представлял наш регион. Известность «Сиуна» давно уже перешагнула границы родного края и Дальнего Востока. Песенное и танцевальное искусство нанайцев – подлинное, идущее из глубин народной памяти, открывалось жителям Москвы, Канады, Франции, Болгарии, Японии, Китая. Десять лет назад в лучах «Сиуна» заискрилась «Тасима» («Лепешечка») – детский образцово-показательный ансамбль. Несколько поколений ачанцев (возраст артистов от шести лет и за шестьдесят) стали единым целым, они по-настоящему преданы культурным традициям своего народа. «Сиун», получивший в 1985 году звание «Народный», развивался благодаря таланту многих людей. Среди них такие знаковые фигуры, как Валентина Сергеевна Киле – основатель ансамбля, руководившая им три десятилетия, Понгса Константинович Киле – известнейший в Приамурье поэт и композитор, Анна Ходжер – народная поэтесса, Мадо Дечули – одаренный балетмейстер, работавшая во многих фольклорных коллективах края, Нина Павловна Гейкер – нынешний руководитель ансамбля и талантливейшая вокалистка. Начало у этой истории очень простое. Валентина Сергеевна Киле предложила своим подругам организовать концерт для ачанских рыбаков. Жизнь – это ведь не только трудовые будни. И так это пришлось по сердцу людям, что поющая «инициативная группа» со временем превратилась в самый настоящий ансамбль, а его первыми артистами стали рыбаки, охотники, врачи, учителя и домохозяйки. Тогда, в пятидесятых, движение фольклорных коллективов было очень активным, проходили фестивали и праздники, о самодеятельных артистах писали газеты. Но даже когда волна интереса в обществе схлынула, «Сиун» продолжал петь, танцевать, придумывать новые концертные номера. Просто для жителей Ачана это уже стало частью жизни, причем очень важной. Судьба каждого ачанца неразрывно связана с ансамблем «Сиун». Они приходят сюда совсем маленькими детьми и остаются на долгие годы. Кто-то, окончив профессиональные учебные заведения, возвращается работать. Как, например, молодой балетмейстер Нина Киле, художник по костюмам Татьяна Киле.
В жизнь Нины Павловны Гейкер, которая пришла на смену Валентине Сергеевне Киле и руководит ансамблем тоже уже почти тридцать лет, «Сиун» вошел буквально с пеленок. Ее мама Надежда Тарасовна, одна из первых солисток ансамбля, приносила дочку на репетиции (к слову, и сегодня это вполне обычная практика для нынешних молодых женщин). Девочка выросла, окончила в Хабаровске училище искусств по специальности «Дирижер академического хора» и вернулась домой. Природа наделила Нину Гейкер удивительным по красоте голосом, и преподаватели училища убеждали ее поступать в консерваторию, но никакие уговоры не подействовали. Только в Ачан, в родные места. Здесь ее консерватория.
Анна МОРОЗОВА |
|||
|