- Путеводная звезда
- Путешественник – перелетная птица
- Адвокат ительменов
- Записки о «розовом городе»
- Живое слово
- Северная Даурия*
- Письма Арсеньева
- Исследователь живых языков
- Северные фантазии Николая Менцера
- Визит к шаману
- Праздник Белого медведя
- Попытка узнать свою страну
- В сотый раз подняться на вершину
- Путешествие в двух измерениях
- Под синим шелком иерусалимских небес
- Аюттая — средневековая столица Сиама
- Единое пространство культуры
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Дом народного творчества
- ГУРИКОВ Александр Викторович
Отправляясь в путь, человек может стать туристом или паломником, двигаться по горизонтали или по вертикали. Туризм дает возможность поглазеть на чужие красоты и чужую жизнь, с любопытством попробовать, что едят, что пьют. Еще туризм дает возможность на время стать фотографом и оператором. Признаюсь, мне в таких путешествиях больше всего нравится возвращение домой. «Слава богу! — искренне сказал я как-то в Шереметьево. — Никаких пальм!» Сказал, увидев березы, стоящие по колено в талой воде. Не зря говорят, что в гостях хорошо, но дома лучше. Совсем иное дело — паломничество. Занимаясь почти тем же, что и турист, паломник ищет свою духовную родину, которую глазами увидеть нельзя. Иначе говоря, он ищет встречи с Богом, личной встречи с Царством Небесным. Как же так, скажете вы, Бог — Дух, он трансцендентен, его глазами увидеть нельзя! Правильно. Искать Бога в реальном мире — занятие странное. Точно так можно купить новое издание «Войны и мира» и перелистывать его в надежде найти реальный волос Льва Николаевича Толстого. И, все-таки, есть на земле места, где сердцем можно ощутить присутствие. Очевидно, дух свободы, который мы называем Утешителем, веет в этих местах с особой силой и постоянством. Прикосновение к Гробу Господню, к Вифлеемской звезде, намертво вделанной в мраморную плиту, к раке святого Сергия Радонежского, к святыням Афона что-то меняет в душе. У нее появляется опыт. Может быть, самый важный опыт встречи со святостью, которая есть не что иное, как отзвук высшей реальности. Эта реальность зовет нас всегда. Но мы увлечены повседневной суетой и проходим мимо, теряя от этого связь с собственной душой. Если считать, что туризм есть путешествие по горизонтали, а паломничество — поиск пути наверх, то оказывается, что все мы, даже никуда не уезжая, туристы или паломники по жизни. Разумеется, можно совместить эти два направления, такой путь доступен каждому. Разрешите представить вам моего собеседника — священника, клирика Христорождественского кафедрального собора города Хабаровска, отца Игоря Сальникова. Он несколько раз побывал в Греции. Одну из таких поездок мы совершили вместе. Это нас сблизило, поэтому в своем «интервью» я буду вести себя неофициально. Есть у меня такой недостаток — люблю встревать и перебивать собеседника. Итак, отец Игорь о Греции: «Первый раз я поехал в Грецию в 2007 году. Разумеется, хотел побывать на Афоне. После бензиново-резиновой Москвы с ее дождями, шумом-грохотом оказался в благоуханной греческой осени. В Греции везде пахнет морем, и каждая травинка имеет свой запах. Для местных Эгейское море было уже холодным, но в нем купались две женщины из Нижневартовска. Я тоже полез, потому что земля и море еще дышали теплом прошедшего лета. Понравились люди в отеле, они были вежливые. Нужно сказать, что в Греции работает мощная туристическая компания, и турист никогда не останется один, без внимания. О нем всегда кто-то заботится. Для начала нам сказали: „Гуляйте и дышите“. Я гулял и дышал. Потом мы поехали в Салоники. Город интересный, он весь обращен к морю. Согласно преданию, основал его македонский царь Кассандр и назвал в честь своей жены Фессалоники, единокровной сестры Александра Великого и дочери македонского царя Филиппа II1. Салоники пережили множество завоеваний и впитали следы эллинизма, римской, византийской и турецкой цивилизаций. Большое впечатление произвела на меня древняя базилика, построенная на месте тюремного заключения великомученика Димитрия Солунского. Храм, построенный в его честь, сооружен из остатков языческих капищ, поэтому колонны, поддерживающие свод, разного цвета, и у них разные капители...» Тут я без разрешения прерву собеседника и скажу несколько слов о святом Димитрии Солунском. Жил он в III веке, был римским проконсулом и открыто проповедовал христианство. Многие жители Салоник стали христианами благодаря его проповедям. Когда император Максимилиан возвращался с войны против скифских племен, то остановился в Салониках. Святой Дмитрий раздал свое имущество бедным и стал готовиться к мученичеству постом и молитвой. Призванный на суд кесаря, он объявил себя христианином и был заключен в темницу. Спустя несколько дней в городе были устроены бои, в которых императорский любимец боец Лий побеждал многих противников, в том числе городских христиан, которых понуждали к бою с ним. Присутствовавший при этом христианин Нестор по благословению Димитрия вступил в бой и сбросил Лия с помоста на копья. В гневе император приказал тут же казнить Нестора, а следующим утром и Димитрия. Отец Игорь: «Мощи святого Дмитрия вскоре стали обильно источать миро, стекавшее прямо в море. Есть свидетельства, что пираты-норманны кощунственно мазали этим маслом свои обувь и даже жарили на нем рыбу. Когда славянские племена осаждали город с суши (а это случалось достаточно часто), то перед их полками являлся святой Дмитрий, который выступал на защиту своего города. Интересно, что впоследствии святой Дмитрий стал покровителем славянского воинства. В частности, в честь него в центре города Владимира построен небольшой украшенный резьбою Свято-Димитровский храм, в котором русские воины принимали присягу. Есть храм великомученика Димитрия и в поселке Князеволконка Хабаровской митрополии, где расположено несколько учебных подразделений Российской армии. Солоники знамениты еще и тем, что здесь проповедовал иудеям и язычникам апостол Павел. Мы знаем два его послания, адресованных жителям Салоник». Здесь я прерываю рассказ, чтобы напомнить несколько слов из первого Послания к Фессалоникийцам: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». Переписывал этот текст и думал: вот бы нам научиться всегда радоваться! Чтобы узнавали нас в любом аэропорту мира не по хмурым, раздраженным лицам, а по радостной улыбке, идущей от самого сердца. Отец Игорь: «Напомню, что в Салониках жили святые Кирилл и Мефодий. Здесь они начали дело просвещения славянских народов (перевод Евангелия, богослужебных книг и так далее). Здесь было много наемных солдат, купцов и рабов из славян. Греция — небольшая страна. По оценке Евростата по состоянию на 1 января 2010 года, население Греции составляет 11 309 000 человек. Около 60 процентов его живет в городах Салоники, столице Северной Македонии Фракии и в Афинах. Афины, столица Греции, знамениты своими древностями. Мировая известность принадлежит огромному музею под открытым небом, включающему Акрополь с Парфеноном. Интересно, что длительное время Парфенон был христианским храмом. Именно это позволило ему сохраниться до наших дней. В руины же его превратил „удачный“ выстрел венецианского наемника, попавшего в турецкий пороховой склад. Храм был разрушен основательно, и по сей день вся Европа занимается его реконструкцией и реставрацией. Когда входишь в Парфенон, невольно чувствуешь свое единство с ним. Построен он по законам золотого сечения, пропорции которого использовались при изображении человека». От себя могу добавить: греки верили, что душа и тело человека совпадают «по контуру». Поэтому, изображая тело, они всегда думали о душе. Не в этом ли секрет воздействия древних греческих скульптур? Отец Игорь: «Конечно, Афины известны не только античной, но и христианской культурой. Здесь есть прекрасный музей, посвященный Византийской эпохе. В экспозиции представлены находки археологов от Аравии до Карпат и от Армении до западной Италии. Входя в музей, мы видим древние катакомбные алтари, колонны, портики, затем удивительные иконы. В Византии было несколько школ иконописи, и каждая имела свое неповторимое лицо. Так через откровение менялось зрительное представление человека о святыне и святости. Икона — запечатленная на века молитвенная встреча человека с Богом. Мы видим в этом музее, как греки бережно хранят свою историю и культуру. Большая экспозиция показывает, как можно „срезать“ со стен фрески в храме, который оказался в зоне затопления ГЭС. У нас же нередко такие храмы с уникальной росписью просто забывали в рукотворных морях. Титаническая работа, говорящая о любви к Богу и Родине». А мне в связи с этим вспомнились мерцающие всю ночь лампадки. Они горели на кладбище в рыбачьем поселке, где мы временно остановились в отеле. Смотрел я на живые огоньки на могилах и думал: вот она, материализованная любовь, которая сильнее смерти. И сердце отогревалось... А как греки любят своих детей! Ребенок то и дело подбегает к маме и папе за поцелуем, и сами родители не скрывают своих чувств к нему и друг к другу. Столетия турецкого ига не смогли сделать с ними того, что сделали с нами семьдесят лет коммунистического «рая» и последующие события. Как нужно нам вновь научиться любить!.. Отец Игорь: «В Афинах запомнился небольшой храм, построенный на одной из городских высот. Холм Ликавитос весь порос кактусами. Вершину можно „покорить“, поднявшись туда на фуникулере. Ликавитос, Ликабетт — гора в центре Афин, столицы Греции. Высота около 300 метров над уровнем моря. Гора знаменита расположенной на ней византийской церковью Святого Георгия. Ее возведение (XI–XII века) было связано с укреплением могущества Византийской империи и христианства в результате балканских военных походов императора Василия II. Старые афиняне называли ее церковью Святого Сидерея. В 1930 году здание было разрушено пожаром и восстановлено в 1931 году.2 Когда-то в начале XIX века один из христианских подвижников — священник Эммануил Лулудис поднялся сюда и... исчез. Его пытались найти, но вскоре почему-то решили, что он умер, и поиски прекратили. Прошло некоторое время, и холм стал местом активного паломничества горожан, ибо обнаружилось, что старец жив и крепок духовно. К пещере, в которой он поселился, нескончаемым потоком шли люди за советом, утешением, благословением. Видимо, именно отец Эммануил на средства благотворителей восстановил сгоревший в 1831 году византийский храм. Расписали его заново, в своеобразной „мужицкой“ манере критской школы. Проходят годы, а люди все идут в это намоленное место. Предприимчивые греки построили в рекреативной зоне рядом с храмом три небольшие кафе. А почему бы паломникам, сидя рядом с могилой праведного Эммануила Луллудиса, не помолиться, выпив чашку бодрящего кофе? Попав в Афины, иностранец легко и незаметно входит в жизнь города. Он свой в любом многолюдном ресторанчике, где люди общаются больше, чем едят, где старики могут просидеть целый день, рассказывая молодым то, что кроме них уже никто не знает...» В Афинах мне побывать не удалось. Заболел и провалялся в тени у моря, делая наброски с пляжных фигур. Но зато мы вместе с отцом Игорем буквально прорвались на Афон. Чтобы туда въехать, нужен особый пропуск. У нас, по нерадивости турфирмы, его не оказалось. И тогда мы, заплатив не очень большую сумму нужным людям, вполне легально с ветерком примчались на катере и причалили наконец-то к вожделенной афонской земле. Меня поразила внутренняя тишина и спокойствие, которые были разлиты в воздухе Святой Горы. Похожее состояние бывает в православном храме, если зайти в него после службы. Может, это состояние следует назвать намоленностью? Отец Игорь: «Афон — уникальная монашеская республика на северо-востоке Греции. Гористый полуостров, на котором расположены двадцать мужских монастырей: семнадцать греческих, один русский, один сербский и один болгарский. Женщинам сама Пресвятая Богородица запретила вход на эту территорию. Однако у дам, желающих прикоснуться к святыне, есть возможность совершить круиз по западной стороне полуострова на специальном декоративном, «загримированном» под пиратский галеон судне. При этом есть шанс, что к судну с благочестивыми паломницами из ближайшей обители Святой Горы прибудет на лодочке священник и помажет их освященным елеем, наставив на путь истины. Путешествовать по Святой Горе можно двумя способами. Первый — «галопом по Европам», стараясь охватить множество монастырей, чтобы увидеть как можно больше святынь. Второй — посетить один монастырь, выстоять ночные службы, понаблюдать за повседневной жизнью братии, вкусить монастырской трапезы, периодически выбираясь в окрестные живописные скиты и кельи, принадлежащие этому же монастырю. Я попробовал и первый, и второй путь, и последний мне показался с духовной точки зрения продуктивнее. В нашей с вами поездке мы выбрали один из монастырей. Кутлумуш (именно так называется эта гостеприимная обитель, расположенная вблизи Карьеса, столицы монашеской республики) оказался очень тихим и, даже можно сказать, отстраненным от земных забот местом. Неподалеку от монастыря находится келья, в которой подвизался известный в России старец — Паисий Святогорец. Сейчас, по некоторым данным, готовится его прославление в лике преподобных. Во всяком случае, фотографические изображения отца Паисия можно увидеть не только в Греции, но и в России. Мне удалось побывать в его келье, выпить воды из источника старца, посидеть на одном из пеньков, где сидели паломники, задававшие старцу беспокоившие их духовно вопросы. Но вернемся в монастырь Кутлумуш. Он прекрасно организован, его братия — одна из самых дисциплинированных на Святой Горе. Игумен Кутлумуша, отец Христодул, считается одним из самых ярких миссионеров. Его книга, посвященная современному монашеству, переведена на русский язык. Особое внимание в своей проповеди игумен Христодул уделяет христианскому воспитанию молодежи. Зримый показатель миссионерской деятельности настоятеля — в монастыре подвизаются представители разных национальностей, в их числе мы видели трех русских послушников, один из которых устраивал нас в монастырскую гостиницу — архондарик». Мне Кутлумуш показался древней крепостью, впрочем, так оно и есть. В былые годы набеги пиратов были частыми, и, чтобы спастись, монахи строили так, чтобы без осадных орудий в монастырь проникнуть было нельзя. Запомнились ночные службы. Незнакомая греческая речь доносила главное: смирение и внутреннее равновесие молящихся. Есть в греческих службах какая-то хорошая обыденность. Привычно людям предстоять перед Богом, потому что это и есть жизнь, самая главная ее составляющая. Еще запомнилась необыкновенно вкусная вода из святого источника. Пьешь и радуешься. Весь организм радуется, оживает. И, конечно, запомнилось посещение скита Андрея Первозванного — когда-то русского, но теперь греческого. Скит — памятник былому духовному величию России и ее падению перед искушением революции. Именно в скиту мне подумалось, что, отходя от Христа, мы оказываемся не в пустоте безверия. Нас с вожделением принимают лапы врага, и мы утрачиваем свободную волю, к которой так стремились. Отец Игорь: «Самое интересное на Афоне — это встречи с людьми, которые приезжают в это святое место, ища защиты от скорбей мира. Человек удивительным образом раскрывает здесь свою душу, у него пробуждаются самые лучшие стороны характера. И разноязыкие паломники приобретают взаимопонимание, столь редкое порою в мире даже среди родственников. Помню, как один англичанин, сидя в монастырской беседке, доказывал греку, что Сибирь и Дальний Восток давно заселены китайцами. Беседа шла на интернационально-ломаном английском. Мне пришлось вмешаться в беседу, чтобы опровергнуть заблуждение. В одну из поездок на Афон у меня сильно поднялось давление. Уже на пристани почувствовал, что путешествие по Афону нереально. И тут меня неожиданно окликнул старый приятель Сергей Голубев, предприниматель из Москвы. Год назад я уже странствовал с ним по Святой горе. В общем, не пришлось мне тогда много ходить пешком. Покидая Святую Гору, он передал меня из рук в руки другим благочестивым людям, с которыми мы сразу сблизились духовно. С новыми друзьями я на арендованной машине благополучно объехал весь Афон и вернулся на „большую землю“. Наше общение превратилось в христианское братство, о котором я с удовольствием вспоминаю в Хабаровске, а мои друзья — в Москве, Швейцарии и Брюсселе. Так являет себя любовь и заступничество хозяйки Святой Горы Богородицы в отношении паломников». Александр ЛЕПЕТУХИН
|
|||
|